Форум » Романы, повести, рассказы ИАЕ » Примечания к "Часу Быка" » Ответить

Примечания к "Часу Быка"

Евгений Беляков: ПРИМЕЧАНИЯ К РОМАНУ «ЧАС БЫКА» Роман «Час Быка» стал третьим произведением трилогии Ивана Ефремова о будущем (первые два - «Туманность Андромеды» и «Сердце Змеи»), связанных общей сюжетной тканью. Проблем, поднятых в романе «Час Быка» очень много, это своеобразная симфония тем, однако одна из главных, которой посвящем роман в целом, – это глобальный планетный кризис. Само это слово «глобальный» (в контексте «глобальных проблем») вошло в язык гораздо позже – уже после проникновения сведений о моделях Римского клуба в нашу страну, в середине семидесятых годов. До середины семидесятых годов оно означало в применении к земному шару только глобальную войну (что и зафиксировала БСЭ). [more]Есть основания, однако, считать, что Ефремов был знаком с проблематикой глобальных проблем задолго до этого по англоязычным источникам и, возможно, из личнх контактов с западными учеными. Интересно, что в самом романе «Час Быка» встречается непривычный уху тогдашнего читателя термин «глобальное» в применении к природе: «Они (ученые) связывали с этим (с конечностью материальных благ) глобальное разорение Земли», - пишет Ефремов. И – на той же странице (с. 197): «Для наших правнуков, - писал один ученый, - наши теперешние заботы и опасения покажутся скверным сном невежественного ума. Мы должны переоткрыть забытые качества в нас самих и реставрировать до ее истинной красоты нашу Голубую Планету». Это очень характерные слова для исследователей глобальных проблем. Напомню, что главная книга выдающегося социалиста А.Печчеи, основателя Римского клуба, называется «Человеческие качества». Три проблемы перечислены Ефремовым как главные для всего романа в тексте «От автора» и приписаны Ленину (но ведь в 45-томном ПСС Ленина можно найти упоминания о чем угодно). Это 1) сложность материи, 2) роль сознательной ответственности за каждое действие, и 3) совет Ленина Богданову показать разграбление планеты капиталистами. Все три проблемы имеют прямое отношение к экологической (в широком смысле слова) проблематике, к пониманию планеты Земля как сложной системы. (См. также примечание к стр. 6 и 265). Главная проблематика «Часа Быка» не лежит на поверхности, хотя она органически связана с увлекательным научно-фантастическим сюжетом. Вновь Ефремов, как и в «Лезвии бритвы», обращается к «закрытой» в те годы для читателя русской поэзии Серебряного века. Многочисленные аналогии, намеки, ссылки должны были пройти мимо глаз цензора, чтобы быть расшифрованными внимательным читателем. Сцилла и Харибда. И этот план удался! Правда – не надолго: вскоре роман будет запрещен и изъят из всех библиотек. В нижеследующих примечаниях я попытался открыть, расшифровать «подпольную часть» ефремовского романа. Для многих открывшаяся картина будет непривычна и неожиданна, покажется, возможно, слишком мрачной. Конечно, эти примечания не исчерпывают всего «тайного Ефремова». Мы не цензоры, и потому не должны обманываться: «Час Быка» - книга не только о будущем, она о нас, нашем недавнем прошлом, и нашем ближайшем будущем. Наш ржавый броненосец не должен приплыть в порт под названием Торманс. А между тем все вокруг все больше напоминает эту фантастическую планету. Поэтому некоторые, кто читает «Час Быка» в наше время, говорят, что книга стала еще современее. Главное, чтобы она не стала современностью – в этом смысл цивилизациолнной «развилки», предсказанной Ефремовым, его предупреждение тем, кто придет после него, то есть нам с вами. Нумерация страниц по изданию Средне-Уральского книжного издательства 1989 года. При отсутствии этой книги, теперь, к счастью, читатель может воспользоваться текстами романа, имеющимися в интернете и поисковиком браузера. -((((-0-))))- Стр.6. «…Сейчас, как никогда, более уместно вспомнить рекомендацию В.И.Ленина, данную писателю-фантасту А.А.Богданову: показать разграбление естественных ресурсов и природы нашей планеты капиталистическим хозяйствованием». Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873-1928) – крупный русский философ, ученый, революционер. Автор научно-фантастического романа «Красная звезда». Ефремов имеет в виду эпизод на Капри, описанный А.М.Горьким. Беседуя с А. А. Богдановым, Ленин предлагал ему тему для романа-предостережения: «Вы бы написали для рабочих роман на тему о том, как хищники капитализма ограбили землю, растратив всю нефть, все железо, дерево, весь уголь. Это была бы очень полезная книга…». «Воспоминания о Ленине", М., "Молодая гвардия", 1955, стр. 25. Стр.10. "Молодые люди ЭВР – Эры Встретившихся Рук..." На основании упоминаний об эрах и веках в произведениях Ивана Ефремова, а также в так называемых "Премудрых тетрадях" писателя, где он собирал материалы для своих произведений, мы составили КАЛЕНДАРЬ прошлых и будущих событий в представлении Ивана Ефремова. Тёмная Эра (Тёмные Века) или Эра Смешения Формаций (ЭСФ) ----------Века Нашествий 13–14 вв. ----------Века Чёрной Церкви 14–16 вв. ----------Века Покорения Народов 16–18 вв. ----------Век Замирения 1807–1866 гг. Эра Расщеплённого Мира (ЭРМ) ----------Век Войн 1867–1962 гг. ----------Век Лжи 1963–1986 гг. ----------Век Смятения и Голода 1987–2010 гг. ----------Сражение Мары 2005 – 2010 гг., неопр. до 2035 г. Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ) ----------Век Союза Стран 2035–2046 гг. ----------Век Разных Языков Середина 21-вторая половина 22 вв. ----------Век Борьбы за Энергию ----------Век Общего Языка. С 2227 г. Эра Общего Труда (ЭОТ) ----------Век Упрощения Вещей 2287–2406 гг. ----------Век Переустройства 2407–2526 гг. ----------Век Первого Достатка 2527–2646 гг. ----------Век Звёздного Космоса 2647 - 2826 гг. Эра Великого Кольца (ЭВК) 29–38 вв. ----------Век Подобного Разума ----------Век Великого Взлёта ----------Век Беспредельности ----------Век Тибетского Опыта – время действия «Туманности Андромеды» (прибл. 3230) ("Пустое время" 34 - 39 вв. - задумывалась какая-то Эра?) Эра Встретившихся Рук (ЭВР) 38–47 вв. Начало Эры: 3860 г. ----------Век Раскрытия Пространства ----------Век Прямого Луча – время действия ЧБ (4030) ----------Век Свободных Встреч (Пролог и Эпилог «Часа Быка») (4160). При составлении Календаря использовался конспект "Премудрых тетрадей", сделанный Андреем Константиновым. См. также примечание к стр. 248. Стр. 25. «…Небольшая книга Артура Линдсея…» Имеется в виду не Артур а Дэвид Линдсей (1876 - 1945) - английский писатель-фантаст и его книга «Путешествие к Арктуру». Стр. 28. «…Плоскогорье Реват в Индии…» На современной карте Индии, насколько нам известно, нет плоскогорья Реват. Это наименование могло произойти от названия живописных рек в горной местности Большой и Малый Реват на Южном Урале (где путешествовал И.А.Ефремов) и имени героя индийского эпоса Реваты. Стр. 30. «Имитируя случайности Финнегана». Речь идет о так называемом законе Финнегана, приводимом в известной книге «Закон Мэрфи». Вот небольшой отрывок из книги: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она случается. (Если какая-нибудь неприятность может произойти, она происходит). Следствия. Все не так легко, как кажется. Всякая работа требует больше времени, чем Вы думаете. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая. Предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Как только Вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. Всякое решение плодит новые проблемы. Бесполезно придумывать защиту от дурака - ведь дураки так гениальны...» Для Ефремова закон Финнегана – не просто удачный юмор. Это проявление альтернативной («асимметричной», «спиральной») теории вероятностей, связанной, как он считал, со спиральным устройством Вселенной. Отклонение от стандартных вероятностных законов писатель-ученый видит также в тенденции каждого смелого порыва «притягивать» к себе благоприятные возможности. «Смелого пуля не берет», - гласит пословица, но для Ефремова эти обыденные наблюдения объединяются в свод наблюдаемых данных, на основе которых построена «теория инфернальности». В частности закон Финнерана становится проявлением более общего феномена – Стрелы Аримана: тенденции любой сложной системы к выбору не средней по качеству, а худшей из траекторий возможного развития. Так, например, в терактах и катастрофах погибают, как правило, самые хорошие, самые красивые люди и это «отклонение» от законов вероятности не объяснимо. Стр. 37. «…Это был Эрф Ром, живший в пятом периоде». Анаграмма имени самого Ефремова. Некоторые письма Олсону он подписывал "Old Efraim" - Старый Эфраим . Некоторые считают, что также имеется в виду Эрих Фромм (1900–1980 ) - выдающий психолог-неофрейдист. Это предположение имеет право на существование, однако Фромм никогда не высказывал мыслей, которые в романе вложены в уста Эрф Рома. Слова «в пятом периоде» в романе означают наше время. Стр. 39. «Двадцать дней, как плыли каравеллы…» Четверостишье из второй песни «Открытия Америки» Николая Степановича Гумилева (1886-1921), выдающегося русского поэта, расстрелянного большевиками. В советское время стихи Гумилева не печатались. Это одна из причин того, почему И.А.Ефремов не называет его имени. Двадцать дней, как плыли каравеллы, Встречных волн проламывая грудь; Двадцать дней, как компасные стрелы Вместо карт указывали путь И как самый бодрый, самый смелый Без тревожных снов не мог заснуть. И никто на корабле, бегущем К дивным странам, заповедным кущам, Не дерзал подумать о грядущем; В мыслях было пусто и темно; Хмуро измеряли лотом дно, Парусов чинили полотно. Астрологи в вечер их отплытья Высчитали звездные событья, Их слова гласили: «Все обман». Ветер слева вспенил океан, И пугали ужасом наитья Темные пророчества гитан. … Если как подарок нам дана Мыслей неоткрытых глубина, Своего не знающая дна,… То Колумб светлее, чем жених На пороге радостей ночных, Чудо он духовным видит оком, Целый мир, невидимый пророкам, Что залег в пучинах голубых, Там, где запад сходится с востоком. Эти воды Богом прокляты! Этим страшным рифам нет названья! Но навстречу жадного мечтанья Уж плывут, плывут, как обещанья, В море ветви, травы и цветы, В небе птицы странной красоты. Это потрясающее стихотворение – своего рода символ, взятый Ефремовым к своему творчеству. Конечно, он расширял его первоначальный смысл, отождествляя себя с Колумбом, желающим, молящем судьбу не об Индии и не об Америке, - о новом, великом будущем всего человечества… Стр.40. «Нет, не укор, не предвестье, эти святые часы…» и «Миг между светом и тенью…». Из стихотворения «Февраль» (1907) Валерия Брюсова, в котором описано умиротворенное состояние поэта на закате в феврале. Это – одно из наиболее лиричных стихотворений несколько суховатого Брюсова. Свежей и светлой прохладой Веет в лицо мне февраль. Новых желаний не надо, Прошлого счастья – не жаль. Нежно-жемчужные дали Чуть орумянил закат. Как в саркрфаге, печали В сладком бесстрастии спят. Нет, не укор, не предвестье – Эти святые часы! Тихо пришли в равновесье Зыбкого сердца весы. Миг между светом и тенью! День меж зимой и весной! Весь подчиняюсь движенью Песни, плывущей со мной. Стр. 61 «…чуть ли не подо всем Синийским щитом» Синийский щит, древняя платформа, занимающая нижнюю часть бассейна р. Хуанхэ и Корейский полуостров, а также дно большей части Жёлтого моря. На Западе продолжение платформы прослеживается в виде узкого клина вдоль Внутренней Монголии. Стр.103. «Он (Данте) объяснил понятную прежде лишь оккультистам страшную суть наименования «инферно», его безвыходность». Инферно – ад. Имеются в виду следующие строки из «Ада» Данте Алигьери (1265-1321) – великого итальянского поэта. ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ. Я, прочитав над входом, в вышине, Такие знаки сумрачного цвета, Сказал: "Учитель, смысл их страшен мне". Он, прозорливый, отвечал на это: "Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета…" Стр. 105. «…Древний философ Алдис, которого прежде отождествляли с изобретателем морского сигнального фонаря» Здесь говорится о ручном сигнальном фонаре Олдиса. О нем упоминает Вэл Хауэлз в повести "Курс - одиночество". Ефремов мог прочитать эту книжку, хотя он, наверно, знал о фонаре Олдиса не понаслышке. «Если вы, - пишет Хауэлз, - не дай бог, оказались жертвой несчастного случая, самое верное - сделать себе укол морфия или чего-нибудь в этом роде и постараться установить связь с первым же судном. Флаги, как вы видели, для этого не очень-то годятся. Мне кажется, больше всего подходит - разумеется, наряду с парашютными осветительными ракетами - ручной сигнальный фонарь Олдиса. Он годится и днём и ночью, для судов и самолётов; словом, полезная штука». «Древний философ», возможно, это крупный английский фантаст Брайон Олдис. Стр. 170. «Молитва о пуле», - сказала Веда…» Речь идет о стихотворении неизвестного русского офицера: Христос всеблагий, всесвятый, бесконечный, Услыши молитву мою, Услыши меня, мой заступник предвечный, Пошли мне погибель в бою... Смертельную пулю пошли мне навстречу... Ведь благость безмерна Твоя, Скорее пошли мне кровавую сечу, Чтоб в ней успокоился я. На Родину нашу нам нету дороги, Народ наш на нас же восстал, Для нас он воздвиг погребальные дроги, И грязью нас всех закидал. Три года мы тяжко страдали, Заветы России храня, Мы бились с врагами и мы не считали Часами рабочего дня. Сном вечным уснули бойцы-офицеры, Погибшие в славных боях. ..... ..... Но мало того показалось народу- И вот, чтоб прибавить могил, Он, нашею кровью купивший свободу, Своих офицеров убил. Правительство, юные люди науки, И много сословий и лиц Пожали убийцам кровавые руки, Прославили наших убийц. В Москве лишь тому не нашлося примеров: Святая Москва наших дней Не пролила крови своих офицеров Могучей десницей своей. Молись же о нас, о Москва золотая, Молись же о нашей судьбе, Тебя не увидим мы больше, родная,- Никто не вернется к тебе. Товарищи наши, в бою погибая, Без меры, числа и конца, Нам всем завещали одно,умирая: "Войну довести до конца." Чтоб область противника нашею стала, Чтоб нам же открылись моря, Чтоб вечно над русской землею сияла Свободы и счастья заря. А ныне толкуют уже в Петрограде О том, чтобы мир заключить, Чтоб ради покоя я золота ради Россию навек погубить. А скоро придут и идеи иные: Вильгельма великим назвать, Пред ним преклонить покоренные выи И прах его ног целовать. Скорей же в окопы, друзья-офицеры, Не будем мы этого ждать, Скорей же подайте солдатам примеры Как надо в бою умирать. Не надо далеких и долгих примеров: России надежный оплот, Лишенный своих боевых офицеров, Балтийский бездействует флот. За наши страданья и муки Нам русский народ заплатил, На нас же он поднял кровавые руки И наших же братьев убил. Терпенья исполнилась нашего мера- Народ с нас погоны срывал И званье святое бойца-офицера В смрадную грязь затоптал. Спешите ж в окопы, товарищи-братья, Семьей офицерской своей, Нам смерть широко раскрывает объятья- И мы успокоимся в ней. Пока здесь грохочет гроза боевая,- Мы все на местах, никуда не уйдем, И, край наш родимый от немцев спасая, За Родину нашу умрем. Когда же предвечного волею Бога Пройдут дни великой войны, Тяжелая ляжет пред нами дорога, Увидятся новые сны... Когда по окопам от края до края Отбоя сигнал прозвучит, Сойдется семья офицеров родная, Последнее дело свершит... Тогда мы оружье свое боевое, Награды, что взяты в бою, Глубоко зароем под хладной землею, И славу схороним свою. На Родину нам ведь не будет дороги: Народ наш на нас же восстал, Для нас он воздвиг погребальные дроги, И грязью нас всех закидал. От злого народа, убийцы-народа Ведь мы ничего не возьмем,- И холод, и голод, и жизни невзгоды, Над нами повиснут кругом... Тогда, пережив бесконечные муки, Со знаменем светлым Креста, Протянем к союзникам доблестным руки: "Подайте, во имя Христа."... Вы сами ведь видели много примеров, Как нас наш народ избивал, Как рвал он погоны с своих офицеров И как он их в грязь затоптал. Забыть мы не можем мгновения эти, Принять от убийц ничего не хотим, Но с нами ведь гибнут и жены, и дети. "Подайте из жалости им."... ------ Промчатся столетья, пройдут поколенья, Увидятся новые сны, И станут народы читать без волненья Историю страшной войны. И в ней сохранится так много примеров Как русский народ воевал И как он своих же бойцов-офицеров Своею рукой избивал... Действующая армия, апрель 1917 г. (из книги Шляпникова А.Г. "Семнадцатый год") За один намек на эти расстрелы офицеров весной 1917 года в открытой печати в обход цензуры в конце 60-х могли посадить в тюрьму. Стр. 171. «Пули погуще по оробелым…» Стихотворные строчки В.В.Маяковского из поэмы «150 000 000» Маяковский нередко высказывался в том же духе. Например, там же немного ниже: Вместо вер – в душе электричество, пар. Вместо нищих – всех миров богатство прикарманьте! Стар – убивать. На пепельницы черепА! Или из «Мистерии-Буфф»: Ко мне – кто всадил спокойно нож и пошел от вражьего тела с песнею! Иди, непростивший! Ты первый вхож в царствие мое земное – не небесное. Стр. 172. «Земля, оставь шутить со мною…» Строки из стихотворения Н.Гумилева «Природа». Так вот и вся она, природа, Которой дух не признает, Вот луг, где сладкий запах меда Смешался с запахом болот; Да ветра дикая заплачка, Как отдаленный вой волков; Да над сосной курчавой скачка Каких-то пегих облаков. Я вижу тени и обличья, Я вижу, гневом обуян, Лишь скудное многоразличье Творцом просыпанных семян. Земля, к чему шутить со мною: Одежды нищенские сбрось И стань, как ты и есть звездою, Огнем пронизанной насквозь! Стр. 187. "Хмельная и влюбленная..." Хафиз, газели. Точный текст: Хмельная, опьяненная, луной озарена, В шелках полурасстегнутых и с чашею вина (Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ), Хохочущая, шумная пришла ко мне она и т.д. Стр. 248. «Историки для тех времен пользуются периодизацией, принятой в хрониках монастыря Бан Тоголо в Каракоруме». Каракорум – горный массив на границе Китая, Киргизии и Индии (название означает «черный трон»). Через хребет ведёт перевал, также называющийся Каракорум (через него проходил маршрут азиатской экспедиции Н.К. Рериха в 1925 году). Другой вариант – столица древней Монгольской империи (XIII век), рядом с которой располагается древний (первый в Монголии) ламаистский монастырь Эрдене-Цзу. «Уединившиеся там летописцы беспрестанно регистрировали мировые события ЭРМ, пользуясь двухполосной системой сопоставления противоречивых радиосообщений». Читатель 70-х годов не мог не понять, о чем идет речь: с одной стороны было официальное единое радио СССР, с другой – радиоголоса: «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкая волна»… Ефремов предлагал искать истину, сопоставляя обе «полосы». Система хронологии монастыря, о которой пишет Иван Ефремов, может быть иллюстрирована приведенной ниже схемой, на которой можно найти все упоминаемые этой странице даты. А.Константинов привел мне убедительные аргументы в пользу того, что цвета животных Ефремов определяет согласно цвету цикла, а не традиционно, то есть нужно было бы сказать не «в год красной курицы», а «в год курицы красного цикла» и т.д. Кроме того он уточнил годы начала «кругов» по знаменитой «Премудрой тетради» Ефремова, посвященной «Часу Быка». « - Когда на Земле распространился мистицизм? – спросила Эвиза. - В синем цикле семнадцатого круга». Так ведь оно и было: появились «экстрасенсы», ксероксы в миллионных тиражах подпольно «издавали» теософов… А в восьмидесятые-девяностые огромное количество оккультной литератруры вывалилось на прилавки книжных магазинов… «- Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? – спросила Чеди. - В год красной или огненной курицы семнадцатого круга, - подтвердила Фай Родис, - и продолжалось до года красного тигра». То есть от 2005 по 2010 гг. «…ЭРМ началась в пятнадцатом, - произвела быстрый расчет Чеди. - А кончилась в черном цикле семнадцатого круга, - добавила Родис». Пятнадцатый круг начинается в 1867 г и заканчивается 1926 г. Естественно предположить, что ЭРМ начинается Октябрьской революцией. Черный цикл 17 круга 2035-2046. « - Не пора ли прекратить изыскания, в каком бы круге мы ни находились? – предложила Эвиза. – Мы замучили Фай. - В год синей лошади пятьдесят первого круга, - рассмеялась Родис». То есть 4030 г. Стр. 252. «Более того, по закону, открытому еще в Эру Разобщенного Мира Питером…» Имеется в виду канадский ученый Лоуренс Дж. Питер (ум. 1989 г.), выдвинувший принцип, согласно которому в любой иерархически устроенной организации каждый участник, поднимаясь по ступеням карьеры, рано или поздно достигает своего «уровня некомпетентности». Следствия из закона Питера. Cливки поднимаются вверх, пока не прокиснут. Для каждой существующей в мире должности есть человек, не способный ей соответствовать. При достаточном числе продвижений по службе эту должность займет именно он. Всю полезную работу совершают те, кто еще не достиг уровня своей некомпетентности. Стр. 265 "Ведь здесь нарушен закон Синед Роба. Если они достигли высокой техники и почти подошли к овладению космосом, - и не позаботились о моральном благосостоянии, куда более важном, чем материальное, то они не могли перейти порога Роба. Ни одно низкое по морально-этическому уровню общество не может его перейти, не самоуничтожившись..." По-видимому, прототипом Синеда Роба был знаментый ученый, нобелевский лауреат Дэннис Габор (Габор Дэннис, прочитанное в обратную сторону даст Синнэд Робаг). Он изобрел голографию, писал книги о будущем. Он был убежден: спасти человечество можно только при условии значительного возвышения морального фактора. А к этому, по сути, и сводился "коммунизм" Ивана Ефремова. Дэннис Габор участвовал в работах Римского клуба, ему принадлежит один из знаменитых докладов Римскому клубу. Хотя основные работы Римского клуба были опубликованы (и тем более переведены на русский) уже после смерти Ивана Ефремова, можно думать, что Ефремов был во всяком случае духовно близок его основным интенциям, аксиомам. И, как и работы этого замечательного учреждения, так и «Час Быка» со временем становятся все более акутальными. Стр. 263. «О, эти сны о небе золотистом…» Это стихотворение, описывающее коктебельские предзакатные облака, принадлежит перу М.Волошина, выдающегося русского поэта «серебряного века», оно написано в 1907 г. Священных стран Вечерние экстазы. Сверканье лат Поверженного Дня! В волнах шафран, Колышутся топазы, Разлит закат Озерами огня. Как волоса, Волокна тонких дымов, Припав к земле, Синеют, лиловеют, И паруса, Что крылья серафимов, В закатной мгле Над морем пламенеют. Излом волны Сияет аметистом, Струистыми Смарагдами огней... О, эти сны О небе золотистом! О, пристани Крылатых кораблей!.. Стр. 175. «Сколько жизней унес УБТ две тысячи лет назад у нас да и на других планетах!» Т.е. примерно в 2030. Другие планеты, вероятно, Марс и Луна. Ближайшее будущее не представлялось Ивану Ефремову светлым. Он предвидел страшную войну с применением атомного оружия в период 2005-2010 год, в которой Запад должен был потерпеть поражение (или обе стороны), а также Вторую Великую революцию примерно в 2040 г. События ВВР также будут связаны, как предполагал Ефремов, с крупнейшими разрушениями, массовой смертью людей. Стр. 312. «Голодом и страстью всемогущей все больны…» Н.Гумилев, «Открытие Америки», Песнь первая. См. примечание к стр. 39. О, пути земные, сетью жил, Розой вен вас Бог расположил! И струится, и поет по венам Радостно бушующая кровь. Нет конца обетам и изменам, Нет конца веселым переменам, И отсталых подгоняет вновь Плетью боли голод и любовь. Дикий зверь бежит из пущей в пущи, Краб ползет на берег при луне, И блуждает ястреб в вышине, - Голодом и Страстью всемогущей Все больны – летящий и бегущий, Плавающий в черной глубине. Стр. 381. «Еще в Эру Разобщенного Мира знаменитый китайский ученый Янг требовал, чтобы мы не отвечали на вызовы, если они придут с других планет. В это же самое время немецкий астроном Хорнер заявил, что в установлении связи с другими мирами он видит последнюю возможность избежать всепланетного самоубийства». Янг (Ян Чжэнь-нин, р.1922), китайский физик: работает в США. Основные труды по квантовой теории поля, теории элементарных частиц и теории фазовых переходов. Совместно с Ли Цзун-дао в 1956 теоретически доказал несохранение чётности в слабых взаимодействиях (Нобелевская премия, 1957). Хорнер, Себасьян фон (1919–2003), немецкий физик и астроном. Хорнер развивал новые методы в звездной динамике; одним из первых применил компьютер для численного изучения динамики звездных систем. Автор проектов нескольких крупнейших радиотелескопов мира, первым выдвинувший принцип «мягкого» зеркала, сохраняющего при деформациях параболическую форму, несмотря на изменение фокусного расстояния. Участвовал в разработке инфракрасных и оптических, а также космических телескопов. Изучал проблемы демографии и колонизации космоса, возможности межзвездных перелетов, восприятия человеком звуков и теоретические вопросы музыки. Стр. 385. «принцип Кюри».Принцип Кюри-Пастера, термин принадлежит В.И.Вернадскому. Заключается этот принцип в том, что диссимметрия может вызываться только причиной, которая сама уже обладает диссимметрией. П.Кюри утверждает, что диссимметрия есть состояние пространства. Вернадский интерпретирует это утверждение в том смысле, что пространство, занимаемое живым веществом, обладает дополнительными свойствами. «В пространстве, охваченном жизнью, - пишет он, - т.е. в живом организме, существует под влиянием причины, связанной с таким же состоянием, особое состояние физико-химических процессов, в котором правые и левые явления оказываются различными. Обычные законы симметрии для такого протранства, таким образом, нарушены». Одним из проявлений такой диссимметрии можно считать резко преобладание правых форм закрутки «винта» раковин современных моллюсков. Стр. 385. «число Лошмида» Число Лошмидта - число молекул в 1 кв. см. газа при нормальных условиях. Оно равно 2,68х10^19. Йозеф Лошмидт (1821-1895) - австрийский физик. Вернадский упоминает Лошмидта при исследовании минимального размера живых организмов. («Живое вещество»). Потребление в биосфере зависит от величины организма. На животных размером с человека в биосфере предусмотрен 1% ее продукции, тогда как один лишь человек в настоящее время потребляет 7%. Человек вышел за пределы равновесия, и биосфера стремится вернуть его численность к гармонии, то есть приблизительно 200 миллионов человек на всю планету, в 25 раз меньше нынешнего ...[/more]

Ответов - 14

Евгений Беляков: Стр.409. Лорд Рейли (Релей) Джон Уильям (1842 - 1919), выдающийся английский физик, один из основоположников теории колебаний. Стр. 411. «величин Чандрасекара и Шварцшильда». Предел Чандрасекара - максимально возможная масса белого карлика, составляет 1,4 массы Солнца. Наше Солнце через 5-6 млрд. лет начнет раздуваться и превратится в красный гигант (наподобие Альдебарана в созвездии Тельца). В середине красного гиганта находится маленькая звезда - белый карлик приблизительно размером с Землю. Он постепенно затянет в себя все вещество красного гиганта и тогда превратится в совершенно невидимый черный карлик. Другие звезды, масса которых выше предела Чандрасекара, также раздуваются в красного гиганта, но потом взрываются и становятся сверхновой звездой, ядро которой превращается в нейтронную звезду. Еще более массивные звезды, масса которых превышает 2,5 солнечной (величина Ландау-Оппенгеймера-Волкова), превращаются в черные дыры. Существует некое критическое расстояние от центра такого объекта, называемое шварцшильдовским радиусом, характеризующимся тем, что ничто изнутри сферы с этим радиусом не может выйти наружу черной дыры. Черная дыра, образовавшаяся из звезды с масой, равной нескольким массам Солнца, будет обладать шварцшильдовским радиусом порядка нескольких километров. В центре Галактики предполагается существование огромной черной дыры с шварцшильдовским радиусом порядка нескольких миллионов километров.

Евгений Беляков: Закончил "черновик" более подробных комментариев. Его можно скачать тут: http://yadi.sk/d/ll1QIZpP8TPlE Очень жду дополнений и конструктивной критики.

A.K.: Женя, у меня два небольших замечания. 1. То, что роман был изъят из всех библиотек - явное преувеличение. Человек, живший в 80-е годы в Баку, рассказывал мне, что спокойно взял роман из библиотеки (ещё до гласности). Не думаю, что это уникальный случай вдали от Москвы. Запрещён, "забыт" на официальном уровне - да. 2. Убийства офицеров в апреле 1917 года трудно приписать большевикам, которые тогда ещё не были влиятельной партией и не брали курс на "перерастание буржуазной революции в пролетарскую" (Ленин только вернулся в Россию, только выдвинул эти тезисы, и понят большинством товарищей пока что не был). Скорее всего, стихийное озлобление масс, подогретое какими-нибудь радикалами. В связи с этим утверждение об опасности поднимать такую тему в 60-е гг не так уж очевидно. Всегда можно было напомнить о привлечении к сотрудничеству царских офицеров и генералов при создании Красной армии, а убийства апреля 1917 года списать на "анархиствующие элементы".


SEN7759: В марте 1917 были аж три амнистии.

A.K.: И хронология не совсем та - см. в соответствующей теме мои замечания.

Евгений Беляков: Андрей! Спасибо за замечания. Я нигде не пишу, что расстрелы весной 17 года производили большевики. Конечно, это не так. Ты описываешь правильно. Это была настоящая трагедия. У моего деда расстреляли всех его друзей. Сам-то он был военным врачом, его не тронули. В 60-е годы была традиция романтизации революции. Говорить при этом о массовых (а они были массовыми) расстрелах матросами и солдатами офицеров - значило как бы принижать вот эту романтическую направленност всего действа. А так, да. Анархиствующие элементы как в "Оптимистической трагедии". Это признавали, но увлекаться этим было нельзя - народ должен был оставаться творцом революции. Насчет хронологии надо будет написать, что это моя РЕКОНСТРУКЦИЯ. Одна из возможных. Я предполагал также, что век как правило состоит из двух кругов. Даже если это противоречит записям ИАЕ. Речь ведь идет о черновике. Вторую войну я поместил там, где она, скорее всего, предполагалась ИАЕ. Возможно, это и не так. Но я считаю, это наиболее вероятным. Тем более. что название со словами "разные языки", как бы намекает на какой-то конфликт. Самое важное в этой реконструкции - это длительный период (соответствующий эре), который никак не назван. И я дал ему условное название (ЭРА ОСВОЕНИЯ ЗВЕЗДНЫХ СИСТЕМ). Она представлена в видеофильмах, которые показывали земляне тормансианам. Согласно теориям Андрея Козловича, именно сюда надо было бы поместить войну с иной межзвездной цивилизацией космических захватчиков. (Но не думаю, что ИАЕ это предполагал. Возможно, там было что-то другое, какие-то особые планы, которых мы не знаем). Ну фантазировать можно сколько угодно). Конечно, ты спец по "археологии будущего". И признаю, что понимаешь в деталях "кухни" Ефремова, как минимум не меньше меня).

Евгений Беляков: В конце концов, точные детали представления о далеком будущем у ИАЕ не столь важны, как его основные философские представления и концепции. В этом смысле я в последнее время осознал себя гораздо бОльшим последователем ИАЕ, чем мне казалось раньше. Такова моя эволюция)). Но это стоит обсудить в разговоре. Если собираешься в гости в Крым, всегда будешь желанным гостем. Ну, ты это знаешь. Некоторые важные и принципиальные для меня моменты общемировоззренческого характера изложены в Манифесте, который я выложил для обсуждения (вторую редакцию). Я не думаю. что вторая редакция будет принята дословно всеми. Боюсь, это нереально. Здесь, я думаю, мы примем ее как бы "в целом" как одно из выражений общей направленности форума. Пока еще я ее редактирую и улучшаю. Но уже делаются последние штрихи. Думаю, ты еще можешь поучаствовать, а также думаю. со многим в Манифесте ты согласишься. Возможно, что-то добавишь. Для меня же Манифест - своего рода кредо, исходя из которого я стараюсь и буду стараться строить свою жизнь на оставшиеся годы. (надеюсь стать долгожителем))).

Евгений Беляков: Насчет изъятия ЧБ из библиотек, я не знаю точно. Журнальный вариант не изымался. Я, наверно, где-то прочитал об изъятии из библиотек. И в той библиотеке, где я тогда занимался, книги уже не было (но вообще-то ее могли украсть читатели))).

A.K.: Евгений Беляков пишет: это длительный период (соответствующий эре), который никак не назван Может, я плохо сказал, поэтому на всякий случай повторю: В подготовительных материалах к роману этого периода нет, ЭВК продолжается до 3700 г. Действительно, необычно долгий Век Тибетского опыта получается: 3235 (408-й год ЭВК) - 3700.

SEN7759: Одна из причин возможного из'ятия первого издания: на с.80, 81 написано: "" В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера" -- вот его слова, использованные позже в олигархическом лжесоциализме Китая". А слова принадлежали Гитлеру.

Евгений Беляков: Нет, я понял, Андрей. В принципе, стоило бы приводить не реконструкцию хронологии, а текст ИАЕ. Но поскольку приведена реконструкция, которую я делал для других целей, длительный век заменен на эру. Вообще-то это достаточно естественно. Повторяю, лучше было приводить текст ИАЕ. SEN, я не знал, что слова принадлежат Гитлеру. Боюсь, увы, что сейчас нельзя и ссылаться...((

SEN7759: "Страшный преступник Гитлер, расценивший свой народ как стадное сборище обезьян, действовал в точности как эти тормансианские ораторы. Он вопил, орал, багровел в яростных припадках, извергая ругань и слова ненависти, заражая толпу ядом своих несдержанных эмоций. " В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера" -- вот его слова, использованные позже в олигархическом лжесоциализме Китая". Более полная цитата. Видимо, посчитали, что авторская оценка государственного строя Китая была пропущена редакторами. Кроме того, этот строй изменялся во времени.

Евгений Беляков: Да, я просто не знаю, где именно содержится эта фраза. В примечанях нужно в принципе дать ссылку. В общем, все это показывает неполноту примечаний. Нужно разработать более подробные.

SEN7759: Это издание 1970 года, "Час Быка", сс. 80, 81. А на с.127 написано: "На первых порах на Земле социализм подражал капитализму в его гонке за материальной мощью и массовой дешевой продукцией, иногда принося в жертву идеологию, воспитание, искусство. Некоторые страны Азии пытались создать у себя социалистическую систему как можно скорее, принося в жертву все, что только было можно, и хуже всего - невосполнимые человеческие и природные ресурсы" Чуть раньше на с. 127 написано о "муравьином лжесоциализме", а дальше об оном в Китае и захвате власти там маленькой группой..., о непререкаемом авторитете вождя и подборе кадров... На с.128 о веках, когда христианская церковь выполнила задачу Сатаны... (книгу и сейчас запретить могут...).



полная версия страницы