Форум » Романы, повести, рассказы ИАЕ » Стрела Аримана (статья) » Ответить

Стрела Аримана (статья)

Евгений Беляков: СТРЕЛА АРИМАНА Посвящается Наташе Царевой, приславшей мне пактетик чудесного кофе, что и позволило закончить эту работу. БЛАГОДАРНОСТИ Я также благодарю участников дискуссии на сайте «Мир Ефремова»: Андрея Козловича, с теориями которого я, к сожалению никак не могу согласиться, а также пользователям с никами Деген и Стэппи. ПРЕДИСЛОВИЕ. НОВАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ Жанр этой работы – НАТУРФИЛОСОФИЯ. «Натурфилософия (от лат. natuга — природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись». Так пишет БСЭ. Я, вдохновленный творчеством последнего энциклопедиста Ивана Антоновича Ефремова, создателя научной теории об останках далеких предков-динозавров, а также автора многочисленных знаменитых научно-фантастических романов, решил тоже слегка передвинуть эти рамки. Под "новой натурфилософией" я понимаю вполне определенный стиль научной работы. Он заключается в том, чтобы 1) глядеть на имеющиеся теории "со стороны", как бы как дилетант, 2) находить "детские", странные, но неразрешенные вопросы, 3) проверять логику, не ставя экспериментов, 4) находить новые ракурсы, 5) выдвигать гипотезы о возможных "пристройках" к теории, направленных на разрешение вышеуказанных проблем. 6) соединять воедино данные самых разных наук и областей знания, привлекая также и концепции из философии и даже – с известной критикой – из теологии, 7) синтезирует интуицию и логику, визуализацию и аналитику, поэзию, искусство и размышление. "Новая натурфилософия", как мне кажется, со временем выработает свою собственную "исследовательскую логику" и "научный этос". Такой подход – скорее, переосмысление более или менее известных фактов, чем добывание новых. Но он предполагает их соединение в некоторую нетривиальную "связку". И представление о Стреле Аримана - из этой серии размышлений. Впервые это название появилось в книге И.А.Ефремова «Час Быка», хотя многие мотивы этой гипотезы присутствуют уже в более раннем его романе «Лезвие бритвы». Этот термин означает повышенную уязвимость людей, обладающих выдающейся красотой или талантами. Этому явлению, предполагая, что каждый из нас сталкивался с чем-то подобным, посвящена данная работа. СТРЕЛА АРИМАНА И КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА 1. Красота и гармония неразрывно связаны с функциональностью. На этом основан дизайн. Красота – линия равновесия разнообразных начал. Это имеет прямое отношение к биологии, в том числе – к биологии человека. Можно привести множество примеров, ограничимся одним. Ребенок гомо сапиенс рождается с большой головкой, в которой формирующийся мозг будущего мыслителя. Женщина же должна не только родить это удивительное существо, но и быстро бегать, много ходить. Отбор идет как на увеличение окружности бедер, так и на сужение, и возникает амфораобразное женское тело, восхищающее и вдохновляющее художников всех времен и народов. Нефертити. Песчаник. Лувр. [more]Итак, красота – на линии отбора, красота эволюционно выгодна. Но тогда почему отнюдь не все люди красивы? Почему красивая женщина, тем более, красивый мужчина – редкость, исключение из общего правила? Отбор на красоту должен действовать много тысячелетий, все некрасивое, казалось бы, должно было бы уже давно исчезнуть. Больше того, создается странное чувство, что средние параметры человека прекрасны, но у конкретных людей происходит отклонения этих параметров в ту или в другую сторону. Как правило, не так, чтобы сделать человека совершенно уж безобразным, но так, чтобы он был наделен неким недостатком, «отбраковывающим» его при отборе на совершенную красоту. Исключения крайне редки. Существует такой антропологический метод – «обобщенный портрет». Фотографии множества портретов с короткой выдержкой экспонируются на один и тот же лист так, чтобы совмещались зрачки. В результаате исчезают индивидуальные особенности, и сохраняется только «инвариант», присущей группе (это могут быть, например, люди одной народности и т.д.). Самое интересное, что обобщенный портрет, как правило, очень красив. А множество таких портретов воочию показывает все многообразие красоты… Обобщенные портреты волейбольных команд (по 16 исходных портретов для каждой группы): 1. шведы, 2. русские 3. поляки, 4. немцы, 5. чехи 6. британцы, 7. балканские славяне, 8. австрийцы, 9. французы, 10. финны, 11. итальянцы, 12. прибалты. И действительно, прав поэт: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»! Между тем, случайные черты существуют. Не существует реальных, конкретных людей без этих случайных черт. И будь индивидуальные вариации немного меньше – насколько бы прекраснее был бы облик обыкновенного человека! Значит отбор почему-то действует как бы «не в ту сторону»? Почему? По какой-то непонятной причине, сохраняя «скрытый план» идеального человека, природа размывает гармонию человеческих черт, уродует лица и тела. Попробуйте взглянуть на окружающих, пытаясь разглядеть в них «идеальный план» - и это будет настоящее открытие казалось бы хорошо знакомых нам людей. 2. Вечером 16 июня 1924 года юная, прекрасная, звезда петербургского балета, Лидия Иванова должна была выступать в Измайловском саду вместе с Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным). Накануне она приняла предложение своего знакомого - инженера Клемента, прокатиться в лодке по Финскому заливу. По официальной версии, сидевшие в лодке настолько увлеклись починкой мотора, что не заметили приближение крупного пассажирского судна «Чайка». Произошло столкновение, лодка перевернулась. Троих удалось спасти; Иванова и Клемент погибли. Тела утонувших найдены не были, и похороны не проводились. Лидия Иванова. Эту историю вспомнил в романе «Лезвие бритвы» выдающийся фантаст-философ Иван Ефремов, говоря о хрупкости красоты, о безжалостности судьбы, с какой-то непостижимой закономерностью поражающей в первую очередь наиболее гармоничное, наиболее прекрасное, наиболее высокое. В дальнейшем Ефремов назовет эту тенденцию Стрелой Аримана – именем восточного зороастрийского бога зла. Суть Стрелы Аримана: уязвимость людей, обладающих выдающейся красотой или талантами... Примеров из жизни каждый может привести немало. Этот жестокий закон подметили еще в древности. Уязвимость людей, обладающих выдающейся красотой или талантами, еще древние греки объясняли завистью богов и богинь. У несчастного сатира Марсия, посмевшего вызвавать Апполона на состязание в музыке, содрали кожу. Ткачиху Аахну, вызвавшую на состязание Афину, та превратила в паука… Этот мотив широко распространен в фолклоре. Сказку о Курочке-Рябе, первую сказку даже нашего в прошлом атеистического общества, не мы с вами придумали. А ведь сказка - о Стреле Аримана. Принесла Курочка яичко не простое - золотое. То есть родился красивый и талантливый ребенок. Его Дед бил и Баба била (чтобы не выделялся), но "недобили" (а как его "добьешь", если он такой ПО ПРИРОДЕ?). А теперь появляется Ариман в виде Мышки. Ему стоит хвостиком махнуть - вот она - Стрела Аримана! - и яичко разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка говорит. что принесет новое яичко, которое долго проживет, так как будет ПРОСТОЕ. Наверно, можно обнаружить схожие сюжеты в народном творчестве разных регионов и стран. 4. Наше общество находится в своеобразном «равновесии»: рядом с Курским вокзалом - равновесие воров, алкашей и торговцев (о милиции помолчу, мне с ними жить). Появляется плакат с потрясающе красивой женщиной. И «равновесие» смещается, находится вандал, способный загадить плакат. Можно не уничтожать само изображение, а добавить непристойную надпись, чтобы исчезла возвышенность красоты. Этот человек (который написал) просто НЕ ВЫНОСИТ, когда что-то выше, чем он распрекрасный. Возникла разбалансированность в его примитивном мире. Ее нужно уничтожить. Человек, который обезобразил это прекрасное женское лицо, не мог его просто вынести; чтобы существовала рядом с ним где-то в том же мире такая красота! Он мстит красоте за собственное, пережитое когда-то унижение, за свой комплекс неполноценности! За самозапреты своего же собственного Супер-эго. Он считает: не должно быть иначе. Но это - всего лишь одно из проявлений вандализма. Когда он увидит красивую девушку у себя на работе, он отомстит ей так же, как и этой рекламной красавице. Вот почему жизнь красивой девушки, женщины столь трудна. Потому что ее окружают вандалы - слуги Аримана. И они мстят ей за ее красоту, каждый раз, когда смогут. Она бы и рада сделаться "обычной", да природа ее выдает каждый раз. Именно здесь - главная причина средневековых костров, на которых горели именно красивые, именно самые красивые женщины... Вандалы – «живые мертвецы» с пониженным до предела уровнем восприятия высоких эмоций, люди, которые, когда смотрят на женщину, видят в ней всего лишь сексуальный объект , не человека. Если есть Стрела Аримана – должны быть и «слуги Аримана». И общество заточено на их производство: всякая макулатура, телевидение, кино активно проповедует ценности вандализма: грубую силу, эгоцентризм, безжалостность и т.д. Но не только о красоте речь. Истинная красота коррелирует с умом, честностью, глубиной и добротой. Такие люди тоже в большей степени подвержены действию Стрелы Аримана. Например, в сталинских лагерях можно было с большой вероятностью обнаружить людей с независимым мышлением. Кстати, Солженицын показывает, что мир вне лагерей был, в каком-то смысле, сравним по "качеству жизни" с лагерями, т.к. происходил отбор на личностность, и вероятность найти личность была больше в лагере (или, тем более, в шарашке). Значит здесь борются две эволюционно-выгодные тенденции: одна на увеличение гармонии, красоты и нестандартности, другая – на торможение этих качеств. Чем опаснее и неблагоприятнее среда обитания, экологическая ниша, тем сильнее нарушается гармония, тем безобразнее становятся ее обитатели. Отклонение от идеального «образца» становятся эволюционно выгодными. В Республике Чад, бывшей французской колонии, проживает один из самых многочисленных народов этой страны – сара. Сара выращивают просо, кукурузу, разводят коз и овец. В некоторых селениях народа сара до сегодняшнего дня сохранился древний обычай: девочкам вставляют в губы круглые пластинки из дерева или кости, постепенно увеличивая их размер до 30 см в диаметре. Этот обычай появился в эпоху работорговли, когда женщины сара уродовали лица, чтобы спастись от рабства. Со временем это стало традицией, а пластинки превратились в своего рода украшение… Казалось бы, очень просто: «Надо похуже одеться, не использовать косметики, имитировать плохое здоровье, хромоту». Не проходит по той причине, что австралопитек, например, просто не может "похуже одеться"... у него одежды нет! И потому он должен стать ФИЗИЧЕСКИ (ГЕНЕТИЧЕСКИ) некрасивым. С тех пор это закрепилось: и в плохих обществах автоматически возникает. Если не Стрелой Аримана, то КАК ОБЪЯСНИТЬ ТЕНДЕНЦИЮ У ЛЮДЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ К ОТКЛОНЕНИЮ ОТ ГАРМОНИЧНОГО "ОБРАЗЦА", КОТОРЫЙ ВЫЯВЛЯЕТСЯ В ОБОБЩЕННОМ ПОРТРЕТЕ. ПОЧЕМУ МЫ, НОСИТЕЛИ ГАРМОНИИ, НЕ ПРОЯВЛЯЕМ ЕЕ? Некрасивость, конечно, можно объяснить "стремлением" вида двигаться вперед, так сказать, экспериментируя. Популяции нужна вариабельность, мутации – неуничтожимый атрибут эволюции. Каждое новое поколение мутирует… Это своего рода «ощупывание пространства возможностей», без которого популяция исчезает при чуть более крутом повороте или изменении внешней среды, среды обитания. Но непонятно, зачем при этом терять красоту? Ведь очень невыгодно (должно было бы быть!) оказаться некрасивым: трудно будет найти партнера и передать потомству гены. Если бы речь шла только о поддержании разнообразия, то конкурировали бы разные виды красоты, коих очень много, но не слегка обезображенные индивиды по уровню их приближения к идеалу. Итак. Нельзя исключить, что легкое обезображивание большей части людей объясняется не только постоянными мутациями, но и специфическим биологическим механизмом защиты от Стрелы Аримана. И теперь естественно перейти к рассмотрению самого этого необычного феномена. [/more]

Ответов - 7

Евгений Беляков: ЧТО ТАКОЕ СТРЕЛА АРИМАНА? 1. Сначала дадим определение принципа. Стрела Аримана – это тенденция любых существ (только ли человека? Я считаю – не только, но и всех «смертных» животных), выдающихся из общей массы по параметрам красоты, гармонии, творческих способностей и т.д.к притягиванию разных несчастий (исходящих ли от человека, «слуги Аримана», или это могут быть просто трагические стечения обстоятельств). В Стрелу Аримана можно верить или не верить. В этом отношении она напоминает телепатию. Существует ведь множество описаний так называемой «спонтанной телепатии» в жизни. Многие встречались с необъяснимыми иначе явлениями в своей собственной жизни. Однако, когда пытаются поставить изучение телепатии на научную основу, эксперименты либо не удаются, либо оказывается, что они поставлены недостаточно «чисто» и не имеют полной доказательной силы. В случае Стрелы Аримана до экспериментов дело не дошло. Но в жизни многие встречались с ее «спонтанным проявлением». Выше я привел один из аргументов в пользу ее существования (трудную объяснимость некрасивости большинства людей иначе, чем природным механизмом сопротивления СА, - этой аббревиатурой мы в дальнейшем будем пользоваться). Однако, приходится признать, что такой аргумент сам в достаточной мере гипотетичен. Отмечу попутно одно из свойств «новой натурфилософии»: ее критическое отношение ко всем выдвигаемым аргументам и стремление называть гипотезы гипотезами, а не установленными «фактами». В дальнейшем, я буду исходить из предположения, что СА существует. И попробую найти ОБЪЯСНЕНИЕ ее существованию. Объяснения, увы, также содержат долю гипотетичности, - а как иначе? Более того: их несколько, а ведь истина одна. Так что НАСТОЯЩЕЕ объяснение должно либо синтезировать объяснения, либо некоторые из них опровергнуть. Тем не менее разработка каждого из них важна и интересна. Как похоже, что мы, как следователи на определенной стадии разработки расследования преступления, имеем дело с несколькими «переплетающимися» версиями . 2. Почему в неких людях (которых я назвал бы "слугами Аримана") возникает желание при виде красоты, которая им не принадлежит, уничтожить ее? Возможно, - это продолжение КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, возникающих при особых условиях жизни обществ, прежде всего в первых городах (как и в современных тоже). Возникает "механизм зависти", когда выживаемость зависит от власти (а не от собственных смелости, настойчивости, осторожности, умелости). ВСЕГО НЕ ХВАТАЕТ - вот ключ. Ели всего не хватает, то возникает борьба за обладание лучшим. За лучший кусок мяса, лучшую женщину... Все красивое, совершенное становится предметом конкуренции. И подпадает под действие программы: убью, но не дам другому. Но часто обстоятельства складываются таким причудливым узором, что кажется – отдельным людям не под силу такое искусное «управление» обстоятельствами. Возникает мысль о некоем источнике направленного зла, может быть - каком-то злом невидимом Разуме, который управляет нашими судьбами. И тогда привлекают на помощь Бога или разнообразных сверхсуществ, которые либо завидуют прекрасным соперникам из числа людей, либо переносят прекрасные людские души в иные, более совершенные миры. Есть и такая теория, что наш Мир – мир слез и печали, радости и тревоги – это всего лишь «тренировочный зал» для человеческих душ. В нем много «слоев» от более легких и приятных до трудных и сложных. От Рая до Ада. И душа человека движется от Рая к Аду: как в сложном задачнике решая последовательно задачи от более легких до более трудных, постепенно совершенствуя свою мудрость. Если задача не решена, «Учитель» (то есть Бог) оставляет душу в том же слое. Если же задача решена досрочно – переводит душу в следующий «класс», в следующий, более трудный слой бытия. Одно время я был настолько захвачен этой концепцией, включающей веру в реинкарнацию (т.е. «переселение душ»), что написал стихотворение на эту тему. На Коктебельском тихом берегу Вчера нашел я матовый опал, Похожий на расколотый орех, Пронизанный хрустальной друзой. С какого неба, господи мой боже, На берег быстрым метеором ты спустился? На этой фабрике таких не производят. О, скоро, скоро, камень, Свою покинувши морскую колыбель, Уедешь ты на север… И мне подумалось: не такова ли Судьба людей? Всех лучших, Кто хорош и телом и душой, Находят боги рано и уносят В далекие неведомые страны… Как редкостный цветок хранить их надо От их так называемой «судьбы», Чтоб в этом мире они подольше прожили, Всем радость принося Одним своим существованьем. Однако, «бритва Оккама», отсекающая все лишнее в научных теориях и в гипотезах, не дремлет. Все же, как ни посуди, реинкарнация – это слишком сильное предположение, само требующее гораздо больше аргументов в свою защиту, чем даже СА. Даже если факты о воспоминаниях прежних существований подтвердятся, они могут быть объяснены гораздо более естественными причинами, чем «внематериальное существование» душ при переходе от одного тела к другому. Например, генной памятью, что исключает вышеприведенную трактовку СА. Эти все явления часто действительно напоминают действия какого-то "скрытого Разума". В данных обстоятельствах «Философский словарь» советует использовать термин «психоид». Это физическое явление, проявляющее черты поведения живого существа, возможно мыслящего. Например, облака входят в категорию психоидов. Как и звезды... Как и планета Земля. Автор биосферной “теории Гайя” британский эколог Джеймс Лавлок (James Ephraim Lovelock, 1919) утверждает, что Земля, будучи «разумным существом», стремясь к самосохранению, может уничтожить человечество, превратившееся в ее врага. Он даже предлагал дать имя «живой» планете - Гайя. На самом деле, Земля есть психоид. Это НЕЧТО СРЕДНЕЕ между живым и неживым, разумным и механическим. Еще пара слов об психоидах. Это не есть живое, но это не есть и мертвое. Они - как бы "третьи"... Почему бы не считать, что во Вселенной есть не только живое и косное вещество, но и нечто "третье"? Простейшим и неоспоримым примером психоида будет вирус - в косной среде он кристалл, в живом веществе - живое существо; но почему бы ни предположить, что существуют и другие примеры? Почему бы не предположить, что такие «невидимые» психоиды составлены из биополей живых организмов или составляют свои собственные тонкие физические поля? Именно так говорят нам оккультисты, называющие этих квазисубъектов эгрегорами? Возникает страшная кошмарная картина, где призрачные «Гидры» (эгрегоры) ловят и поедают души живых людей… Но полно – не слишком ли мы увлеклись фантазированием? Тонкие физические поля воспринимаются сверхчувствительными современными приборами. Еще никогда такие приборы не зафиксировали никаких тонких призраков или эгрегоров. И, хотя оккультисты утверждают иное, эгрегоры могут мыслиться исключительно как духовно-нематериальные явления. Что полностью противоречит научной материалистической установке, которая состоит в том, что любое духовное явление имеет своей основой материальный сложно организованный субстрат («базис», так мозг – базис психики человека). 3. Поэтому от этих вариантов объяснения причин СА я перейду к выдвинутой мной гипотезе «вероятностного поля». Она носит исключительно «материальный» характер. Начнем с закона Финнегана-Мэрфи. Всем известно, что бутерброд падает маслом вниз. Это «ненаучное» наблюдение обобщается в известной книге «Закон Мэрфи». Вот небольшой отрывок из книги: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, то она случается. (Если какая-нибудь неприятность может произойти, она происходит). Следствия. Все не так легко, как кажется. Всякая работа требует больше времени, чем Вы думаете. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая. Предоставленные самим себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Как только Вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. Всякое решение плодит новые проблемы. Бесполезно придумывать защиту от дурака - ведь дураки так гениальны...» Иван Ефремов называет это «законом Финнегана». Но как называть – это лишь вопрос терминологии. Существенно то, что в человеческом обществе закон Финнегана (Мэрфи) превращается в Стрелу Аримана. Достаточно лишь «направить» его действие на людей, обладающих высокой степенью красоты, ума, таланта. Одно из наиболее убедительных объяснений закона Финнегана – Мэрфи отсылает нас к такому свойству сложных систем как их контринтуитивность. Известный специалист по сложным системам Дж.Форестер утверждает, что любые решения человека, который берется управлять сложной системой, как правило приводят к обратным результатам. Причем тем более явным, чем более "очевидными" были действия человека. Например, рассматривая эвристическую модель большого города, Форестер отметил, что любые попытки решить возникающие критические проблемы, кончаются тем, что проблемы только усугубляются. Наоборот, те рекомендации, которые вырабатываются на основе модели, выглядят, обычно, "антигуманно" или парадоксально. Например, он рекомендовал в случае, когда продовольствия не хватало, УМЕНЬШИТЬ транспортные подвозки продовольствия. При этом возникал отток населения и голод предотвращался (вот хороший пример "баланса" добра и зла, о чем у нас еще будет идти речь ниже). Действительно, контринтуитивность возникает спонтанно, она и есть "несчастный случай". Невозможно спрогнозировать контринтуитивность, если не имеешь эвристической (имитационной) модели. А так как почти все, что нас окружает – сложные «эвристические модели», то риск ошибиться имеется постоянно. Вероятность ошибки превышает вероятность эффективного решения. Но – внимание! – закон контринтуитивности объясняет только малую часть сферы действия СА, только те случаи, когда решение принимает человек. А как быть с теми событиями, которые происходят «сами собой»? Закон Финнегана-Мэрфи действует на уровне простейших вещей. С падающим бутербродом все понятно. Он НА ЗЛО НАМ падает не той стороной, то есть маслом вниз. Вы можете, конечно, сказать: это "не научно", т.к. сделаем эксперимент: будем бросать монету много раз – и вот, получим полное соответствие теории вероятностей. Но кто в реальной жизни кидает бутерброды? Факт, однако, состоит в том, что реальный бутерброд всегда падает маслом вниз назло нам. И это факт жизни, а не примитивно понимаемой науки! Существует множество других случаев, где события поворачиваются так, как нам совсем бы не хотелось. Никакими повторными бросаниями монет невозможно доказать, что это не так. Мы привыкли к этому как к воздуху. И чем хуже устроено общество, тем ЧАЩЕ И ЗЛОВРЕДНЕЙ ДЕЙСТВУЕТ этот "демон зла". Стрела Аримана – это тенденция плохо устроенного общества (и мира в целом) к изменению ВЕРОЯТНОСТЕЙ (КАК БЫ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПОЛЯ), приводящая к тому. что лучшее, более высокое страдает чаще, с БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ, чем среднее. То, что ниже среднего - то страдает и погибает в силу своего несовершенства. Например, плохой автомобиль попадает в аварию из-за неисправности, а в высшей степени хороший - по причине "своей несчастной судьбы". Каждый раз выясняется причина или механизм СА, но остается непонятно, почему СА действует настолько часто. Возможно, это просто СИСТЕМНОЕ проявление своего рода давления энтропии, выражающееся в виде закона усреднения. Предположим, есть случайный процесс. Для определенности: выпадение 0 и 1. Короче, какая-нибудь последовательность: 1,0,1,0,0,0,1,0... Считаем, что каждое значение получается посредством бросания монетки. И что монетка "правильная". Еще предположим, что процесс конечен. Мы можем вычислить вероятность каждой последовательности. Например, я получаю только 1-цы. Чем длиннее последовательность, тем меньше вероятность такого события. Пусть я имею 10 угадываний. Вероятность = 1/10000000000 (где нижнее число записано в двоичной системе). Много это или мало? Не знаю. Но ясно, что такие события происходят. Например, выиграть в лотерею в СССР, где лотерейные билеты распространялись по принципу добровольной принудиловки имело вероятность примерно 1/10000000. А ведь каждый раз такое случалось! С кем-то, с одним, но случалось! Таким образом, можно утверждать, что редкие события все же происходят. Их вероятность, может быть, ограничена 10 в минус 14 степени, но все же случаются ДОСТАТОЧНО РЕДКИЕ события. "Поле вероятностей" модифицирует вероятности именно в таком диапазоне. Я не вижу, где я грешу против теории вероятностей. Предположим юноша А влюбился в девушку Б. Мат. ожидание встретиться в многомиллионном городе, предположим, 1 раз в 3 года примерно. А он встречает ее на следующий день (причем в случайности встречи нет никакого сомнения!) И это, утверждаю я, никакой теории вероятности не противоречит. И никаким законам природы вообще. Происходящее в результате удара Стрелой Аримана ВСЕГДА можно чем-то объяснить. Всегда существуют некие конкретные объяснения, часто путанные, гипотетические и противоречивые, как все это могло произойти. Всегда кажется, что нет "сухого остатка". Но это КАЖУЩЕЕСЯ впечатление. Потому что тут как в диалектике наоборот. В обычной диалектике закономерность вырисовывается из случайностей, здесь: отклонения случайностей пробиваются сквозь законы физики. "Чудо" (или "античудо") не в том, что нарушаются законы физики. Нет, все в порядке. Законы выполняются. Не в том, что нарушаются законы теории вероятностей - отклонения допустимы. А в том, что это событие вообще происходит. Что эта тенденция все-таки существует. Задним числом можно все попытаться объяснить. Но то, что в конкретной жизненной реальности погибла девушка великой красоты, а другие - спаслись, - это ОТКЛОНЕНИЕ от "нормы". И то, что нам требуется ожидать. Итак, если ты будешь рядом с красавицей, знай, что может произойти трагедия, и пострадает в ней ИМЕННО ОНА. И эта статистическая закономерность почему-то будет действовать именно в твоей индивидуальной жизни. И теория вероятностей не пострадает как и законы Ньютона о падении тел. Получается, что список существующих законов природы можно дополнить не противоречащими им законами или тенденциями, в том числе «законом Финнегана-Мэрфи». Эту тенденцию можно назвать ТЕНДЕНЦИЕЙ К НЕУДАЧАМ, а отдельная Стрела Аримана - это и есть сверхвероятная неудача. СА никогда не выходит в "зону невозможного". СА - "редкое" событие в целом с т.з. теории вероятности, но ФАКТИЧЕСКИ СА особенно в «сгущении инферно», в плохо устроенных обществах есть событие ЧАСТОЕ И ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕННОЕ. С этой т.з. инфернальное общество НЕ ЕСТЬ высокоэнтропийное общество, так что прямым применением второго закона термодинамики объяснить тут ничего не возможно. Стрела Аримана нэгентропийна! Ближе к делу закон Ле Шателье, гласящий, что любая термодинамическая система при выходе из состояния равновесия стремится перестроиться таким образом, чтобы возвратиться в это состояние. Но жизнь - все же нечто гораздо более своеобразное, нежели термодинамическая система в технике... Похоже, что СА - это некая неизвестная пока науке тенденция, действующая в сложных системах (каковой является общество, где мы живем, рассматриваемое вместе со средой, существенным образом трансформированной и искусственно переделанной обществом). 4. В теории вероятностей, прежде чем применить ее законы, необходимо по четким правилам выделить «события» и «полную группу событий». Однако в реальности весьма трудно отделить одно событие от другого. Например, можно сказать, что у "энергичного" человека больше событий вообще. То есть как бы вокруг него пространство-время разбито на гораздо более мелкие "ячейки" (или С-ячейки, от первой буквы слова «событие»). Но и тут получилось бы, что хороших событий 50% и плохих 50%. А закон СА говорит, что вокруг более совершенного (и вокруг менее совершенного), чем среднее человека собирается БОЛЬШЕ ПЛОХИХ событий. Эту структуру событий (С-ячеек) и можно было бы назвать "вероятностным полем". А такая величина как "количество событий, окружающих субъекта" может быть названо "напряженностью" вероятностного поля в точке, занимаемой данным субъектом. Напряженность генерирует сам субъект. Можно также ввести понятие "позитивности" поля: процент хороших событий. Возникает своего рода физика жизни. И Закон Стрелы Аримана можно будет сформулировать теперь в новых терминах: позитивность вероятностного поля более совершенного субъекта НИЖЕ (чем у среднестатистического). Это очень напоминает квантовую механику, которая тоже оперирует статистическими величинами, вероятностью нахождения частицы в данной точке, например. Конечно, все эти рассуждения выглядят не как законченные теории, а, скорее, как некие возможности будущего тсследования. Но эти построения отвечают весьма злободневной потребности науки: стать более жизнесообразной. Классическая наука со своей замечательной математикой имеет всего лишь один «прокол»: она отнюдь не всегда говорит нам о нашей конкретной, индивидуальной жизни. А ведь к изучению "жизненного мира" призывал в свое время еще выдающийся философ Гуссерль в начале прошлого века. Если принять все вышесказанное, то: СА - это явление, связанное с искажением вероятностного поля в фазовом гиперпространстве возможностей в рамках жизненного мира отдельного человека и социума, состоящего в том, что наиболее совершенное, наиболее прекрасное, наиболее высокое имеет тенденцию подвергаться наибольшей опасности. Реальные "механизмы" СА различны, но, действуя совместно, они представляют реальную угрозу, особенно в обществе с высокой инфернальностью, уничтожая всякую надежду на выход из круговорота бед. Откуда и вытекает огромная важность таких исследований. Я привел два варианта, во многом полярных объяснений Стрелы Аримана. Истина должна вроде бы находиться где-то «посередине». Но известно, что посередине находится не истина, а ПРОБЛЕМА… И не одна, а множество.

Евгений Беляков: ИСТОЧНИК СТРЕЛЫ – МЫ САМИ! 1. Года три назад стал популярным в интернете фильм «Секрет». В нем пропагандировалась следующая простая, но как раз в силу своей простоты весьма интересная мысль. Авторы утверждали, что есть некий закон, во многом аналогичный ньютоновскому закону всемирного тяготения, но относящейся не к взаимодействию вещей, а к взаимодействию МЫСЛИ и ВЕЩИ, ей соответствующей. Закон гласит: любое яркое и образное мышление о каком-то предмете обладает способностью ПРИТЯГИВАТЬ этот предмет к тому человеку, у которого и возникли такие мысли. Мы не всегда замечаем это, говорят авторы, только по той причине, что притяжение это имеет определенную длительность. К примеру, если я очень ярко представлю себе серебряный доллар, то это не значит, что он тут же окажется в моем кармане. Однако все серебряные доллары в округе начнут испытывать притяжение ко мне. Потребуется терпение и усиленная работа воображения, - и все закончится успехом, говорят они. В «законе притяжения» как и в Стреле Аримана, в сущности, не важно, каким образом будет достигнут результат. Физические законы не нарушатся, но важно лишь то, что результат так или иначе достигается. «Закон притяжения», как и Стрела Аримана – носит статистический характер. Мы увеличиваем вероятность наступления того или иного события. В качестве примера – упражнение из аутотренинга. Предлагается ярко представлять, что ваша правая рука теплеет. Через некоторое время она действительно становится горячей и тяжелой. И совершенно не важно, какой именно физиологический механизм задействован – результат достигнут, и это означает, что закон действует. Могут сказать: так происходит потому, что процесс ограничен нашим же телом. На самом же деле «закон притяжения» действует и во многих других случаях. Авторы фильма приводят многие примеры, как людям удалось улучшить свою жизнь с его помощью. Мне кажется, все приводимые примеры не выдуманы. Все происходит так, как там описано. Концентрируясь на каком-то объекте, мечтая о нем, мы концентрируем свое внимание и действия на его достижении, приобретении, нахождении и т.д. Конечно, именно в этом случае мы как раз и достигаем того, чего хотим. Это может частенько показаться удивительным, но, мне кажется, было бы удивительнее, если бы этого не происходило. Безусловно, «закон притяжения» не является волшебным средством достичь всего и сразу. Но, продумывая все, о чем говорится в фильме, я начал верить в то, что закон этот реально действует. К несчастью, у «закона притяжения» есть одно своеобразное свойство. Он «не понимает» разницы между положительными и отрицательными утверждениями. Не понимает частички «не» (точно так же, как и при аутотренинге или гипнозе). И, скажем, если мы боимся чего-то, и при этом автоматически ярко представляем себе то, что мы боимся, то это тоже притягивается. Например, если канатоходец ярко представит себе, что он падает, то он и упадет. Все это реальность и объясняется микродвижениями тела, соответствующими мысленным образам. Но это не важно. Важен лишь результат (в данном случае – нежелательный). 2. Обратим теперь внимание на сходство Стрелы Аримана и «закона притяжения». Что если Стрела Аримана есть всего лишь следствие «закона притяжения» при определенных условиях, общих для всех современных обществ? Мы знаем, что СА возникает как нечто, обрушивающееся на в чем-то выдающегося человека как бы извне. Но с точки зрения закона притяжения (ЗП и далее - так), ИСТОЧНИК этих несчастий может лежать и в самом человеке. Это его СТРАХ. Страх, что он выделился, что он не такой, как другие, приводит к тому, что активизируются негативные образы, и опасения этого человека парадоксальным образом реализуются. И здесь важно спросить: ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? В ЧЕМ ПРИЧИНА, ЧТО ЧЕЛОВЕК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ? На этот вопрос можно ответить так. Оказывается, есть такая тенденция: у необычных, чем-то отличающимся в хорошую сторону, особенно красивых, особенно умных, творческих людей СТРАХОВ в среднем ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, чем у простых, средних. Почему? Это можно объяснить особенностями ВОСПИТАНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ. Не является ли этот страх последствием принятого в обществе, закрепленного многовековыми традициями ВОСПИТАНИЯ в раннем возрасте? Когда ребенка наказывают или не одобряют за любое несанкционированное действие? Такие дети, осоебнно ранимые, и они, к тому же, попадают под особый "удар" родительских и воспитательских НАКАЗАНИЙ. Фактически - это первая форма обрушивающихся на них Стрел Аримана. Они не убивают полностью, но создают ТРАВМЫ (психические), которые уходят в подсознание. Затем эти травмы "всплывают" В ВИДЕ СТРАХОВ (форма своеобразного невроза, "невроз талантливых детей"). Почему именно таких детей наказывают? Ответ: причина - инфернальность общества. Их хотят воспитать как бы защищенными от Стрел Аримана, то есть пытаются кулаками вбить назад, в среднее, в толпу детишек. Получается заколдованный круг - характерная фигура для инферно! Страх вызывает "призраков", мысль о "призраках" как бы притягивает их, "материализует"... То есть: для каждого из нас Стрелами Аримана становимся МЫ САМИ (и то, что заложено в нас нашими родителями в детстве, и то, что мы сами заложим в наших детях). В любом творчестве ты так или иначе остаешься в какой-то момент одинок. Ты делаешь первый шаг в неизвестность, где никого нет. И страх начинает преследовать тебя, а он притягивает разные неудачи. Но ПОЧЕМУ человек так сильно боится одиночества? - на этот вопрос не трудно найти ответ. Человек – общественное существо. В древние, первобытные времена человек мог выжить только в коллективе. В самый момент нашего происхождения, эволюции хомо сапиенса в нашу голову вбили инстинктивный страх перед одиночеством. А потом этот страх из поколения в поколение вбивают детям родители. Мне рассказывал психолог Китаев-Смык, который работал с Гагариным на предполетной подготовке. Это были опыты по невесомости в самолетах, которых запускали "по дуге" в свободном полете. И там человек минут 15 висел в невесомости (это было еще до 1961 года). Так вот обычно люди сжимались, застывали (это сейчас невесомость - дело обычное), их рвало и т.д. А Гагарин испытал огромную радость, просил еще потом и т.д. Ему это нравилось, он ничего не боялся. Таких очень мало. 3. Но только ли в традициях воспитания и в генах, отразивших «момент» происхождения человека дело? Многое указывает на то, что СА - наследие очень ранних слоев Эволюции. Тогда надо было во что бы то ни стало сохранять комплексы клеток и небольших организмов. Если бы один какой-то организм или клетка выделились, так сказать, проявили бы сепаратизм, то и весь организм или сообщество распались бы. Все это ведь было, наверно, как раз на заре возникновения многоклеточных. А потом - многократно поддерживало "решения" Эволюции создавать муравейники, рои пчел, стаи и даже общества первых людей. Так возникла Стрела Аримана: наряду с резко негативными аспектами, проявившимися позже, она выполняла вполне "рациональную" функцию. Любой, кто выделяется, подлежит уничтожению. В человеческом обществе это превратилось в настоящий бич всего неординарного, всего лучшего... Но на заре Эволюции, во время возникновения многоклеточных это был необходимый фактор. И то, что нам кажется воплощением зла в инфернальном мире - всего лишь ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ТОГО, ЧТО НЕКОГДА, В ДРЕВНЕЙШИЕ ЭПОХИ БЫЛО РАЦИОНАЛЬНЫМ, ОПТИМАЛЬНЫМ. Нример, апендицит - остаточное явление от тех времен, когда наши предки были травоядными и имели очень длинный кишечник. Теперь нам не нужен кишечник такой длины. Он сократился, но от прежнего остался "атавизм". СА ни что иное как атавизм. Оказывается, природа НЕ ЕСТЬ НОСИТЕЛЬ ЗЛА. Зло - это временная рассогласованность разных скоростей развития в разных эволюционирующих объектах (в том числе даже и внутри одного организма и организма). В период возникновения многоклеточных СА возникла, чтобы увеличить выживаемость клеточных "консорций". Без СА возникновение многоклеточных (как и сверхорганизмов типа пчелиного улья или муравейника, а также - человейника), по всей видимости, невозможно. Итак, нам стало ясно нечто весьма парадоксальное: в некоторых случаях СА можно расценивать ПОЛОЖИТЕЛЬНО! Например, когда ею обеспечивается целостность стада (у животных) и организации (у людей). И возникает вопрос: а нельзя ли сознательно использовать СА на пользу и благо человеку, раз уж мы познали «механизм» явления? 4. Первое, что приходит в голову: СА можно использовать при поиске людей для той или иной целевой организации. Общество разделяется на верхние и нижние слои даже не по уровню доходов, а по уровню благополучия. Но и в верхнем, и в нижнем «классе» общества присутствуют разные люди по уровню своего РАЗВИТИЯ. Долгое время шел спор: в каком из двух основных классов общества больше хороших, глубоких людей. Где искать соратников? Друзей? Марксисты утверждают, что лучшие люди обязательно из пролетарской среды, а буржуи чаще подлецы и холуи. Бертран Расел возмущался такими рассуждениями, считая их ни на чем не основанными. Многие люди, обманываясь видимостью, считают, наоборот, что именно в верхнем «классе» люди добрее и лучше. Но взглянем на проблему с т.з. Стрелы Аримана, которая выполняет постоянную роль СЕПАРАТОРА перегоняя неудачников вниз, а тем, кому везет – вверх. Вниз попадают два типа людей. Во-первых, это действительно малообразованные, примитивные, часто жестокие люди, обремененные комплексами неполноценности и связанными с ними негативными чертами характера. Во-вторых – жертвы Стрелы Аримана, коих тоже не мало. Это люди с повышенными способностями и развитием. Тогда как верхний «класс» должен быть более гомогенным и более средним, «серым» и консервативным. Итак вывод: если нужно «набирать команду», лучше идти искать людей в более низкие слои, к неудачникам, к отверженным, понимая, однако, что искареженные судьбы создают часто нелегкие характеры. Удивительно, что этот вывод полностью подтверждается творчеством великого русского писателя Максима Горького. Он описал среду «низов общества», где люди очень различны. Где есть подлецы и романтики, скряги и альтруисты… Мир же верхнего «класса» у Горького полон скуки и непроходимой пошлости. Как это ни удивительно, но наша теория это подтверждает. Следующая идея основана на принципе двойственности, известном методологическом принципе, который применяли еще герметисты в XV веке. Итак, если есть Стрела Аримана, которая бьет по тем, кто выделяется по уровню и скорости развития, то, по принципу двойственности, должно ыть и противоположное явление. Состоящее в том, что им, терпящим бедствие, дается некая, кажущаяся мистической, помощь. Ведь они находятся в ситуации, когда уже нечего бояться. И их страхи заменяются мечтами. А мечты, как нам известно, притягивают к людям то, о чем они мечтают. Все мечты, говорит герой романа Солженицына «В круге первом» Нержин, имеют обыкновение сбываться, если они достаточно сильные. Такая же кажущаяся мистической помощь "притягивается" к смельчакам. Это явление знал Ефремов и дал ему название "предварительное преодоление обстоятельств": так как смелый как бы заранее побеждает. Значит. В жизни творческого, выделяющегося из массы человека есть тенденция к волнообразному движению. Если он находится на пике жизни и творчества, по нему ударяет Стрела Аримана. Если он при этом остается жив, то, возможно, попадает в сложную экстремальную ситуацию, откуда Дары Ормузда (так можно было бы назвать тенденцию, противоположную Стрелам Аримана) будут толкать его к удачам и, соответственно, к взлету. Как это ни странно, таким образом удается объяснить широко известную закономерность, которую часто называют «зеброй». В жизни человека чередуется белые и черные полосы. И уже то, что это явление предсказано пусть и не достаточно хорошо подтвержденной теорией, уже способно вселить надежду в неудачников и предупредить тех, кто в данный момент «на коне», чтобы они успели «подстелить соломку» - падение весьма вероятно.

Евгений Беляков: 5. Итак, существует две стороны вероятностного давления на жизненные процессы. Во-первых, тенденция к поддержке середин - к ударам по краю – это Стрела Аримана. Это удар по наиболее "развитым" индивидам. Во-вторых, видимо, есть и обратная тенденция к поддержке талатливых и развитых, попавших с критические обстоятельства. Речь идет о гораздо более слабой тенденции (если она вообще есть!), когда поддерживаются слабые и продвинутые. Стрелы Аримана стабилизируют эволюционный процесс, Дары – ускоряют. Если мы хотим динамичного развития общества, то наша задача в том, чтобы УСИЛИТЬ эту тенденцию. Но Дары Ормузда способствуют "разрыву" популяции и социума на две части и приводят к возникновению иного неравенства: «развитых» и «неразвитых», талантливых и бездарных. Происходят колебательные процессы от Стрел Аримана к Дарам Ормузда в обществе и назад. Этим поддерживается равновесие, не допускается чрезмерного разрыва общества, «сильных» и «слабых», счастливых и несчастных. В этом смысле СА - "ответ другой стороны медали", то есть Зла на любое усовершенствование (отклонение от среднего). Известный фантаст Бердник писал: «Закон равновесия сущего? Она получила неслыханную вспышку счастья. За все надо платить. Древний закон обоюдоострого меча - так говорит Кареос. Неумолимое взаимодействие полярностей. Волны на море жизни. Гребень и углубление. Подъем - падение. Счастье - несчастье. Радость - горе. Любовь - измена. Что ж тогда в сумме? В синтезе? Пустота, нуль, небытие?» Нет! Вечное ПРИРОДНОЕ РАВНОВЕСИЕ начал! Но Человек вышел из природы. Человеческое общество развивается с огромной, немыслимой для любого другого биологического вида скоростью. Вот почему Стрела Аримана, тормозящая его развитие, стала анахроничной, превратилась в Зло, тогда как Дары Ормузда, разрывающие и уничтожающие популяцию и многоклеточную ткань, стали Добром. Вечность и Движение, как две змеи в кадуцее Гермеса, возникшие еще в ранней биосфере, поменяли свой смысл в эволюции Человека, в Ноосфере, в стремительном - по отношению к биологическим темпам развития - освобождении от Стрел Аримана, от инферно, хотя для нас, участников этого процесса, он и кажется медленным и трагичным. Фотография с сайта http://www.startistics.com/ Продолжение - "Эликсир бессмертия" http://zemlyane.unoforum.ru/?1-0-0-00000007-000-0-1-1325331574


Евгений Беляков: Я еще продолжаю работу над этой статьей. Приношу извинения читателям.

Афанасий Р.: Евгений, очень правильно, что пример с черепашками (крабиками??) убрали: очень неудачный был. А где СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ?

Сергей Л.: Самый гениальный ребёнок в истории После Кристиана Фридриха Хайнекена, известного под именем Младенец из Любека, не осталось ни стихов, ни картин, ни симфоний. Он не рисовал и не сочинял музыки. Он просто… всё знал. Кристиан Фридрих Хайникен – "Младенец из Любека" Карапуз и скелет В годовалом возрасте, когда обычный ребенок только произносит «мама» и «папа», Кристиан Фридрих знал основные события из пяти первых книг Библии. К двум годам он цитировал целиком фрагменты Священного Писания. Ещё через год мальчик добавил к своим познаниям мировую историю и географию, сочетая это с изучением латыни и французского языка, математики и биологии. В неполные четыре года Кристиан Фридрих прочёл лекцию ученикам любекской гимназии. Малыш начал с анализа биографий римских и германских императоров – от Цезаря и Августа к Константину, Птолемею и Карлу Великому. Потом плавно перешел к израильским царям, от них к особенностям географии Германии. Закончил рассказом о строении человеческого скелета. Король, каша, Копенгаген Слух о чуде дошел до короля Фридриха IV Датского. Тот не поверил, когда ему сообщили, что малыш трёх лет свободно владеет четырьмя языками, тогда как сам король слабо знал родной датский и с трудом расписывался. Кроху было решено доставить в Копенгаген. Юный Хайникен прочёл перед королём и придворными несколько лекций по истории, причём со ссылками на авторитетные источники, за что был немедленно удостоен прозвища Mirakulum (в переводе с латыни «чудо»). Единственное, от чего отказался малыш, – отобедать вместе с королём: он как можно учтивей заметил, что не ест ничего, кроме каш и блюд из зерна и муки. «Наша жизнь подобна дыму…» Путешествие к датскому престолу и обратно заняло несколько месяцев. Едва вернувшись домой, Кристиан заболел: общая слабость, бессонница, головные боли. Даже на любимую кашу глаза больше не смотрели. Появились все признаки целиакии – тяжёлой болезни, которую в те времена не умели не то что лечить – диагностировать. Однажды, когда отёкшие ноги мальчика обрабатывали травами, он произнёс: «Наша жизнь подобна дыму». Немецкий вундеркинд прожил на свете чуть больше четырёх лет. Проститься с юным гением приехали знатные особы. Они со страхом и любопытством смотрели на тяжеленный лавровый венок, возложенный на маленькую неживую голову... https://zen.yandex.ru/media/luchik/samyi-genialnyi-rebenok-v-istorii-5c7cf7fa64fb5100b31683cc

wing: Не понимаю, как такой феномен может быть- знать все без обучения и в таком возрасте.. чья-то зрелая душа воплотилась, да ещё и без адаптации к нашему миру? не легенда ли это, часом.. У нас образовалось две темы с одинаковым названием «Стрела Аримана»



полная версия страницы