Форум » Романы, повести, рассказы ИАЕ » Поражение Ормузда » Ответить

Поражение Ормузда

Евгений Беляков: Статья 2010 г. ПОРАЖЕНИЕ ОРМУЗДА Скрытое содержание романа-загадки «Час Быка» Эта статья посвящена роману «Час Быка» - одному из самых знаменитых произведений отечественной фантастики, принадлежащему перу Ивана Ефремова (1908-1972), ученого-палеонтолога, философа и писателя. И.А.Ефремов стал особенно известным и знаменитым после выхода как раз в канун принятия «Программы КПСС» романа-утопии «Туманность Андромеды». Ефремов того периода был ярким представителем социалистического реализма, краеугольным камнем социалистического реализма была идея светлого будущего, которое неизбежно наступит на Земле. Это фантастическое общество и описал Ефремов в «Туманности Андромеды». Поколение шестидесятников восприняло его как манифест нового романтического коммунизма, в построение которого верили в те годы многие неплохие и не глупые люди (тогда как неверующие, наученные горьким опытом сталинизма, молчали). Совсем в другую эпоху вышел «Час Быка». Начало 70-х - эпоха «загнивания» и крушения идеалов. Многие читатели видят теперь в «Часе Быка» грозное предупреждение, противопоставляющее «светлое» и «темное» общества как два варианта возможной эволюции человечества. На далекой планете, которую земляне потом назвали Торманс, сложилось, в отличие от Земли, олигархическое общество, соединяющее в себе как худшие черты социализма, так и худшие стороны капитализма. И вот к этой планете отправляется звездолет (ЗПЛ) землян, с целью устроить коммунистическую революцию. Землянам это удается, но, конечно, не без потерь. Обычный сюжет в советской социалистической фантастике. Однако в романе «Час быка» даже при поверхностном чтении читатель 70-х годов видел простой подтекст: слишком многие черты Торманса, вплоть до бытовых – совпадали с тем, что они видели вокруг. Не хочет ли автор (Ефремов) сказать, что мы «движемся» по направлению к Тормансу, а не к коммунизму? И тогда партийная цензура запретила этот роман и изъяла его из продажи и из библиотек. Роман вновь вернулся к читателям в конце 80-х, но в то время уже появилось много и другой литературы, да еще и "похлеще". И в ней «Час Быка» потерялся… Но, как это ни странно, актуальность ефремовского романа со временем только растет. Наше общество и действительно все в большей степени приобретает черты Торманса. Произведения Ефремова - не просто содержат в себе "второй слой", но это (в особенности, "Час Быка" - вершина фантастики "ефремовского стиля") - КНИГИ-ЗАГАДКИ, которые еще многие поколения литературоведов и "простых читателей" будут разгадывать и трактовать. Подлинный смысл «Часа Быка» в полной мере еще не раскрыт читателями, «код» Ефремова еще не расшифрован. Очень трудно найти какой-нибудь ДРУГОЙ роман, который можно было бы так радикально по-новому открывать много раз. Итак – откроем его…

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Сергей Л.: Да - при обманчивой его простоте и даже наивности.

Сергей Л.: Евгений Беляков пишет: Они никогда не появлялись вместе. Оба влюблены в Фай Родис... Обоих она пытается инструктировать... Да: Чагас и Таэль как доктор Джекил и мистер Хайд - мысль весьма захватывающая :)))

Евгений Беляков: Известно, что ЧБ писался трудно. ИАЕ тяжело болел. ИАЕ в одном из интервью говорил, что приступал к новому произведению, уже продумав сюжет, план, накопив материал... Однако по поводу ЧБ он также утверждал, что по ходу работы основной план пришлось резко изменить (сначала главным действующим лицом была Чеди Даан). Чем было все это вызвано, об этом приходится только гадать. Но можно также представить, что общий план ЧБ поменялся еще раз. И это и стало причиной всех трудностей не в меньшей мере, чем больное сердце. Главное, что пришось поменять, - это объем повествования. Сначала это должны была быть дилогия. Но со временем ИАЕ стал понимать, что на второй том сил не хватает. И тогда пришлось изменять многое в первом томе, упрощая повествование и завершая его. Все это можно было бы установить точно, если бы была возможность изучить черновики ЧБ. Но у меня этой возможности нет. Соединение Чагаса и Таэля в один персонаж планировалось, возможно, только во втором томе.


Сергей Л.: Евгений Беляков пишет: по ходу работы основной план пришлось резко изменить (сначала главным действующим лицом была Чеди Даан) Да, это важная информация. И такое изменение принципиально. Если рассуждать несколько упрощённо-огрублённо: Чеди - воплощение земной наивности и чистоты; её образ и его "линия" в сюжете - это мысленный эксперимент Ефремова по выживанию "новой Земли" в среде инферно. Кстати, далеко не случайно в романе она - социолог. С точки зрения рациональной, даже сейчас хорошим социологом (не в плане техники методик исследований, а в плане обобщений и рефлексии) может быть только достаточно зрелый человек, в среднем - за 40. Это - в своём собственном обществе! А там социологию совершенно инородного (и при этом крайне агрессивного) социума доверяют сопливой 20-ти с чем-то летней девчонке. Не нонсенс ли? Но нет, если смотреть с точки зрения художественного символа. На мой взгляд, ИАЕ специально заостряет это противоречие, чтобы показать всю наивность и беспомощность земной социальной науки перед миром инферно. И не только науки, но всего юношеского идеализма. Мне думается, что Ефремов и показывает: миссия на Тормансе в духе Чеди может закончиться только героической (или мученической) смертью, при этом совершенно бессмысленной, так как там некому будет её оценить и сделать своим символом. В лучшем случае - тяжёлой травмой, после которой "миссионер" надолго, если не совсем, выйдет из строя. Схватка с этим врагом - дело "триариев", таких, как Фай, и то - для них это задача на пределе всех возможностей.

Евгений Беляков: Да, вы очень ярко описали образ Чеди и его смысл. Согласен).

Сергей Л.: Кстати, весьма интересно в этой связи изменение Ефремовым сюжета в Хвостовом полушарии, о котором здесь писали вы с Андреем Константиновым. В журнальном (первоначальном) варианте публикации романа Тивиса, Тор и Гэн Атал взрывают себя вместе с толпой напавших на них деградировавших тормансиан. В последующем - книжном - варианте они до конца избегают ответных враждебных действий, и гибнут "без крови на руках". Не заостряет ли ИАЕ таким образом противоречие между "линией Чеди", видимо, первоначально предполагавшейся как главная стратегия землян на планете страданий, и "линией Фай"? Противоречие - именно по критерию "успешное - безуспешное". В итоговом варианте ЧБ все приверженцы первой стратегии терпят поражение (группа Тивисы погибает, Чеди спасают чудом), а линия Фай (хотя и не совсем понятным образом, возможно, как вы пишете, составлявшим содержание задуманного романа "Чаша отравы") приводит к преображению планеты.

Евгений Беляков: Да! Совершенно верно! Вы просто четко сформулировали то, что и я думаю, но не смог выразить так ясно! А у меня за это время произошло небольшое чудо. Экземпляр первого издания ЧБ нашелся! (Я в разговоре с Андреем Константиновым писал, что потерял). Также (в том же ящике) обнаружилось и собрание соч. Грина с графикой Бродского.

Евгений Беляков: Я вижу, у вас уже есть готовые формулировки для важной литературоведческой статьи).

Сергей Л.: Ура! Да здравствуют чудеса, большие и маленькие! :) Кстати, графику С. Бродского к произведениям Грина я люблю. Хотя кто-то - и кажется, сама Нина Николаевна - её жёстко критиковала. Я бы с этим отчасти согласился в чём: стиль живописи и графики Бродского - то, что я определяю как "стихию земли" (см. Г. Башляр, "Психоанализ стихий"); тогда как у Грина - стихия ветра и воды, столь близкая и мне. Но всё же в чём-то Бродский непостижимо ухватил "дух Гринландии", с её неотмирностью, яркостью и почти болезненной таинственностью.

Евгений Беляков: В Феодосийском Музее Грина хранятся подлинники. Техника этих иллюстраций такова, что получается только 1 экземпляр. Была выставка, и я это все увидел. Конечно, это сильно.

wing: Сергей Л. пишет: Здесь я со всей ответственностью скажу, что Чагас – единственный представитель правящей верхушки Торманса, которому писатель, ничуть не умаляя и не оправдывая его "черных" сторон, по-настоящему и глубоко симпатизирует. Хочу напомнить, что Чагас- верховный правитель, над ним никто не стоит, а вот остальные представители верховной власти вынуждены ему подчиняться, вероятно считают себя тоже достойными быть самыми главными и это порождает у них целую гамму чувств и действий.. Сергей Л. пишет: И контрразведчики экстра-класса в условиях тысячелетнего всепланетного тоталитаризма и отсутствия (вплоть до прилета землян) вызовов извне просто вымерли "как класс". Им не на чем было бы "тренироваться", а главное – для нужд удержания в узде неорганизованных бесправных каст "кжи" и "джи" вполне достаточно корпуса деперсонализированных "лиловых" (ИАЕ не случайно подчеркивает полную подавленность у членов этой касты индивидуальной воли, почти не имеющую аналогов на Земле). возможно, конечно. Но борьбу за власть между сильными мира того исключать нельзя, вот хотя бы между членами четверки, контрразведка могла несколько модифицироваться .. Сергей Л. пишет: Видимо, опыт политических переворотов и революций у тормансианского общества очень основательный. К захваченному революционной мечтой старшему помощнику подсылаются "Серые Ангелы", которых тот, поверив в их миссию (а нет ничего легче, чем уверовать в желаемое) поначалу довольно успешно легитимирует в глазах Фай Родис. Сергей, тема объемная, я постепенно.. Евгений Беляков пишет: Возможно, но все-таки тут должно было быть что-то еще. Путь Торманса обозначался ИАЕ как "прямой луч", наподобие полета "Темного Пламени" во Вселенной. И если так, если дата ставилась не только для цензуры (цензуре было бы достаточно гораздо меньшая уступка, не такая, которая превращала бы роман в какой-то абсурд), то В ЧЕМ ИМЕННО состояло открытие ИАЕ? Как он предполагал сократить тысячелетний путь на порядок? избежать долгого пути страданий по мучительной спирали хаотического естественно-исторического пути развития? И если ИАЕ способен был предложить такое удивительное средство, то искать его надо было бы в скрытом слое ЧБ... Нет такого удивительного средства.. Прекрасен лишь сам запрос на уменьшение страданий живущих, но полагаю, что автор у него более древний. Путей перехода от ЭРМ до ЭВР Иван Антонович не описал. Просто показал свой идеал общественных отношений.

Сергей Л.: Людмила, от души спасибо Вам за интерес к нашим с Е.А. мыслям в этой теме! wing пишет: Хочу напомнить, что Чагас- верховный правитель, над ним никто не стоит, а вот остальные представители верховной власти вынуждены ему подчиняться, вероятно считают себя тоже достойными быть самыми главными и это порождает у них целую гамму чувств и действий.. Да, разумеется - они же "живые мертвецы", и, естественно, что по-чёрному завидуют наиболее выдающемуся и успешному среди них (я бы добавил - и наиболее живому, по крайней мере, таким он получился у Ефремова). Может быть, в этом ИАЕ тоже уловил закономерность: в инфернальной пирамиде социального мира Торманса, где смерть властвует над жизнью, парадоксальным образом самую верхушку венчает не "мертвец" - или, во всяком случае, не совсем "мертвец". Так же как и основание составляет масса живых людей. Иначе и пирамида развалится. И - Евгений, обратите внимание на эту мысль, в ней что-то есть! - не случайно Фай действует "с двух концов", влияя сразу и на низовые группы, и на Чагаса, на всех по-своему. Она находит, устанавливает и активирует потенциал жизни на борьбу со смертью (прямо по Фромму, кстати).

wing: Сергей, ) мне интересно. Ормузд не может потерпеть тотального поражения , пока есть живые. Частный случай может быть, а окончательное - вряд ли, опять же пока есть живые.

Сергей Л.:

Евгений Беляков: Возможно, это еще один путь терапии (возможный не всегда) - через любовь к человеку противоположного пола. Но - это годится не всегда. Так женщина может попытаться излечить воина вроде Одиссея (как Цирцея), тогда как все его спутники превратились в свиней... Что мне не нравится в плохо понятом буддизме (типа хинаяны) - так это попытка разорвать все зависимости. Вот она - современная "популярная" психотерапия, рассматривающая любовь как болезнь! Любовь - зависимость. Автоматически вытекает, что это болезнь. Эти "специалисты" имеют тенденцию все рассматривать как болезнь! Невозможно жить в мире и разорвать все связи с ним. Не существует никаких чувств, не являющихся зависимостями. Даже ощущений. Например, я вижу. как летит птица в небе. Фотоны летят от птицы в мой глаз. И возникает зависимость сетчатки моего глаза от движений крыльев этой птицы. Что же я должен закрыть глаза? А если я ей любуюсь? О!О!О! Зависимость!!! Убейся ап стенку. Любовь - зависимость высочайшего уровня! "Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья". Все это - зависимости. Любовь и в действительности может преобразить человека. И даже в некоторых случаях - излечить "живого мертвеца". Если я не прав, рассматривайте то как мою веру).



полная версия страницы