Форум » Романы, повести, рассказы ИАЕ » Поражение Ормузда » Ответить

Поражение Ормузда

Евгений Беляков: Статья 2010 г. ПОРАЖЕНИЕ ОРМУЗДА Скрытое содержание романа-загадки «Час Быка» Эта статья посвящена роману «Час Быка» - одному из самых знаменитых произведений отечественной фантастики, принадлежащему перу Ивана Ефремова (1908-1972), ученого-палеонтолога, философа и писателя. И.А.Ефремов стал особенно известным и знаменитым после выхода как раз в канун принятия «Программы КПСС» романа-утопии «Туманность Андромеды». Ефремов того периода был ярким представителем социалистического реализма, краеугольным камнем социалистического реализма была идея светлого будущего, которое неизбежно наступит на Земле. Это фантастическое общество и описал Ефремов в «Туманности Андромеды». Поколение шестидесятников восприняло его как манифест нового романтического коммунизма, в построение которого верили в те годы многие неплохие и не глупые люди (тогда как неверующие, наученные горьким опытом сталинизма, молчали). Совсем в другую эпоху вышел «Час Быка». Начало 70-х - эпоха «загнивания» и крушения идеалов. Многие читатели видят теперь в «Часе Быка» грозное предупреждение, противопоставляющее «светлое» и «темное» общества как два варианта возможной эволюции человечества. На далекой планете, которую земляне потом назвали Торманс, сложилось, в отличие от Земли, олигархическое общество, соединяющее в себе как худшие черты социализма, так и худшие стороны капитализма. И вот к этой планете отправляется звездолет (ЗПЛ) землян, с целью устроить коммунистическую революцию. Землянам это удается, но, конечно, не без потерь. Обычный сюжет в советской социалистической фантастике. Однако в романе «Час быка» даже при поверхностном чтении читатель 70-х годов видел простой подтекст: слишком многие черты Торманса, вплоть до бытовых – совпадали с тем, что они видели вокруг. Не хочет ли автор (Ефремов) сказать, что мы «движемся» по направлению к Тормансу, а не к коммунизму? И тогда партийная цензура запретила этот роман и изъяла его из продажи и из библиотек. Роман вновь вернулся к читателям в конце 80-х, но в то время уже появилось много и другой литературы, да еще и "похлеще". И в ней «Час Быка» потерялся… Но, как это ни странно, актуальность ефремовского романа со временем только растет. Наше общество и действительно все в большей степени приобретает черты Торманса. Произведения Ефремова - не просто содержат в себе "второй слой", но это (в особенности, "Час Быка" - вершина фантастики "ефремовского стиля") - КНИГИ-ЗАГАДКИ, которые еще многие поколения литературоведов и "простых читателей" будут разгадывать и трактовать. Подлинный смысл «Часа Быка» в полной мере еще не раскрыт читателями, «код» Ефремова еще не расшифрован. Очень трудно найти какой-нибудь ДРУГОЙ роман, который можно было бы так радикально по-новому открывать много раз. Итак – откроем его…

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

wing: Любовь - это да, панацея живущих. И не только между представителями противоположных полов. Любовь к детям не менее сильна, да и к родителям. Человек - это незамкнутость система), без внешних связей существовать не может.

Сергей Л.: Евгений Беляков пишет: "Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья". Все это - зависимости. Любовь и в действительности может преобразить человека. И даже в некоторых случаях - излечить "живого мертвеца". wing пишет: Любовь - это да, панацея живущих. И не только между представителями противоположных полов. Любовь к детям не менее сильна, да и к родителям. Человек - это незамкнутость система), без внешних связей существовать не может. !"Это точно!" (товарищ Сухов)

Сергей Л.: Евгений Беляков пишет: "Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья". Все это - зависимости. Любовь и в действительности может преобразить человека. И даже в некоторых случаях - излечить "живого мертвеца". Если я не прав, рассматривайте то как мою веру). Именно так, дорогой Евгений! И все мы больны живы этими прекрасными зависимостями, которые только и дают нам смысл к существованию. Диалектика: в самой вершине абсолютная зависимость и абсолютная свобода сходятся и сливаются до полной их неразличимости. Соответственно и на всех нижележащих уровнях свобода остаётся более или менее неполноценной (что и толкает людей либо вверх, либо вниз).




полная версия страницы