Форум » Романы, повести, рассказы ИАЕ » Японские хрустальные шары » Ответить

Японские хрустальные шары

Евгений Беляков: В Японии мелкие кристаллы горного хрусталя считались замерзшим дыханием Белого Дракона, а более крупные и более блестящие — слюной Фиолетового Дракона (может быть это аметисты? — Б.К.) Так как дракон олицетворял высшие силы природы, такие суждения указывали на почтение, с которым японцы относились к этому минералу, вероятно, позаимствовав эти представления от китайцев. Название «суишо», употребляемое и в Китае, и в Японии для горного хрусталя, отражает древнее представление, повторяемое даже в XVII в., о том, что горный хрусталь — это лед, который так долго был замороженным, что уже не может растаять. Для японцев горный хрусталь есть «совершенная драгоценность» — «тама», он является символом чистоты и безграничности пространства, а также терпения и настойчивости. Это последнее значение произошло, вероятно, из наблюдений за терпением и точностью работы резчиков и полировщиков горного хрусталя. Хрустальный шар, самый совершенный из когда-либо изготовленных, был сделан из кристалла горного хрусталя с Мадагаскара. Это безупречная сфера из превосходного материала диаметром 15,4 см оценивалась примерно в 20000 долларов. Материал для многих прекрасных хрустальных шаров, изготовленных в Японии, находили в виде больших прозрачных кусков в горах на островах в Японии. Утверждают, однако, что материалы, считавшиеся японскими, были на самом деле привезены из Китая. Японские методы обработки горного хрусталя чрезвычайно просты и зависят от мастерства и терпения работающих больше, чем от их инструментов. Описание, взятое из очерка, сделанного путешественником по Востоку, рассказывает о процессе изготовления хрустальных шаров. Необработанная масса кристалла постепенно округлялась аккуратным обкалыванием с помощью небольшого стального молотка. Этим единственным инструментом формировалась довольно совершенная сфера. Японские мастера достигли глубокого понимания способности кристаллов раскалываться и точно знали, когда их нужно обкалывать, а когда обтесывать. Кристалл, имеющий приблизительно сферическую форму, передавался шлифовальщику, чьи инструменты состояли из железных полуцилиндрических желобов длиной около 35 см. Эти желоба имели диаметр, соответствующий размеру обтачиваемого кристалла. Для первичного шлифования применялись порошки корунда и граната. Процесс шлифования сопровождался обильным смачиванием водой, шары постоянно поворачивались для более надежного получения настоящей сферической поверхности. Иногда их укрепляли на конце трубы и ловко вращали рукой, пока они не становились гладкими. Окончательное полирование производилось крокусом (тонко измельченным гематитом), дающим гладкую блестящую поверхность. Изготовление хрустальных шаров по японской методике было чрезвычайно трудоемким и медленным ввиду того, что применялся исключительно ручной труд. http://zagadkikamnej.ru

Ответов - 3

Евгений Беляков:

Евгений Беляков:

Евгений Беляков: Название «кристаллы-приведения», «фантом-кристаллы», «кристаллы-призраки», «кристаллы-тени» и т.п. применяют к тем формам кварца, кристаллизация которых временами нарушалась из-за того, что прозрачные слои чередуются с редкими непрозрачными слоями иногда очень небольшой толщины. Таких последовательных слоев, расположенных один поверх другого, бывает пятнадцать-двадцать. Когда эти кристаллы имеют естественную огранку, они выглядят очень эффектно. Иногда подобные кристаллы находят лишь после того, как они долго обкатываются в стремительных горных потоках и становятся совершенно непрозрачными, но если отполировать их поверхность, то «фантомы», «призраки» или «привидения» появляются во всей своей красе. Случается, что хорошо образованный кристалл истирается так, что остается лишь небольшая часть первичной призмы — в таких случаях из него вытачивают шар. Шар может казаться совершенно чистым, но когда свет падает на него под определенным углом, часто становятся видными вуалеподобные включения. Иногда видно одно включение, но число их может достигать и двадцати. Они образованы отложениями слоев дымчатого материала. Они увеличивают очарование шара, но уменьшают его ценность. Тем не менее «смотрящие в кристалл» могли находить дополнительный интерес в том, что внутри хрустального шара существуют «призраки» или «привидения». Подобным же образом возникают так называемые булавообразные кристаллы кварца. Когда кристаллизация идет с перерывами, может возникнуть такая ситуация при которой, после перерыва в отложении на первоначальный кристалл начинает нарастать другой, уже большего размера, образуя нечто подобное грибу булавообразные или ходульные кристаллы-сростки.




полная версия страницы