Форум » Мир, наука, политика, искусство, экология » 11 фестиваль фантастики "Фанданго" в Феодосии » Ответить

11 фестиваль фантастики "Фанданго" в Феодосии

Евгений Беляков: ИВАН ЕФРЕМОВ И ЕГО ВРЕМЯ (Выступление на фестивале фантастики «Фанданго» 22.06.17) Воспринимать писателя, тем более – фантаста, нужно прежде всего в контексте его времени. Многие детали его произведений становятся понятны именно как ответы на происходящие в его историческом времени события. Фантаст актуален, ведет диалог с историей, которая разворачивается вокруг него. Этот диалог и есть суть его творчества. Все это относится к Ивану Ефремову в особой мере, так как он был не просто писателем-фантастом, но и обществоведом и футурологом, а это в то время означало – быть политиком. Многое в творчестве Ефремова просто не понятно без знания социально-исторического контекста его произведений. Понимание его эпохи ("оттепель" и начало "застоя") необходимо для понимания его произведений, но уходит в прошлое и многое забыто. Эту эпоху сейчас оценивать в черно-белых тонах. Либо "абсолютно прекрасно", либо тоталитарное общество. Однако то общество нельзя оценивать однозначно (как и любое другое; общество - это многофакторная сложная система). С одной стороны, да, элементы тоталитаризма присутствовали: однопартийность, голосования за одного кандидата, цензура... С другой - власть далеко, выполнив ритуалы, можно жить, развиваться. Между этими двумя сторонами общества существует "связь" через символы, умолчания, аллюзии... Одним из интереснейших примеров такого "кодирования" является роман "Час Быка". (Но этот язык забывается). Его должны "воскресить" литературоведы. Ефремов стал знаменитым в одночасье: когда стал писать детско-юношеский роман "Туманность Андромеды" и публиковать его в "Пионерской правде". Он попал в "чувствительную точку. Это было время XX съезда, развенчания сталинизма, и обсуждения Программы партии, где говорилось о планах построения коммунизма через 20 лет. Ефремову предложили переделать "Туманность" во взрослый роман. Было, однако, 2 пункта. 1) О сроках наступления коммунизма - не 1000 лет, 2) должен быть памятник Ленину. Первый пункт он принял, от второго - твердо отказался. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос чуть позже. После выхода "Туманности" Ефремов становится всемирно-известным (до этого он был лишь автором нескольких хороших рассказов и повестей). Он становится фигурой на уровне международного коммунистического движения. Один американский коммунист говорил, что «Туманность Андромеды» для них была важнее программы их партии. Однако представления Ефремова о достижении коммунизма отличались от официальных. Он ставил на первое место развитие человека. Второй важнейший роман Ефремова - "Лезвие бритвы" был посвящен именно возможностям развития человека. Они, верил Ефремов, огромны. Следующий роман был, на мой взгляд, вершиной творчества Ефремова - это "Час Быка". В нем В ЗАШИФРОВАННОМ ВИДЕ говорилось о необходимости второй великой революции и о ее этапах. Это были ТРИ ШАГА. Первым шагом должны быть МЕЧТА. Общество должно быть выведено из состояния депрессии, в котором оно находится. Должна быть показана цель и реалистичный план достижения коммунизма. И он должен быть вдохновляющим. И это - во многом задача научных фантастов. (И в наше время это особенно важно). Следующий шаг - воспитание нового человека, раскрытие его потенциала. И третьим (на основе второго) - преобразование общества. Преобразования осуществляются не методом бунта, а одновременно "сверху" и "снизу". Ефремов был коммунистом, он развивал идеи коммунизма, но в то время идеологи КПСС не могли принять никаких отклонений от прежнего "стандарта марксизма-ленинизма". Наступала эпоха "брежневского застоя"... Когда "Час Быка" был опубликован, внимательно вчитавшись, идеологи КПСС были потрясены. Они не знали, что делать. И было решено замолчать роман. Он был изъят из библиотек. Имя Ефремова запретили употреблять даже в сборниках по палеонтологии... Первым опытом Второй великой революции, но неудачным, была перестройка Горбачева. Ее главной ошибкой была неготовность «человеческого фактора» в обществе к переменам: реформа должна была начаться с крупных перемен в образовании, с «педагогической революции», но инициативу захватили выражающие интересы теневой экономики идеологи реставрации феодально-капиталистического строя по лекалам Запада. Неудачливые организаторы перестройки, безусловно, читали Ефремова, но, по-видимому, недостаточно внимательно. В те годы Ефремова уже не было в живых, его книги не издавались (первое перестроечное издание «Часа Быка» - это 1988 г.) ВЫВОД. Для современных фантастов особенно важен завет Ефремова о Трех Шагах к светлому будущему. Миссия фантаста в том, чтобы создать МЕЧТУ, совершить ПЕРВЫЙ ШАГ в будущее прекрасное общество. Деннис Габор, нобелевский лауреат, один из создателей Римского клуба, говорил, что будущее невозможно предсказать, его нужно изобрести. (В романе "Час Быка" Габор предстает как Синед Роб - это инверсия имени Габора). Современная научная фантастика должна совершить прорыв состояния депрессии в нашем обществе, фантасты должны создавать произведения, нацеленные на прекрасные идеалы и раскрывающие гигантские потенциальные возможности каждого человека и общества. Евгений Беляков

Ответов - 1

Евгений Беляков: Вот ссылка на клуб фантастов "Фанданго", но отчета об 11 фестивале пока нет. http://fantclub.ru/crimcon/



полная версия страницы