Форум » Беседка » 20 лет уже ГКЧП » Ответить

20 лет уже ГКЧП

Евгений Беляков: Мы жили в небольшой казацкой станице в Краснодарском крае. Утром нас будит сосед и кричит жене: "Танька! Вставай, Горбачу крышка!" Рад он был или нет - трудно сказать. [quote]ОБРАЩЕНИЕ К СОВЕТСКОМУ НАРОДУ Соотечественники! Граждане Советского Союза! В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ, задуманная как средство обеспечения динамичного развития страны и демократизации общественной жизни, в силу ряда причин зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. Политиканство вытеснило из общественной жизни заботу о судьбе Отечества и гражданина. Насаждается злобное глумление над всеми институтами государства. Страна по существу стала неуправляемой. [more]Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки демократии, возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию Советского Союза, развал государства и захват власти любой ценой. Растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества. Циничная спекуляция на "национальных чувствах - лишь ширма для удовлетворения амбиций. Ни сегодняшние беды своих народов, ни их завтрашний день не беспокоят политических авантюристов. Создавая обстановку морально-политического террора и пытаясь прикрыться щитом народного доверия, они забывают, что осуждаемые и разрываемые ими связи устанавливались на основе куда более широкой народной поддержки, прошедшей к тому же многовековую проверку историей. Сегодня те, кто по существу ведет дело к свержению конституционного строя, должны ответить перед матерями и отцами за гибель многих сотен жертв межнациональных конфликтов. На их совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из-за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. Каким быть общественному строю, должен решать народ, а его пытаются лишить этого права. Вместо того, чтобы заботиться о безопасности и благополучии каждого гражданина и всего общества, нередко люди, в чьих руках оказалась власть, используют ее в чуждых народу интересах, как средство беспринципного самоутверждения. Потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел. Инфляция власти страшнее, чем всякая иная, разрушает наше государство, общество. Каждый гражданин чувствует растущую неуверенность в завтрашнем дне, глубокую тревогу за будущее своих детей. Кризис власти катастрофически сказался на экономике. Хаотичное, стихийное скольжение к рынку вызвало взрыв эгоизма: регионального, ведомственного, группового и личного. Война законов и поощрение центробежных тенденций обернулись разрушением единого народнохозяйственного механизма, складывшегося десятилетиями. Результатом стали резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики. Давно пора сказать людям правду, если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания. от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из-за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение в наших собственных руках. Настало время измерять авторитет каждого человека или организации реальным вкладом в восстановление и развитие народного хозяйства. Долгие годы со всех сторон мы слышим заклинания о приверженности интересам личности, заботе о ее правах, социальной защищенности. На деле же человек оказался униженным, ущемленным в реальных правах и возможностях, доведенным до отчаяния. На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным волеизъявлением. Это результат целенаправленных действий тех, кто, грубо попирая Основной Закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре. Префектуры, мэрии и другие противозаконные структуры все больше явочным путем подменяют собой избранные народом Советы. Идет наступление на права трудящихся. Права на труд, образование, здравоохранение, жилье, отдых поставлены под вопрос. Даже элементарная личная безопасность людей все больше и больше оказывается под угрозой. Преступность быстро растет, организуется и политизируется. Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха пропаганда секса и насилия, ставящие под угрозу здоровье и жизнь будущих поколений. Миллионы людей требуют принятия мер против спрута преступности и вопиющей безнравственности. Углубляющаяся дестабилизация политической и экономической обстановки в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое-где послышались реваншистские нотки, выдвигаются требования о пересмотре наших границ. Раздаются даже голоса о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны. Такова горькая реальность Еще вчера советский человек, оказавшийся за границей, чувствовал себя достойным гражданином влиятельного и уважаемого государства. Ныне он - зачастую иностранец второго класса, обращение с которым несет печать пренебрежения либо сочувствия.Гордость и честь советского человека должны быть восстановлены в полном объеме. Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе отчет в глубине поразившего нашу страну кризиса, он принимает на себя ответственность за судьбу Родины и преисполнен решимости принять самые серьезные меры по скорейшему государства и общества из кризиса. Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот важнейший акт и определиться по нему. ибо от того, каким станет Союз, будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец кровопролитию, объявить беспощадную войну уголовному миру, искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра. Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций. Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан. Не ослабляя заботы об укреплении и защите прав личности, мы сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больше всего ударили инфляция, дезорганизация производства, коррупция и преступность. Развивая многоукладный характер народного хозяйства мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг. Нашей первоочередной заботой станет решение продовольственной и жилищной проблем. Все имеющиеся силы будут мобилизованы на удовлетворение этих самых насущных потребностей народа.Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший срок восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества. Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства. У нас нет ни к кому никаких притязаний. Мы хотим жить со всеми в мире и дружбе. Но мы твердо заявляем, что никогда и никому не будет позволено покушаться на наш суверенитет, независимость и территориальную целостность. Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться. Наш многонациональный народ веками жил исполненный гордости за свою Родину, мы не стыдились своих патриотических чувств и считаем естественным и законным растить нынешнее и грядущее поколения граждан нашей великой державы в этом духе. Бездействовать в этот критический для судеб Отечества час - значит взять на себя тяжелую ответственность за трагические, поистине непредсказуемые последствия. Каждый, кому дорога наша Родина, кто хочет жить и трудиться в обстановке спокойствия и уверенности, кто не приемлет продолжения кровавых межнациональных конфликтов, кто видит свое Отечество в будущем независимым и процветающим. должен сделать единственно правильный выбор. Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса. Конструктивные предложения общественно-политических организаций, трудовых коллективов и граждан будут с благодарностью приняты как проявление их патриотической готовности деятельно участвовать в восстановлении вековой дружбы в единой семье братских народов и возрождении Отечества. Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. 18 августа 1991 года.[/more][/quote]

Ответов - 6

Евгений Беляков: В 1991 году мои восприятия происходящего были уже совсем не такими, как в 1986. За 5 лет многое поменялось. Поэтому я не могу сказать, что мое первое впечатление от этого заявления было сразу же негативным. Амбивалентным - так точнее сказать. Мы жили тогда в казацкой станице в Краснодарском крае. У меня было время на продумывание. Я понимал, что за заявлением такого рода стоит огромная традиция. Кроме того, я не был сторонником капитализма (предпочитая "социализм с человеческим лицом" - хотя вера в его возможность у меня покачнулась уже). И я также понимал, что необходима централизация и какой-то возврат на рельсы уровня 1987 приблизительно года. То, что шло с этого времени, меня не устраивало. Однако, продумав все, я все-таки пришел к тому, что необходимо выбрать Ельцина. Вот причины: 1) Демократические ценности явно сворачивались (свобода печати, митингов и демонстраций и организаций). Это также проявилось в ограничении СМИ в те дни. Если бы ГКЧПисты объяснили, что никакого сворачивания, например, свободы СМИ в дальнейшем не будет и т.д. - это сыграло бы огромную роль. Они должны были сказать, что это явление временное, и что они восстановят свободу прессы и телевизора, например, в течение недели. Если бы они, к тому же, пообещали транслировать все заседания в полном объеме - это также сыграло бы в их пользу. Однако по тону заявления было видно, что они к этому не стремятся. 2) История с Горбачевым была шита белыми нитками. Это действительно воспринималось как захват власти. Как нечто незаконное. Собственно, так оно и было. Между тем к Горбачеву в то время у меня сохранялось положительное отношение. 3) Затем - введенные в Москву танки говорили о намерении ГКЧП применять силу. 4) Я не знал никакого Янаева, и он показался мне совершенно неприятным. Он был полностью лишен какой-либо "харизмы", чего-то более высокого, нежели стремление элементарно захватить власть. Горбачев уехал в Форос отдохнуть перед принятием нового соглашения об ССГ - в общем, наиболее важного соглашения, которое было бы венцом всей его работы. Я читал текст, и понимал, насколько это было бы крупное событие. Но, возможно, все деятели ГКЧП при этом могли потерять посты. Поэтому их стремление не допустить подписание нового соглашения было всего лишь защитой их личных интересов. На деле введенные в Москву танки были всего лишь бутафорией. В дальнейшем выяснилось, что ГКЧПисты не собирались их использовать. Отказ применить силу против защитников Белого Дома хорошо их характеризует. Ельцин в 1993 году оказался гораздо более жестоким и даже преступным правителем. ====== Попробуйте дать СВОИ комментарии.

Евгений Беляков: В газете "Дуэль" набрел на любопытные факты (насколько они достоверны, сказать не могу - уж очень жареная статья). Наверное, многим будет в новинку утверждение, что ГКЧП в основном сформировал... Горбачёв. Увы, это так!!! Вспомните выборы вице-президента СССР. Трижды Горбачёв предлагал депутатам кандидатуру Янаева. Уже взмолились некоторые при третьем её внесении, но Горбачёв был непреклонен: Янаев и только! Вы видели этого тюфяка с крупно дрожащими руками. А ведь на его месте мог оказаться и такой, у кого рука не дрогнула бы! На следующий день после конца ГКЧП по радио выступал Сергей Уражцев. Был такой говорливый либерал, который предлагал себя направо и налево, но так его, кажется, никто из демократов и не купил, не слышно сейчас. На волне «послепутчевой» эйфории он выдал такой перл: «Когда я услышал, что во главе ГКЧП стоит Янаев, я дико заржал: да ничего же у них не получится! Я учился вместе с Геной в институте, и у нас была поговорка: «Хочешь загубить дело - поручи его Генке. Он же ни на что не способен». Вы думаете, Горбачёв не знал этой характеристики? Вы думаете, что Крючков и Бобков не знали этой характеристики? Вы ошибаетесь! Знали, именно поэтому Янаев и был протащен в вице-президенты, чтобы, не дай Бог, не сделал чего решительного. В трудные моменты Государство спасает Армия. В ГКЧП она была представлена Министром обороны Маршалом Д.Т. Язовым. Помните, как он оказался на этой должности? Его также протащил Горбачёв. Язов (1923 г.р.) - добрый, мягкий, эмоциональный человек, не солдафон, любитель и знаток поэзии, любящий свою молодую жену. Перед перерывом в работе сессии Съезда, выждав момент, когда депутаты устали, Горбачёв предложил его кандидатуру. Неожиданно она вызвала неприятие. Предлагали отложить обсуждение кандидатуры Министра до возобновления работы Съезда, но Горби настоял: «Мне ехать во Францию с государственным визитом, при мне должен быть Министр обороны. Голосуйте сейчас!» Послушно проголосовали. Но организаторы ГКЧП решили перестраховаться: всё-таки, воевал человек, вдруг тряхнёт стариной, кого-либо послушается и что-либо выкинет, всё нам испортит. За день или два до ГКЧП на одном из подмосковных шоссе был устроен наезд на автомашину, в которой ехала жена Маршала. С тяжёлой травмой (позвоночника?) женщина была госпитализирована. Тело эмоционального Язова сидело в ГКЧП, а мысли находились в госпитале. Но и это ещё не всё. Сейчас не вспоминают «генерала Диму» - Дмитрия Якубовского, в течение нескольких месяцев произведённого из старших лейтенантов запаса в генералы. Кому и зачем это нужно было? Уж не Министра же из него делали - на эту должность и завмагов у нас хватит. Нет, Диме была поручена важная и рискованная операция. «Победа» над ГКЧП была не окончательной; ещё какое-то время событиям мог быть дан обратный ход, и могла это сделать Армия, если бы ей была дана команда. Такую команду, как выясняется, мог осмелиться дать лишь один человек - Маршал Ахромеев. Вот для нейтрализации Маршала и был подготовлен генерал Дима. В генеральской форме он спокойно вошёл в Генштаб с бандеровской удавкой в одном кармане и «предсмертной запиской Ахромеева», изготовленной графологами, в другом, удавил старика и инсценировал самоубийство. Потом Диму спрятали от общественности, посадив в тюрьму якобы за хищение каких-то книг из РНБ, затем добавили срок, обвинив в попытке изнасиловать сокамерника, потом отпустили, и Дима уехал, кажется, в Канаду. Неужели Вы думаете, что подготовка такой операции могла пройти вне внимания КГБ? Так что говорили об этом Крючков с Горбачёвым, если Якубовского произвёл в генералы Горбачёв? Остаётся ещё один силовик, член ГКЧП Министр внутренних дел Б.К. Пуго. От МВД в таких обстоятельствах толку мало. В 1917 г. корпус петроградских городовых имел полную возможность прекратить Февральскую революцию, но не сумел сделать это. Пуго, к тому же нерусский, в должности недавно, решительных мер не мог предпринять. Его возможные действия нейтрализовали иным путём - надеждой на Крючкова, который, де, сделает со своими ребятами всё, что надо. ГКЧП ни разу не собрался в полном составе, а В.А. Крючков там вообще не был! Дав согласие на включение себя в состав Комитета, он не появился за эти три дня ни в Кремле, ни на Лубянке. Время от времени он звонил в Кремль, успокаивал, что он принимает меры к ликвидации беспорядков, затем в КГБ, что он занят в ГКЧП и никому ничего без команды нельзя предпринимать. Никаких мер по усилению охраны Кремля и КГБ принято не было. Обо всём этом было сообщено в своё время в «Литературной России» бывшими полковниками КГБ. Остальные члены ГКЧП ничего не могли предпринять, а Павлов и Стародубцев - просто сопляки, взятые туда для балласта. По-мужски повёл себя только тов. Пуго, поэтому ему и пришлось умереть. Известно, что на его квартиру прибыл отряд демократов с пушками наголо во главе с... Гришей Явлинским, но они ли убили Бориса Карловича и его супругу или те сами покончили с собою в ожидании неминуемого, остаётся неизвестным (третьим в квартире был глубокий старик, тесть Пуго, потерявший дар речи). Светлая память Борису Пуго и его верной подруге, не изменившим присяге и партийному долгу! http://www.duel.ru/200910/?10_4_2 У автора выходит, что Горбачев много лет организовывал 19 августа. На самом деле оно оказалос выгодно совсем не Горбачеву, который потерял и власть и авторитет, но именно Ельцину. Возможно, Горбачев что-то готовил, но другое? Приведенные совпадения действительно интересные, но вывод никуда не годится. Зачем Горбачеву было ставить таких людей на такие места? Собирался ли он в какой-то момент произвести инсценировку переворота, которую (ухватив за нити, которые он готовил для себя) произвел Ельцин?

Евгений Беляков: А вот этот документ мог бы стать "лебединой песнью" Горбачева, но не стал. Тем н менее, я считаю, что судьба этого документа НЕ ЗАКОНЧЕНА. Практически этот текст, с минимальными изменениями мог бы стать ОСНОВОЙ ДЛЯ НОВОГО СОЮЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ после преобразования так называемой "России" или "Российской Федерации". Я считаю, что в состав ССГ могла бы в конце концов войти и Монголия, и даже Индия. Со временем: Украина и Белоруссия, Казахстан и некоторые другие бывшие республики СССР. Распад ельцинско-путинского "мутанта" я считаю практически неизбежным, учитывая тезис Гегеля: "Все разумное - действительно". То есть все разумное рано или поздно воплощается. Отсюда следует, что любая "неразумность" рано или поздно превращается в абстрактное ничто. II. Проект. Договор о Союзе Суверенных Государств Государства, подписавшие настоящий Договор, исходя из провозглашенных ими деклараций о суверенитете и признавая право наций на самоопределение; учитывая близость исторических судеб своих народов и выражая их волю жить в дружбе и согласии, развивая равноправное взаимовыгодное сотрудничество; заботясь об их материальном благосостоянии и духовном развитии, взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности; желая создать надежные гарантии прав и свобод граждан, решили на новых началах создать Союз Суверенных Государств и договорились о нижеследующем. I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Первое. Каждая республика — участник договора является суверенным государством. Союз Суверенных Государств (ССГ) — конфедеративное демократическое государство, осуществляющее власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники договора. Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного прогресса всем народам, проживающим на их территории. Участники договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей, решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов. Третье. Государства, образующие Союз, считают важнейшим принципом приоритет прав человека в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, другими общепризнанными нормами международного права. Всем гражданам гарантируется возможность изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие политические, социально-экономические, личные права и свободы. Четвертое. Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие свободы и благосостояния своих народов и каждого человека в формировании гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора формы собственности и методов хозяйствования, развития общесоюзного рынка, реализации принципов социальной справедливости и защищенности. Пятое. Государства, образующие Союз, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу. Шестое. Государства, образующие Союз, считают одной из важнейших задач сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, здравоохранения, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями и достижениями народов Союза и всего мира. Седьмое. Союз Суверенных Государств выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права — преемника Союза Советских Социалистических Республик. Его главными целями на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств" и солидарность народов в решении глобальных проблем человечества. Государства, образующие Союз, являются субъектами международного права. Они вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи, торговые и иные отношения с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не ущемляя интересы каждого из государств, образующих Союз, и их общие интересы, не нарушая международные обязательства Союза. П. УСТРОЙСТВО СОЮЗА Статья 1. Членство в Союзе Членство государств в Союзе является добровольным. Участниками настоящего Договора являются государства, непосредственно образующие Союз. Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор. Принятие в Союз новых государств осуществляется с согласия всех участников настоящего Договора. Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками Договора. Статья 2. Гражданство Союза Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза Суверенных Государств. Граждане Союза имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные законами и международными договорами Союза. Статья 3. Территория Союза Территория Союза состоит из территорий всех государств — участников Договора. Союз гарантирует нерушимость границ государств, которые в него входят. Статья 4. Отношения между государствами, образующими Союз Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются настоящим Договором, а также другими, не противоречащими ему договорами и соглашениями. Государства — участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по настоящему Договору и межреспубликанским соглашениям. Государства, образующие Союз, обязуются: не прибегать в отношениях между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную целостность друг друга; не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против других государств — участников Договора. Статья 5. Вооруженные Силы Союза Союз Суверенных Государств имеет единые Вооруженные Силы с централизованным управлением. Цели, назначение и порядок использования единых Вооруженных Сил, а также компетенция государств — участников Договора в сфере обороны регулируются соглашением, предусмотренным настоящим Договором. Государства — участники Договора вправе создавать республиканские вооруженные формирования, функции и численность которых определяются указанным соглашением. Не допускается использование Вооруженных Сил Союза внутри страны, за исключением их участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о чрезвычайном положении. Статья 6. Сфера совместного ведения государств — участников договора и многосторонние соглашения Государства — участники Договора образуют единое политическое и экономическое пространство и основывают свои отношения на закрепленных в настоящем договоре принципах и представляемых им преимуществах. Отношения с государствами, не входящими в Союз Суверенных Государств, основываются на общепризнанных нормах международного права. В целях обеспечения общих интересов государств — участников Договора устанавливаются сферы совместного ведения и заключаются соответствующие многосторонние договоры и соглашения: — об экономическом сообществе; — о совместной обороне и коллективной безопасности; — о координации внешней политики; — о координации общих научно-технических программ; — о защите прав человека и национальных меньшинств; — о координации общих экологических программ; — в области энергетики, транспорта, связи и космоса; — о сотрудничестве в области образования и культуры; — о борьбе с преступностью. Статья 7. Полномочия союзных (межгосударственных) органов Для реализации общих задач, вытекающих из Договора и многосторонних соглашений, государства, образующие Союз, делегируют союзным органам необходимые полномочия. Государства, образующие Союз, участвуют в реализации полномочий союзных органов посредством их совместного формирования, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения. Каждый участник Договора может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз, с согласия всех участников, передать одному или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий. Статья 8. Собственность Государства — участники Договора обеспечивают свободное развитие и защиту всех форм собственности. Государства — участники Договора передают в распоряжение органов Союза имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью государств, образующих Союз, и используется исключительно в их общих интересах, включая ускоренное развитие отстающих регионов. Использование земли, ее недр и других природных ресурсов государств — участников Договора для реализации полномочий союзных органов осуществляется в соответствии с законодательством этих государств. Статья 9. Бюджет Союза Порядок финансирования союзного бюджета и контроля за его расходной частью устанавливается особым соглашением. Статья 10. Законы Союза Конституционной основой Союза Суверенных Государств является настоящий Договор и Декларация прав и свобод человека. Законы Союза принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Союза, и в пределах полномочий, переданных ему настоящим Договором. Они обязательны для исполнения на территории всех государств — участников Договора. Государство — участник Договора вправе опротестовать и приостановить действие на своей территории закона Союза, если он нарушает настоящий Договор. Союз в лице его высших органов власти вправе опротестовать и приостановить действие закона государства — участника Договора, если он нарушает настоящий Договор. Споры решаются посредством согласительных процедур либо передаются в Верховный суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца. III. ОРГАНЫ СОЮЗА Статья 11. Формирование органов Союза Органы Союза Суверенных Государств, предусмотренные настоящим Договором, формируются на основе свободного волеизъявления народов и полноправного представительства государств, образующих Союз. Организация, полномочия и порядок деятельности органов власти, управления и правосудия устанавливаются соответствующими законами, не противоречащими настоящему Договору. Статья 12. Верховный Совет Союза Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик входит по 20 депутатов от каждого государства, образующего Союз, делегируемых его высшим органом власти. РСФСР имеет в Совете Республик 52 депутата. Другие государства — участники Договора, имеющие в своем составе республики и автономные образования, дополнительно делегируют в Совет Республик по одному депутату от каждой республики и автономного образования. В целях обеспечения суверенитета государств — участников Договора и их равноправия при голосовании в Совете Республик применяется правило консенсуса. Совет Союза избирается населением Союза по избирательным округам с равной численностью избирателей. При этом гарантируется представительство в Совете Союза всех государств — участников Договора. Палаты Верховного Совета Союза совместно принимают в состав Союза новые государства, заслушивают Президента Союза по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики Союза, утверждают Союзный бюджет и отчет об его исполнении, объявляют войну и заключают мир. Совет Республик принимает решения об организации и порядке деятельности органов Союза Суверенных Государств, рассматривает вопросы отношений между республиками, ратифицирует и денонсирует международные договоры Союза, дает согласие на назначение правительства Союза. Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан и принимает решения по всем вопросам компетенции Верховного Совета, за исключением тех, которые относятся к компетенции Совета Республик. Законы, принятые Советом Союза, вступают в силу после их одобрения Советом Республик. Статья 13. Президент Союза Президент Союза — глава конфедеративного государства. Президент Союза выступает гарантом соблюдения Договора о Союзе Суверенных Государств и законов Союза, является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза, представляет Союз в отношениях с зарубежными государствами, осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза. Президент Союза избирается гражданами Союза в порядке, устанавливаемом Законом, сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Статья 14. Вице-президент Союза Вице-президент Союза избирается вместе с Президентом Союза. Вице-президент Союза выполняет по уполномочию Президента Союза отдельные его функции. Статья 15. Государственный совет Союза Государственный совет Союза создается для согласования наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государств — участников Договора. Государственный совет состоит из Президента Союза и высших должностных лиц государств — участников Договора. Работой Государственного совета руководит Президент Союза. Решения Государственного совета носят обязательный характер для всех органов исполнительной власти. Статья 16. Правительство Союза Правительство Союза является органом исполнительной власти Союза, подчиняется Президенту Союза, несет ответственность перед Верховным Советом Союза. Правительство Союза возглавляется премьер-министром. В состав правительства входят главы правительств государств — участников Договора, Председатель Межгосударственного экономического комитета (первый заместитель премьер-министра), заместители премьер-министра и руководители ведомств, предусмотренных соглашениями между государствами — участниками Договора. Правительство Союза формируется Президентом Союза по согласованию с Советом Республик Верховного Совета Союза. Статья 17. Верховный суд Союза Верховный суд Союза принимает решения по вопросам соответствия законов Союза и законов государств — участников Договора настоящему Договору и Декларации прав и свобод человека; рассматривает гражданские и уголовные дела межгосударственного характера, включая дела по защите прав и свобод граждан; является высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам. При Верховном суде Союза создается прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законодательных актов Союза. Порядок формирования Верховного суда Союза определяется законом. Статья 18. Высший арбитражный суд Союза Высший арбитражный суд Союза разрешает экономические споры между государствами — участниками Договора, а также споры между предприятиями, находящимися под юрисдикцией различных государств — участников Договора. IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Язык межнационального общения в Союзе Участники Договора самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе государства — участники Договора признают русский язык. Статья 20. Столица Союза Столицей является город Москва. Статья 21. Государственная символика Союза Союз имеет государственный герб, флаг и гимн. Статья 22. Порядок изменения и дополнения Договора Настоящий Договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств, образующих Союз. Статья 23. Вступление Договора в силу Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государств, образующих Союз, и вступает в силу после его подписания их полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года. Статья 24. Ответственность по Договору Союз и государства, его образующие, несут взаимную ответственность за выполнение принятых обязательств и возмещают ущерб, причиненный нарушениями настоящего Договора. Статья 25. Правопреемство Союза Союз Суверенных Государств является правопреемником Союза Советских Социалистических Республик. Правопреемство осуществляется с учетом положений статей 6 и 23 настоящего Договора.


Евгений Беляков: ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ (В которой главный - Крючков). Засекреченный путч. Заговор Подготовка к августу 1991-го началась еще в декабре 1989-го. С подачи председателя КГБ Владимира Крючкова, подготовившего записку «О создании в войсках КГБ СССР дивизии специального назначения»****, Политбюро ЦК приняло решение поддержать предложение КГБ*****, и уже 4 декабря 1990 года на основании директив министра обороны СССР № 314/3/01 и № 314/3/02 была осуществлена передача 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии ВДВ и 75-й мотострелковой дивизии (ЗакВО) в состав Комитета госбезопасности. Именно шеф КГБ стал лидером ортодоксов. Крючков опирался не только на Комитет госбезопасности, но и на руководство Минобороны, и на генералов ВПК. Еще в сентябре 1990-го в «Правде» был опубликован манифест ВПК «Статус — оборонке», который подписали 46 генералов, от директоров заводов до генеральных конструкторов крупнейших космических и военных фирм страны. Манифест был своего рода предупреждением: военно-промышленный комплекс (на него работало 75% экономики страны, и он же был крупнейшим землевладельцем) не намерен делиться властью и собственностью. А уже в декабре 1990-го стал складываться собственно заговор. 9 декабря, как следует из имеющейся в распоряжении The New Times объяснительной записки допрошенного по делу ГКЧП полковника Алексея Егорова**Занимал в 1991 году должность помощника первого зампреда КГБ Виктора Грушко., он и его шеф были вызваны к Крючкову. Там уже был генерал Владимир Жижин, заместитель начальника ПГУ, в прошлом — руководитель аппарата главы КГБ и доверенное лицо Крючкова. Егорову и Жижину было поручено составить и написать план заговора: записку о первоочередных мерах «по стабилизации» обстановки в стране на случай введения чрезвычайного положения и возможный сценарий развития событий. Также, по словам Егорова, они должны были подготовить проект указа президента Михаила Горбачева и постановления Верховного Совета СССР о введении чрезвычайного положения. В феврале 1991 года на стол Горбачеву легла аналитическая записка, подготовленная в КГБ, «О политической обстановке в стране». В записке говорилось: «Анализ сложившейся ситуации требует серьезного критического осмысления того, насколько адекватны сформированные почти шесть лет назад понятия демократизации и гласности их нынешнему практическому воплощению... Учитывая глубину кризиса и вероятность резкого осложнения обстановки, нельзя исключить возможность образования в соответствующий момент временных структур в рамках осуществления чрезвычайных мер». 19 марта 1991 года тайным приказом Крючкова за номером 0036 управление КГБ по Москве и Московской области, которое находилось в ведении московских властей, было переподчинено центральному аппарату Комитета — в Москве у власти были демократы, Крючков не мог оставить им такой важный инструмент контроля. Тогда же, в марте, на Лубянке был создан Оперативный штаб КГБ СССР. А в апреле — Управление по руководству специальными частями войск КГБ. 5 августа Крючков вновь вызвал к себе своего зама Грушко, Егорова и Жижина. Там же, в кабинете Крючкова, присутствовал и посланец министра обороны СССР Дмитрия Язова — командующий ВДВ генерал-лейтенант Павел Грачев, в скором будущем министр обороны России. По словам Егорова, Крючков поручил подготовить еще одну, более подробную аналитическую записку на предмет введения в стране чрезвычайного положения. Работа должна была вестись конспиративно. Грачев с Егоровым и Жижиным отправились писать документ на оперативную дачу Второго главного управления (контрразведка), расположенную неподалеку от деревни Машкино, по дороге на Ленинград. 15 августа начальник 12-го отдела КГБ Евгений Калгин и начальник управления правительственной связи Анатолий Беда получили указание Крючкова: поставить под контроль все переговоры абонентов правительственной связи**Старший оперативный контролер 3-го отделения 6-го отдела 12-го отдела КГБ СССР прапорщик Татьяна Ларина в объяснительной записке сообщает следствию по делу о ГКЧП: «17 августа приступила к работе в 15:00. На контроле стояли объекты: Яковлев А.Н., Полторанин М.Н., Силаев И.С., Шеварднадзе Э.А., Кузнецов Б.А. 20 и 21 августа у меня по расписанию были выходные. Меня вызвали для работы в ночь с 21-го на 22-е августа (21.30 — 8.00). Контролировала объекты 181-182 и 183-184 рабочих участков: аппараты Руцкого, Янаева, Хасбулатова, Силаева, Ельцина, Лукьянова, Бурбулиса».. 17 августа в состояние повышенной боевой готовности были приведены спецназ 7-го управления КГБ Группа «А» (известна как Группа «Альфа»), спецназ ПГУ — Отдельный учебный центр (под этим названием в документах КГБ фигурировала Группа «В», или «Вымпел»). Они были переброшены в Москву и размещены в клубе имени Дзержинского. Дальше — указ ГКЧП, танки, де-факто арест Горбачева, чрезвычайное положение. Переворот случился. А спустя два дня стало понятно, что путч провалился. Странная тайна Почти все странности августовской истории были видны уже тогда, в 1991 году. Во-первых, о подготовке переворота знали — пусть немногие, но обладающие властью и средствами. Об этом знали американцы: госсекретарь Джеймс Бейкер предупреждал своих советских коллег. О возможности путча говорили и вышедшие из Политбюро Эдуард Шеварднадзе и Александр Яковлев. Во-вторых, шеф КГБ Крючков, готовивший путч с 1989 года, не воспользовался ни одной возможностью силового решения (а они у него были!) Бездействие и откровенная апатия путчистов были в те дни очевидны всем: утром 19 августа, уже после трансляции заявления ГКЧП в Москве и других крупных городах, продолжали работать все телефоны, факсы, самолеты спокойно вылетали из Шереметьево, не было и ожидаемых арестов… Наконец, самое удивительное: дело ГКЧП — этой нелепой на первый взгляд попытки заговора — до сих пор засекречено. Как рассказала The New Times Ирина Вирганская, дочь Михаила Горбачева, когда недавно она запросила протокол собственного допроса, ей ответили официальным отказом. Находящаяся на пенсии следователь прокуратуры по особо важным делам Валентина Филиппова, работавшая по делу ГКЧП в составе следственной группы прокуратуры РФ, сообщила The New Times: «Дело давнее, но гриф «Совсекретно» по нему никто не отменял. И вообще — всех нас, работавших по делу ГКЧП, вместе ни разу не собирали. Каждый занимался отдельными эпизодами, но цельной картины, кроме умершего 7 лет назад руководителя следственной группы Сергея Аристова, не знал никто». И даже ветераны спецподразделения «А», давно ушедшие в отставку, согласились говорить с The New Times об августовских событиях только на условиях анонимности. Молчание волков После путча в сообщениях СМИ появилась информация, что спецназ КГБ в лице его руководителей отказался выполнять распоряжения ГКЧП. За что же тогда после окончания путча попал в немилость командир Группы «А» Виктор Карпухин**Герой Советского Союза генерал-майор Виктор Карпухин — один из основателей подразделения спецназначения КГБ СССР «А». Во время штурма резиденции Хафизуллы Амина в Афганистане руководил одной из боевых групп, обеспечивших успех всей операции? Что-то в этой широко растиражированной в СМИ легенде явно «не било». Рядовые сотрудники групп «А» и «В» действительно не хотели никого убивать. Но решали не они, решал тогда только один человек — председатель КГБ СССР Крючков. И он, как стало известно в ходе расследования The New Times, не принял принципиального решения перейти к активным действиям как минимум дважды. Первый раз — в момент, когда на даче Ельцина в Архангельском собралось все руководство мятежной Российской Федерации. Анатолий Собчак в своих воспоминаниях эмоционально пишет о том, что в этот опаснейший для Ельцина и его команды момент «Альфа» просто опоздала их захватить. Но Группа «А» никуда не опаздывала. 60 бойцов самого известного в СССР спецназа КГБ во главе с самим Карпухиным были от Ельцина и членов российского правительства на расстоянии нескольких сотен метров: они скрытно расположились на рубежах атаки и были полностью готовы к штурму. По словам Карпухина, он лично пять раз связывался с Крючковым и запрашивал добро на захват. Больше того, перехватив переговоры Карпухина с шефом КГБ, офицеры охраны из Девятого управления КГБ (ныне — ФСО), закрепленные за дачей Ельцина, связались с Карпухиным и попросили «не мочить своих». «Если надо, мы их тут сами повяжем!» — обращались офицеры личной охраны к коллегам «ашникам». Но Крючков почему-то добро не дал. Второй раз Крючков отказался от использования Группы «А» в момент собственного пленения 22 августа 1991 года в аэропорту Внуково-2 после возвращения из Фороса. И опять прикрепленные к Крючкову офицеры спецназа не собирались сдаваться и отдавать шефа без боя. — Подчиняйтесь! — приказал шеф КГБ старшему «ашнику» Коростелеву. — Да мы же их порвем! — попытался возразить старший из прикрепленных от Группы «А» офицеров. — Сдайте оружие! — в приказном порядке снова потребовал от «ашников» Крючков. Легенда о том, что группы «Альфа» и «Вымпел» не подчинились приказу ГКЧП, впоследствии позволила этим подразделениям выжить, но к истинному положению дел она не имеет никакого отношения. «Вымпел», и особенно более близкая к Крючкову «Альфа», напрямую подчинявшиеся главе Комитета, могли стать тем самым хрестоматийным для России отрядом «офицеров императорской гвардии», способным осуществить устранение или арест ельцинской команды. Но их об этом никто не попросил. Почему? Недоумевала не только элита советского спецназа КГБ. По сообщению аналитика Ленгли Фрица Эрмарта, процитированного Строубом Тэлботтом в мемуарах, «не было свидетельств о каких-либо перемещениях, которые надо было ожидать перед путчем. Заговорщики не провели серьезной подготовки: не было ни массированного передвижения войск и танков, ни перерыва в работе средств связи, ни глушения западных радиопередач, ни облавы на популярных руководителей реформ». Источники американцев докладывали, что «танки и бронетранспортеры на улицах Москвы не проявляли признаков боевой готовности к захвату политической власти». По словам Тэлботта, Колин Пауэлл, в то время председатель Объединенного комитета начальников штабов США, позвонил министру обороны США Дику Чейни, находившемуся в этот момент в самолете № 1 вместе с президентом Бушем: «Что-то происходит, но происходит не по учебнику. Этих парней послали в Москву без поручений!» Обескураженность американцев понятна: опыт в организации государственных заговоров у КГБ был, и неплохой. Тот же Карпухин получил Звезду Героя за умелый штурм дворца Амина в Афганистане, а среди командного состава «Вымпела» было немало офицеров, отвечавших за подготовку и проведение операции «Шторм 333»**Кодовое название операции по проведению государственного переворота в Афганистане, осуществленной сводными отрядами офицеров КГБ «Гром» и «Зенит» в декабре 1979 года., ставшей мировой классикой в практике осуществления государственных переворотов. Так что людей, знавших глубинные основы организации государственных заговоров не в теории, а на деле, под рукой у Крючкова хватало. Одна из главных загадок ГКЧП — почему Крючков не использовал их потенциал? «Бражка» ГКЧП Еще одна загадка: как мог многоопытный Крючков, помогавший Андропову подавлять венгерское восстание 1956 года, допустить, чтобы переворот — а это прежде всего ответственная спецоперация — возглавили не контролирующие себя пьяницы и случайные люди, названные Дмитрием Язовым «бражкой» ГКЧП? Ведь добрая половина путчистов в самый ответственный момент устроила грандиозную пьянку. С алкогольными отравлениями и гипертоническими кризами. Так, премьер-министр Павлов, в задачи которого входили ультимативные переговоры с правительством Ельцина, в тот момент, когда оно собралось под контролем Группы «А» на даче в Архангельском, был мертвецки пьян. «В сознание меня уже привели врачи, вызванные на дачу на следующее утро», — объяснял Павлов следственной группе свое поведение в самые ответственные минуты путча. Вице-президент Янаев, чьи руки во время пресс-конференции путчистов говорили красноречивее слов, как выяснило следствие, согласился стать лидером и лицом ГКЧП лишь в ночь с 18 на 19 августа! «И тут я дрогнул и согласился подписать (Заявление советского руководства. — The New Times), оговорив это тем, что я буду исполнять обязанности президента не более двух недель», — читаем мы в протоколах допроса Янаева. А если бы не дрогнул? Был ли запасной вариант? И Василий Стародубцев**Герой Социалистического Труда, лауреат Госпремии СССР, в 1991 году был председателем Союза аграрников РСФСР и Крестьянского союза СССР., с которым у шефа КГБ были добрые личные отношения, по словам близких родственников Владимира Крючкова, тоже был приглашен в команду мятежников в самый последний момент. Да и то с одним лишь смыслом — символизировать поддержку ГКЧП «широкими массами тружеников села». Как мог Крючков не видеть, что переворот превращается в оперетку? Символом официальной версии провала путча быстро стало утверждение Василия Стародубцева: дескать, «в составе ГКЧП не было никого, кто мог бы стрелять в собственный народ». Такой же версии придерживается семья бывшего шефа КГБ Крючкова, один из членов которой, попросив не называть его имени, в интервью The New Times заявил, что еще участие в венгерских событиях 1956 года было для Крючкова огромным личным потрясением, что уж говорить про 1991-й. Этой же версии придерживаются и победители. В интервью The New Times один из самых активных участников команды Ельцина Геннадий Бурбулис, занимавший во время путча пост государственного секретаря России, так прокомментировал отсутствие решительности у заговорщиков: «Безусловно, опыт Крючкова, который многое видел, многое знал, многое понимал, подсказывал ему по итогам 19-го числа, что, может быть, искренняя идея защитить привычное представление о Советском Союзе, которой руководствовались убежденные члены ГКЧП, абсолютно консолидированное желание не допустить начала подписания договора Союза суверенных государств 20 августа вели их на это преступление. Но они изначально не хотели крови, они изначально не хотели борьбы с народными выступлениями».

Евгений Беляков: Продолжение: Раскол Есть и другая версия. Нерешительность Крючкова, его отказ от ареста (или устранения) Ельцина силами Группы «А» объясняется просто: средства прослушки — напомним, личным распоряжением Крючкова все переговоры высокопоставленных советских руководителей (Ельцина, в том числе) были поставлены под контроль — зафиксировали звонок Ельцина генералу Павлу Грачеву утром 19 августа. На вопрос Ельцина «Могу ли я на вас рассчитывать?» тот якобы ответил: «Это сложный вопрос. Постараюсь сделать все, что в моих силах». Сторонники этой версии убеждены, что Крючков расценил действия Грачева как свидетельство раскола в армейской верхушке и, опасаясь гражданской войны, не дал отмашку Карпухину. Но раскол был не только в Министерстве обороны. Особого интереса в интервью Геннадия Бурбулиса The New Times заслуживает такой фрагмент: «Есть еще одно обстоятельство, которое очень часто не учитывается. Оно заключается в том, что в мае месяце был создан Комитет государственной безопасности России, и генерал Иваненко, который все трое суток непрерывно находился в Белом доме в моем кабинете, и мы эту работу вместе делали, он сумел за этот срок самым оперативным образом добиться явного раскола в профессиональной, политической и жизненной позиции большинства сотрудников КГБ, как генерального советского офиса, так и в регионах». Самое важное в словах Бурбулиса — упоминание о расколе. Материалы и свидетельства, собранные The New Times, свидетельствуют: раскол действительно был. Многие молодые высокопоставленные военные и сотрудники Комитета были совершенно не заинтересованы в перевороте. Почему? Без лишней крови Если бы не череда загадочных смертей, так или иначе связанных с путчем, все действительно было бы похоже на дурацкий водевиль, и к версии о «патриотическом гуманизме» не было бы претензий. Но количество «самоубийств» после 19–21 августа зашкаливает. Так, за полтора дня до своей гибели за помощью к спецназу ГРУ обратился один из членов ГКЧП министр внутренних дел Борис Пуго. По словам источника The New Times в Главном разведывательном управлении, Пуго была выделена спецгруппа численностью 5 человек из состава т.н. «подсолнухов» — боевиков ГРУ, специализирующихся на похищении и устранении особо охраняемых лиц противника. Но по невыясненным причинам группа получила приказ сперва выдвинуться на конспиративную квартиру, а когда разведчики наконец прибыли, чтобы взять под защиту охраняемое лицо, то нашли уже мертвого Пуго и его умирающую супругу. Почему Борис Пуго за несколько часов до «самоубийства» искал для себя профессиональную альтернативную охрану? Почему не верил своим телохранителям из числа прикрепленных офицеров «девятки»? Почему обратился в ГРУ — к традиционному сопернику КГБ? В субботу, 24 августа, в своем кремлевском кабинете повесился маршал Ахромеев, занимавший по словам других путчистов самую агрессивную и наступательную позицию. Почему маршал, имевший личное табельное оружие, повесился? Почему выбрал столь не военный способ ухода из жизни? Что значат слова в его предсмертной записке, обращенные к семье: «Я всегда ставил интересы государства выше ваших, но теперь я поступаю наоборот»? 26 августа, на пятый день после провала путчистов, с балкона своей квартиры выбрасывается управляющий делами ЦК КПСС Николай Кручина. На кресле у рабочего стола он оставляет папку с документами, содержащую подробную информацию о коммерческом использовании денежных средств КПСС, организованную специально подготовленными сотрудниками спецслужб как внутри страны, так и за рубежом. Дело по факту самоубийства Кручины выводится в отдельное производство и немедленно засекречивается. С этого момента сотрудники ЦК, владевшие информацией о секретном расходовании средств партии, странным образом заболевают опасной формой «лунатизма», регулярно выпадая из окон и с балконов своих квартир. 6 октября из окна своей квартиры в возрасте 81 года выбрасывается предшественник Кручины на посту начальника Управления делами ЦК КПСС Георгий Павлов. 17 октября с балкона 12-го этажа падает бывший завсектором международного отдела США Дмитрий Лисоволик. И наконец, в Матросской Тишине предпринимается попытка физической ликвидации Владимира Крючкова. По словам полковника ПГУ КГБ СССР Владислава Р., проходившего по делу о ГКЧП в качестве свидетеля и навещавшего Владимира Крючкова в следственном изоляторе вместе с сыном своего шефа Сергеем, покушение на шефа КГБ предприняла женщина, переодетая медсестрой: «Как рассказывали сидевшие с Крючковым зэки, в тот день пришла новая медсестра. Она должна была закапать Владимиру Александровичу традиционные глазные капли. Сокамерники Крючкова еще удивились, что это была новая медсестра, которую они раньше никогда не видели. После первых же капель Крючков потерял сознание, и у него произошла остановка сердца. Сразу после этого «медсестра» с «каплями для глаз» исчезла. Крючкова «отлили» сидевшие вместе с ним зэки. Они начали обильно промывать ему глаза и оказали неотложную медицинскую помощь». По словам близких Владимира Крючкова, полностью подтвердивших The New Times слова полковника Р., после этого покушения в тюрьме у Крючкова случились три инсульта и он практически потерял зрение. Инвесторы из КГБ В стенограмме слушаний по делу ГКЧП в Верховном Совете РФ член парламентской комиссии Александрова сообщила: «Августовские события помогли обнажить сверхзасекреченную функцию партии. В то время когда народ был доведен до обнищания, а экономика уверенно катилась к краху, партия тайно изымала миллионы, миллиарды у народа в угоду каким-то идеологическим амбициям». Это несколько наивное заявление. За несколько лет до путча, в 1987–1988 годах в СССР была создана законодательная база для частной коммерческой деятельности — принят закон о кооперативах, отменена монополия внешней торговли, началась либерализация таможенного законодательства. Так что никаких идеологических амбиций — только бизнес. Но миллиарды действительно изымались. И самое активное участие в этом бизнесе и в операциях «изъятия» принимали сотрудники КГБ. В то время когда «народ был доведен до обнищания», они строили будущие бизнес-империи. Именно эта деятельность части сотрудников КГБ и была, судя по всему, основной причиной раскола в Комитете, причиной их категорического неприятия плана переворота, замысленного Крючковым. Справка «О размещении на депозитных счетах в других банках, ассоциациях, предприятиях средств с текущего счета Управления делами ЦК КПСС в 1990–1991 гг.» свидетельствует: на этих самых счетах и депозитах были размещены средства на общую сумму 1 251, 125 млн рублей. Очевидно это — лишь самая вершина айсберга. Этот документ содержит и обширный перечень коммерческих и общественных структур, получивших значительные кредиты со счетов ЦК КПСС. Особое внимание уделялось зарубежным инвестициям партии, которые осуществлялись сотрудниками КГБ через так называемые «фирмы друзей» — бизнесы, которые создавали зарубежные компартии. Впрочем, не только они. Первым, кто рассказал следствию о наличии института «особых доверенных лиц партии», был допрошенный по делу о ГКЧП полковник ПГУ КГБ Леонид Веселовский. По его словам, «доверенные лица партии» в самый разгар «развитого социализма» управляли денежными активами партии за рубежом, опираясь на традиционные механизмы рыночной экономики: «В ноябре 1990 года по просьбе руководства ЦК КПСС (Ивашко и Кручина) решением руководства ведомства (Крючков, Бобков) я был переведен из ПГУ на работу в УД ЦК КПСС, — пишет в своем отчете полковник Веселовский. — Решением Секретариата ЦК КПСС я был назначен на должность зам. зав. сектором по координации деятельности хозяйственных служб… Основанием для моего перевода в УД ЦК явилась срочная потребность руководства УД ЦК создать подразделение, способное координировать экономическую деятельность хозяйственных структур партии в изменившихся условиях… Выбор пал на меня, поскольку я являюсь экономистом-международником, имею опыт зарубежной работы и был известен большинству руководящих работников ЦК по своей деятельности в ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС. Кроме того, Кручина считал, что такой серьезный вопрос, как организация хозяйственной деятельности, можно поручить только сотрудникам ведомства…»**12 Цитируется по книге Е. Альбац «Мина замедленного действия». Делалось это десятилетиями. На конспиративной основе. И в разных частях мира. В частности, The New Times располагает выпиской из протокола № 230 заседания Политбюро ЦК КПСС от 29 декабря 1980 года (регистрационный № 230, гриф «Совершенно секретно, Особая папка») с решением «Оказать финансовую помощь на 1981 год» 56 компартиям мира. Передача средств поручалась Комитету государственной безопасности СССР. Помощь компартиям оказывалась не только по партийной, но и по коммерческой линии. Делалось это с помощью таких официальных внешнеторговых организаций СССР, как «Разноэкспорт», «Легпромэкспорт», «Экспортлес», «Внешторгиздат». Так, в справке «О просроченной задолженности фирмам дружественных партий» от 19 февраля 1991 года за подписями зав. Международным отделом ЦК КПСС В. Фалина и зав. отделом социально-экономической политики В. Власова сообщается, что в связи с резким ухудшением валютного положения СССР просроченная задолженность государства по уже поставленным товарам перед инофирмами составляет около 3 млрд валютных рублей. В перечне зарубежных коммерческих предприятий фигурируют и французская компания «Интерагра» (поставка мяса и мясопродуктов), и австрийская «Крус и Кр» (товары широкого потребления), и португальская «Коммерсио интернасионал», и испанская «Эспор»/«Эхосуа», и греческая фирма «Век» (поставка обуви), и кипрские «Дельта» и «ЛОЭЛ» (виноградный сок, джемы и обувь), и т.д. Уже тогда природа бизнеса, осуществляемого негласными бойцами партии, была как две капли воды похожа на сегодняшнюю российскую действительность. Еще один документ из «Особой папки», имеющийся в распоряжении The New Times, под названием «О просьбе итальянских друзей» свидетельствует: «Поручить Министерству внешней торговли (т. Патоличеву) продать фирме «Интерэкспо» (президент т. Л. Ремиджо) на обычной коммерческой основе 600 тыс. тонн нефти и 150 тыс. тонн дизельного топлива, но на благоприятных условиях при некотором снижении цены примерно на один процент и увеличении рассрочки платежей на три-четыре месяца с тем, чтобы от этой коммерческой операции друзья могли получить примерно 4 миллиона долларов» (регистрационный № П94/52). В те годы тайные финансисты Кремля считали себя вечными и тщательно вели «двойную бухгалтерию» в строго засекреченных архивах. «Посевные фонды» КГБ По словам основного докладчика на слушаниях по делу ГКЧП заместителя генерального прокурора Российской федерации Евгения Лисова, «Управление делами ЦК КПСС получило возможность определять имевшиеся в его распоряжении средства. А именно — образовывать кооперативы, малые предприятия, совместные предприятия, вкладывать деньги в Сбербанк и другие банки, и таким образом, имущественные ценности партии распределять в структуры, в которых можно было бы потом приводить их на пользу финансовых операций». Именно тогда, по словам еще одного члена парламентской комиссии по расследованию дела ГКЧП А.П. Суркова, «Управление делами сбрасывает 700 миллионов рублей на счет Всеармейского парткома — не на то, чтобы помочь военнослужащим, семьям, зарплату увеличить, домик построить… с единственной целью, что это должно быть использовано на создание коммерческих структур, которые должны были подмять под себя конверсию, начатую Министерством обороны». Особым статусом в ПГУ пользовались сотрудники, отобранные по т.н. «партнабору». Один из авторов The New Times сам был свидетелем, как неприметные старлеи и капитаны запаса в момент окончания Краснознаменного Института КГБ СССР имени Ю.В. Андропова (ныне Академия внешней разведки РФ) в одночасье становились майорами и подполковниками и уже никогда не возвращались на территории, откуда были призваны в органы. В ПГУ некоторые из них сразу получали должности, позволявшие курировать самостоятельные направления работы. Ветеран внешней разведки, пришедший в ПГУ по партийному набору и дослужившийся до полковника Управления внешней контрразведки, на условиях анонимности рассказал The New Times, как создавался аппарат уполномоченных партии: «Секретные разговоры с первыми секретарями обкомов КПСС о необходимости перехода на новые формы хозяйствования начались еще до Горбачева. Примерно в то же время, как мы ввели свои войска в Афганистан. Шилов Владимир Николаевич (первый секретарь Амурской области с июня 1990 по август 1991-го. — The New Times) рассказывал, что ему обещали отдать все торговые связи с Китаем. Обманули. Тем не менее с подачи КГБ силами Первого главка была запущена целая эпоха СП (совместных предприятий). Только в Японии, по моим оценкам, на деньги КГБ было открыто более 200 коммерческих фирм». Тот же источник сообщил The New Times, что после провала ГКЧП помимо крупных вливаний, связанных с именами первых российских олигархов, огромные деньги были инвестированы в рассредоточенные по всей стране малые и средние предприятия, возглавляемые бывшими сотрудниками КГБ. «Посевное финансирование» выделялось в т.ч. на деятельность многочисленных ЧОПов (частных охранных предприятий). Тем, кто смог подняться в этом бизнесе, начинали давать деньги на более серьезные проекты. От путча к Путину Прослеживая ниточки, зацепившиеся за дело погибшего Николая Кручины, особое внимание обращает на себя банк «Россия». В имеющейся у The New Times справке Управления делами ЦК за этим банком записаны 50 млн рублей. В публичной интернет-библиотеке Владимира Прибыловского в статье о создателях и акционерах банка «Россия» приводятся имена, в первое постсоветское время мало о чем говорившие гражданам России. Среди них — Владимир Кожин (с 2000 г. — управляющий делами президента РФ), Владимир Якунин (с 2005 г. — президент ОАО «РЖД»), Андрей Фурсенко (с 2004 г. — министр образования и науки России) и, конечно же, Юрий Ковальчук, являющийся сегодня крупнейшим акционером банка «Россия», создателем и членом Общественного совета «Национальной Медиа Группы», вобравшей в себя такие информационные активы, как «Первый канал», «Русская служба новостей», 5-й Канал, Рен ТВ и «Известия». В тот далекий 1991 год в городе на Неве Юрий Ковальчук являлся вице-президентом Ассоциации совместных предприятий, международных объединений и организаций. Со стороны мэрии Санкт-Петербурга курировал данную Ассоциацию будущий президент России Владимир Путин. «Наш» человек в Кремле В самый разгар кризиса 1998 года одного из авторов пригласили коллеги — ветераны из СВР, чтобы он рассказал о возглавляемых им детских и молодежных проектах нефтяной компании ЮКОС. Встреча состоялась на одной из конспиративных квартир, затерянных в многочисленных московских переулках, примыкающих к Лубянской площади. Когда презентация закончилась, уже прощаясь, один из инициаторов встречи решил напоследок подбодрить докладчика: «Потерпи еще пару лет. Скоро в Кремль придет наш человек». Тогда эта фраза показалась автору самоуверенным бредом. А уже в конце 1999 года еще только премьер Владимир Путин докладывал на коллегии ФСБ по случаю Дня чекиста: «Я хочу доложить, что группа сотрудников ФСБ, направленная в командировку для работы под прикрытием в правительство, на первом этапе со своими задачами справляется». Была ли это только шутка, как писали тогда СМИ, или же констатация в форме шутки — в том разберутся историки. Если сложить приведенные выше факты и «случайные совпадения», сложно будет назвать события, связанные с ГКЧП, «бездарной попыткой мятежа». Скорее, это напоминает один из сюжетов режиссера, задумавшего step by step ребрендинг Советского Союза и превращение его в дойную корову для новых номенклатурных элит. Кем-то из «актеров» ГКЧП управляли, манипулируя его ценностями. Кого-то использовали втемную. Кого-то откровенно купили. Кого-то заставили замолчать навсегда.

Евгений Беляков: По поводу последней версии возникают еще и такие мысли. В новом союзном договоре ничего не говорилось о союзном КГБ. Между тем, к тому времени уже существовал КГБ России и КГБ Союза и между ними было резкое противостояние. См. книгу Е.Альбац "Мина замедленного действия". Возможно, Крючков понимал, что в результате перестройки структуры основная масса сотрудников союзного КГБ перетечет в российский, но ему там места не будет. Тогда как остальные сотрудники союзного КГБ ничего от этого не теряли (наоборот!), поэтому между верхушкой служебной пирамиды и ее основанием произошел конфликт. Есть еще такой фантастический вариант, когда Крючков с самого начала планировал осуществить "опереточный" переворот, чтобы Ельцин получил власть в результате распада центра. В этом случае Крючков действовал бы во имя своей "корпорации", а не во имя личных амбиций. Возможно, однако, что у Крючкова с Ельциным был джентльменский договор, что после этого всего Ельцин оставит Крючкова у власти в российском КГБ. Договор, который Ельцин не выполнил. (Но это все - лишь предположения).



полная версия страницы