Форум » Беседка » Роль Византии в возникновении России » Ответить

Роль Византии в возникновении России

Евгений Беляков: Митрополит Киприан Мы с Наташей Царевой продолжаем наши исследования проблемы возникновения России и роли в этом Феофана Грека. Ей удалось найти ценный источник, исследование Мейендорфа, который осуществил сводку большого числа источников связанных с такой светлой фигурой как митрополит Киприан. К несчастью, наша отечественная история нам почти не известна в ее целостности. Из нее выдернут важнейший фактор – история церкви. Очевидно, это связано с тем, что воинствующий атеизм считал (или вынужден был считать) этот фактор не существенным. На самом деле, это абсолютно не так. Хотя, возможно, считать, что Россию создала Византия было бы экстремизмом, но ее роль в этом процессе огромна. Она как раз и была, по всей видимости, той весомой гирей, которая перетянула весы от московского сепаратизма в сторону общерусского единства. В то время Московское княжество находилось под влиянием двух тенденций или идей. Первая, которую поддерживало боярство, состояла в традиционном союзе с монголами, политика, начатая еще Иваном Калитой. Вторую тенденцию или идею поддерживало монашество. Это была мысль ориентироваться на Византию, которая вынашивала планы объединения российских княжеств и создания прочного союза с Литвой, куда входил и Киев. Раздираемая центробежными тенденциями вся эта огромная территория, по мнению византийских исихастов должна была стать мощным противовесом монголо-татарам с одной стороны, и Венеции с Генуей, с другой. Московский князь Димитрий находился как под влиянием бояр, так и под влиянием монашества, и пытался проводить «среднюю линию». В какой-то момент его позиция качнулась к боярам, и Киприан был даже изгнан из Москвы и ограблен его слугами. Была сделана попытка поставить нового митрополита. Было собрано посольство в Константинополь. Туда же прибыл и Киприан. Множество любопытных подробностей всего этого приводит Мейендорф. Произошло непредвиденное. Мамай, раздраженный непонятной политикой Димитрия, решил покончить с Москвой силой. Заручившись поддержкой Литвы, он выступил на Москву. Димитрий вынужден был защищаться. Так произошло Куликово поле с чудесной первой русской победой над монголами. После этого Киприан был принят в Москве уже как законный митрополит. Изменение отношения Димитрия к Киприану выглядят непонятными, если не учитывать одно обстоятельство. Перед самым сражением, Киприан, неизвестно откуда узнавший о происходящем, срочно выехал из Константинополя в Литву. В результате этой поездки Литва задержала свои полки, спешившие на поддержку Мамаю. Это было важнейшей причиной победы объединенных русских войск на Куликовом поле. Планы Византии создать объединенное русско-литовское государство не сбылись, однако на месте разрозненных русских княжеств возникла Россия.

Ответов - 6

Евгений Беляков: Патриарх, пославший Киприана в Московскую Русь, носил имя Филофей. http://www.3rm.info/16841-svyatitel-filofej-kokkin-patriarx.html Интересно, что в этом жизнеописании патриарха Филофея Коккина нет даже и упоминания о его роли в возникновении России. Вероятно, православные религиозные писатели (не историки) считали неправильным представлять дело так, что Русь была создана при участии Византии. Филофей по происхождению, к тому же, еврей. Патриарх Филофей Коккин Другого мнения придерживается Мейендорф. Интересно, что даже в конфликте Димитрия с Литвой Филофей встал на сторону Москвы. В дальнейшем Филофею, видимо, удалось отчасти сблизить Московское княжество и Литву.В 1373 г. в Литву прибыл талантливейший дипломат Киприан (будущий митрополит Всея Руси). Фактически усилиями Византийской дтпломатии Филофею удалось в этот период установить антимонголо-татарскую коалицию: Москву также удалось помирить с Тверью. Итак: Москва-Тверь-Литва против монголо-татар. После отъезда митрополита и патриаршего посла тверской князь Михаил Александрович снова оказался вовлечен в антимосковский заговор, который был организован загадочным человеком по имени Некомат Сурожский, представляющим генуэзские интересы, причем в заговоре принимали участие татары и литовцы. Столкнувшись с этой последней попыткой отделения, Дмитрий и его союзники пошли на Тверь и в конце августа 1375 года принудили Михаила капитулировать. Неприкрытое генуэзское и татарское участие в этих событиях на стороне Твери оказалось достаточным для того, чтобы скомпрометировать Михаила в глазах патриаршего посла Киприана, патрон которого в Константинополе, патриарх Филофей, как и его друг Кантакузин, возглавлял антигенуэзскую оппозицию. Но, поскольку Алексий (тогда митрополит Руси) был почти восьмидесятилетним старцем, ключевой в видах ближайшего будущего стала проблема подыскания ему преемника, и Филофей решил взяться за дело таким образом, чтобы исключить самую возможность разделения митрополии. Мастер дипломатической игры, он постарался добиться, чтобы этим кандидатом стал болгарский монах Киприан, посол Филофея в 1372-1373 гг., близко связанный с монашеством северной Руси. Его фигура ярко выделяется на фоне церковной, культурной и политической жизни. Византийско-русские связи, отношения с католическим западом, историографическая, агиографическая и литургическая практика эпохи отмечены его личностью и идеями, которые, подобно идеям Филофея и Иоанна Кантакузина, основывались на принципе единства "византийского православного содружества" и будущей Руси - от Карпат до Волги — как неделимого целого. ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СОДРУЖЕСТВО - вот главная идея Филофея.

Евгений Беляков: Мы знаем, что Феофан Грек приехал на Русь, в Новгород (из Каффы?) в 1370 г. Можно предположить, что его миссия, как крупнейшего и широко известного уже к тому времени иконописца была инициирована тем же Филофеем. Следующие 40 лет Феофан живет и творит на Руси. Он явно принимал участие в Куликовской битве. Например, им написана икона Богоматерь Донская в честь или в напутствие русским воинам, идущим на бой с Мамаем (или уже после битвы?). Икона находилась в Коломне, месте сбора русский войск перед битвой. Можно предположить, что Феофан Грек имел общение и с митрополитом Киприаном, а может быть, и с Филофеем Коккином. Именно он был создателем "зримой идеологии" греческой церкви, которая должна была стать основой будущего Византийского православного содружества и его филиала на объединенной Руси. В то же время я думаю, Феофан понимал, что дни и годы Византии сочтены и искал то, что впоследствии было названо "Третьим Римом". И это оказалась Москва и Россия. Донская икона Богоматери. Сейчас в Третьяковке.

Евгений Беляков: На обороте этой чудотворной иконы - Успение, также принадлежащее, по словам специалистов, Феофану Греку. И вот, что я заметил. Маленькая Мария - душа Марии - на руках Христа могла одновременно символизировать в 14-м веке Рождающуюся Россию и предвижение будущей гибели (ведь "Успение"!) Византии.


Евгений Беляков: Монашество сумело придать идее Византийской империи более реальные очертания "православного содружества", признающего идеальное главенство византийского императора. Более того, турецкая угроза как будто заставила по крайней мере некоторых из них поверить, что славянские страны, и особенно Московская Русь, смогут выступить в той роли форпоста православного христианства, которую в течение веков играла Византия. Эту мысль, без сомнения, выражали такие символические акции, как передача на Русь Дионисием Суздальским точных копий знаменитой Оди-гитрии, традиционно считавшейся покровительницей Константинополя (1382 г.); [8] перевод на славянский язык составленного патриархом Филофеем акафиста в честь этой иконы, [9] торжественный перенос из Владимира в Москву митрополитом Киприаном византийской иконы "Владимирской Богоматери", которой народ приписал чудесное спасение Москвы от полчищ Тимура в 1395 г. [10] Более того, символика византийских императорских и русских княжеских портретов на саккосе Фотия не могла появиться без молчаливого, по крайней мере, признания возможности translatio imperii в Москву. Вот "окончание" этой истории: Мечта о единстве окончательно развеялась после падения Константинополя (1453 г.), назначения униатским экс-патриархом Григорием Маммой, бежавшим в Рим, Григория Болгарина "митрополитом Киевским и всея Руси" (1458 г.) и признания униатского митрополита польским королем. Реакция Москвы была неизбежна. В послании к епископам Литвы и Польши митрополит Иона объявлял, что захват "царицы городов" турками был наказанием за измену православию во Флоренции. [29] С этого момента формально перестало существовать "византийское содружество"; и стремление к национальной автономии, возникшее как в Москве, так и в Литве, оправдала сама история. Правда, союз с Римом в Киеве просуществовал недолго: уже в 1470 году митрополит Григорий Болгарин заявил о своем каноническом подчинении православному патриарху в подвластном туркам Константинополе. Но разделение митрополии осталось совершившимся фактом. Когда умер митрополит Иона (1461 г.), его преемник Феодосии был избран "митрополитом всея Руси", без титула "Киевский": он был поставлен главой "дома пречистой Богородицы, у гроба святого великого чудотворца митрополита Петра" (т. е. Москвы), и всех русских епископов обязывали признать его власть как законного владыки, а от Григория, "отлученного от святой кафолической церкви" и называющего себя "митрополитом Киевским", отречься. [30] Таким образом, московский митрополит фактически не притязал больше на "Малую Русь". В последующие годы русские епископы должны были при поставлении обещать не принимать митрополитов, "назначенных в Константинополе, в царстве безбожных турок, языческим царем".[31] Теперь на "Великую Русь", с ее столицей Москвой и главной святыней — усыпальницей св. чудотворца Петра, смотрели как на последнее прибежище истинного православия. Цитаты из книги Иоанна Мейендорфа. http://krotov.info/library/m/meyendrf/vmr_11.html

Евгений Беляков: Зала Успенского собора, где хранятся мощи св. митрополита Петра. Он первым поверил в великую судьбу Московского княжества, Москвы. Не безобразный Юрий Долгорукий должен быть символом Москвы, а митрополит Петр должен быть почитаем как ОСНОВАТЕЛЬ идеи Москвы.

Евгений Беляков: Митрополит Петр. Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского, князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего. В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328—1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году, августа 4-го, в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после кончины святителя, в 1327 году, 4 августа. (Википедия) Киприан, Филофей, Петр чудотворец, Феофан Грек - все это должно быть СВЯЩЕННО для любого русского человека. И все это должно преподаваться в школах как нечто ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, как русская грамота, как арифметика... Но где вы найдете сейчас эти имена, в каких школьных учебниках истории?



полная версия страницы