Форум » Беседка » Абеляр+Элоиза » Ответить

Абеляр+Элоиза

Евгений Беляков: ЛЕГЕНДА ОБ АБЕЛЯРЕ И ЭЛОИЗЕ Люди прошлого нередко ближе нам, чем дворник во дворе: с ними хоть какие-то общие мысли. (Впрочем и дворники разные бывают). Может и так показаться: все мы - из какого-то пустого надзвёздного пространства, и попадаем в сходные ситуации, хоть и в разные времена. «История моих бедствий» Абеляра - скорее набор, коллекция таких ситуаций, нежели повествование о любви одного человека к другому. Впрочем, судите сами, была ли (со стороны Абеляра во всяком случае) высокая любовь к несчастной самоотверженной Элоизе или короткая «связь по расчёту»... [more]Абеляр, каким он видится нам со страниц своей исповеди, человек прежде всего рассудка и ума. Это тот самый рассудочный тип, который Гегель считал заслуженно ходульным. Однако в своеобразной манере выражения и спора (в те времена, когда риторика служила лестницей учёной карьеры) Абеляр достигает высокого искусства. Он, к его собственному несчастью, научился по-настоящему опровергать противника в споре. Мы же этим искусством не владеем, конечно. Попробуйте сейчас кого-нибудь переубедить, как скажем, раньше это удавалось Сократу. Ничего не выйдет, можно спорить два, три часа - люди остаются при своих убеждениях. Сократ, превосходивший всех окружающих в искусстве беседы, мог разубедить и вновь убедить. Но при том он не забывал сказать своим оппонентам, что он-то сам тоже «знает, что ничего не знает». И они уходили довольные. Этой мудрости у Абеляра не было. Его противники уходили униженные, опровергнутые, молчаливо освистанные, затаившие злобу на бедного софиста. Абеляра возненавидели его учителя, а потом, когда они умерли, возненавидели ученики учителей. Жизнь Абеляра - сплошное горе от ума, но не комедийное, конечно, горе, как в нашей русской комедии о мальчике, над которым славно пошутили и он поехал искать «где оскорблённому есть сердцу уголок». Будто такой уголок есть. Во всяком случае, Абеляр, скитаясь, такого уголка найти не смог. Потому что не смог измениться и принять окружающих, какие они ни есть - не позволила именно та рассудочность, о которой мы уже упомянули. Как и любой человек умственного типа, проблема женитьбы (или не женитьбы, гамлетовский вопрос) Абеляра весьма волновала. Хотя, так как он был одной ногой уже на стезе служителей церкви (естественно, римско-католической), у которых брак запрещён, сама постановка такого рода вопросов считалась предосудительной. Однако ничто в принципе не могло помешать Абеляру не сделать этого шага. Между тем Абеляр - человек слабый, безвольный, но очень искренний. Поэтому он с самого начала признаётся, что о браке с Элоизой он первоначально и не думал. Элоизу Абеляр не «встретил» как мимолётное видение и как гений чистой красоты, и не так, как, скажем, Данте полюбил свою Беатриче, сильнейшей метафизической, почти религиозной любовью. Нет, тут всё было гораздо скромнее и рациональнее. Элоиза для Абеляра представляла совершенно интеллектуальную ценность, как девушка, обладающая широкими познаниями в богословских науках. И он наметил её в качестве партнёрши по «любовной связи», а вовсе не для женитьбы. Давайте избавимся от магии легенд, накрученных и наверченных над Абеляром и Элоизой. Не было никаких великих чувств - во всяком случае, со стороны Абеляра. А Элоиза была просто юной, к тому же, вполне вероятно, некрасивой (ибо о красоте её не сказано ни слова!) девушкой. Абеляр стал её домашним учителем и так как он был ещё и жильцом, «любовь» этих двух божьих созданий была предопределена. Это был, скорее, некий интеллектуальный союз, нежели глубокое чувство. Наконец, через несколько месяцев случилось неизбежное: их застали в известном виде как, говоря его словами, Марса и Венеру. Дядя Элоизы, Фульбер, у которого она жила и который занимался её воспитанием и обучением, был вне себя. Ведь он хотел, чтобы у Элоизы был муж и дети и всё благополучие мирской жизни, какое тогда только было доступно. Абеляр со всей его известностью в учёном мире никак не мог быть надёжным кандидатом, по той прежде всего причине, что он, как считал дядя Элоизы, вряд ли согласится на брак. И он не очень ошибался. Но Абеляр оказался в этой ситуации человеком действия. Он таки не женился на Элоизе, но выкрал её из дома дяди и отправил на юг Франции к своей сестре, где она и родила ему сына. Имя сына интересно - Астролябий, прекрасное имя для сына, рождённого союзом двух во имя разума. Сам же Абеляр скрывался от элоизиного дяди, находившегося в ужасном состоянии (можно себе представить!), порывавшемся найти Абеляра и, возможно, убить. Здесь интересно следующее: Абеляр не уехал со своей возлюбленной, к тому же беременной. Он не оставил свою философскую школу, которой столь гордился. К несчастью, говорит он, во время тайной связи с бедняжкой Элоизой преподавательские дела свои он пустил на самотёк. И вот, видимо, пришла пора наверстать упущенное. Характерная жертва. Впрочем, ситуация была не стабильна. Всюду Абеляра подстерегал грозный Фульбер. Где-то на юге томилась соблазнительная Элоиза... Наконец, Абеляр явился к своему преследователю самолично и предложил ему следующее: он - женится, но - тайно. Абеляр в своей исповеди утверждает, что дядя согласился, тая обман. Но - усомнимся в этом. Ведь в конце концов главная проблема решилась - чего же ещё было таить? Дядя целует Абеляра и Элоиза приезжает назад, в Париж (все события происходят там). Однако - и это можно было бы назвать смысловым центром «Истории» - Элоиза высказывается против женитьбы. Почему? Видно, бедная девочка настолько полюбила своего учителя-соблазнителя, что полна самоотречения - знака истинной любви. Абеляр, конечно, не слишком любил Элоизу, но она - она любила его всей силой своего женского существа, настолько сильно, настолько глубоко, что своих собственных интересов уже не было и в помине, только он, только возлюбленный, только его жизнь, только его счастье. Этот брак обесславит Абеляра, что ей собственное счастье, если «великий» Абеляр перестанет быть «великим»? Какой ущерб это принесёт ему «среди философов»! Ведь любимый создан природой для счастья всех людей, он не может, не должен посвятить себя одной женщине. Что может быть общего между учениками и детской люлькой? Между стилем и веретеном? Да и кто из философов может выносить плач детей и заунывные песни кормилиц? Наконец, кто из них в состоянии смотреть на нечистоплотность маленьких детей? И настолько подробно передаёт речь Элоизы Абеляр, настолько много цитат древних авторов приводит, что невольно закрадывается подозрение, кто же автор сих возвышенных речей? Не сам ли Абеляр? Но, тем не менее, брак состоялся. Тайный брак. И тут дядя идёт на хитрость. Он потихонечку начинает раскрывать тайну брака, ведь если об этом узнает целый свет, неизвестно из какого источника, то тайный брак незаметно превратится в явный и всё встанет на свои места. Но не таков Абеляр, то есть не такова Элоиза, чтобы стать как все нормальные люди. Свобода творчества Абеляра священна. Итак, Элоиза публично заявляет, что между ней и Абеляром никаких брачных уз нет. Дядя в шоке. Между ним и Элоизой происходят бурные объяснения, дядя не обходится без грубостей. Абеляр вновь похищает Элоизу и перевозит её в монастырь. Нет, не такую судьбу своей любимой племяннице готовил её дядя Фульбер. Остаётся только мстить. Нанятая им команда подкупает слугу Абеляра, к нему приходят ночью и спящего оскопляют. А Элоиза в результате так и остаётся в монастыре на всю оставшуюся жизнь. Абеляр о ней больше не вспомнит. Вернее, вспомнит потом о её обители, будет, пользуясь своей будущей должностью, покровительствовать ей, но среди множества безликих теней там, в монастыре вряд ли уже узнает ту единственную тень, которая пожертвовала для него всем, притом абсолютно бескорыстно. Многое потом случилось ещё с Абеляром. Вынужден был он сам своей рукой сжечь лучшую свою книгу. Пытался он бросить мир и уйти в пустынь, но не долго простоял бедный соломенный шалашик его в одиночестве, любовь к преподаванию перевесила - вокруг поселились ученики, которые и кормили, и поили бедного талантливого оскоплённого учителя, несостоявшегося святого. Много ещё причинил ему горя собственный ум, но видно не оставляло его странное чувство вины, и уже никто не любил его никогда так, как эта девушка, Элоиза, мать его сына, соблазнённая и покинутая им ради работы. Многие из нас многим жертвуют «ради работы». Иногда мы жертвуем не только тем, что принадлежит нам, иногда и тем, чем не можем и не должны распоряжаться. А интересно, куда в этом рассказе делся Астролябий? Не перешла ли история абеляровых бедствий, в историю его бедствий? Сам Абеляр об этом умалчивает, и это не случайно - ведь он в ответе за судьбу Астролябия (в большей даже мере, чем за судьбу Элоизы), но такой человек как Абеляр, ратующий за свободу творчества, ответственности никакой нести не любит. Вот почему я и говорю, что он близок по духу нам, современным людям. Мы - такие же. Так же бросаем или готовы бросить тех, кого приручили. Абеляр написал «Историю», пытаясь оправдаться перед потомками, и это ему очень здорово удалось. Так и возникла легенда о любви Абеляра и Элоизы. Никакой любви не было, но мы верим, хотим верить. Чтобы сподручнее было потом обманывать себя. Интеллект и нравственность всегда уживались плохо под одной черепной коробкой. Не потому ли крупнейший научно-технический прорыв в нашем веке ознаменовался едва ли не самым глубоким моральным упадком в истории человечества. А если это так, то нам, тем, кто воспитывает детей, надо помнить, сколь трудно соединить в человеке ум и способность отвечать за свои поступки. Ведь и многие из нас не слишком-то верят в то, что никакое, будь оно хоть трижды великим, интеллектуальное достижение не оправдывает ничего. Евгений Беляков.[/more]

Ответов - 2

Евгений Беляков: Добавлю, что стоит соменваться и в факте "оскопления", т.к., по описанию Абеляра, все это произошло во сне, но ведь странно, что человека оскопили, а он и не проснулся. Может быть, это действительно произошло ТОЛЬКО во сне?

Феликс Шведовский: Здравствуйте, Евгений и все! Вернулся в Москву из Индии. Ходил на митинг 24 декабря. Замерз, но воодушевился. Потом в "Новой газете" прочитал, что там стоял человек с портретом Ганди. Уже без нас, Евгений, он сам! Я все больше убеждаюсь в том, что сила ненасилия еще и в том, что оно далеко не всегда любит публичность и проявляет свою силу каким-то божественным образом. Ведь это не мы этого человека убедили, он, может, и не знал про нас, а вот же, пришел с портретом Ганди. И хотя я бил в барабан где-то на другом конце стотысячной площади и знать не знал об этом человеке, а ведь он был связан со мной и всеми нами невидимыми нитями, которые видны только небесам, а нам, к сожалению, пока нет... И просто хорошо знать, что мы своим выходом с портретами Ганди на Триумфальную посадили зернышко, а оно вот проросло. И никто не упоминает нас, и росточек сам ничего не знает про нас, посадивших это зернышко, да, по большому счету, и не мы это посадили, а лишь послужили средством для того, чтобы оно упало в землю. И вот - проросло.



полная версия страницы