Форум » Беседка » Жизнь и смерть » Ответить

Жизнь и смерть

Евгений Беляков: Когда умирает старик, иногда говорят: "Конечно, его жалко. Нам его будет нехватать. НО. Он прожил прекрасную, долгую жизнь". Подразумевают, что, в сущности, ему уже ПОРА было умирать. Умирающих стариков (не близким людям) не принято особо жалеть. Почему? Разве 90 лет не так же соотносится с бесконечностью предстоящего ему небытия как и 10 и 20? ===== Я существую "внутри" своего тела. Оно конечно. Я не могу, скажем, существовать одновременно в этой и в той комнате. Но это меня почему-то не печалит. Хотя, в общем-то, должно бы: неприятно быть ОГРАНИЧЕННЫМ. Не поэтому ли человек рвется завоевывать Космос? Со временем дело обстоит острее. [more]Если в том или ином МЕСТЕ я смогу в принципе когда-нибудь появиться (поэтому не страдаю с такой силой, что до сих пор не побывал ни в Риме, ни в Париже, ни в Венеции), то ограниченность во времени более жесткая, т.к. мы с вами представляем собой МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, медленно движущиеся из прошлого в будущее. И мы не можем (я думаю - большинство) управлять временем. Я имею в виду - объективным временем. При определенной психологической тренировке можно научиться ускорять и замедлять внутреннее психологическое время. Даже верю: менять его топологию, но... объективное время движется "прямолинейно и равномерно" в соответствии с показаниями хронометров, ставших в наше время неимоверно точными. В какой-то момент мы исчезаем... И без какой-либо возможности оказаться в будущем после этого момента... Итак, вся проблема - в СООТНОШЕНИИ внутреннего и внешнего времени... В этом. так сказать, вся боль существования и смерти... [/more]

Ответов - 12

Евгений Беляков: Хотелось бы познакомить с моими недавними мыслями о смерти. Конечно, смерть страдание. И физическое и даже интеллектуальное. Интеллект по своей сути вечен, он вне времени. Разум, неразрывно соотносимый с ним субъект целостен, а время бесконечно делимо. Отсюда следует (как уже отмечали философы) сущностная вечность разума и его ВНЕВРЕМЕННОСТЬ. тем не менее, все мы умираем вместе с нашим разумом. То есть имеется неразрешимое противоречие - своего рода вид страдания для интеллекта. Даже неизвестно, какое страдание пугает человека больше: телесное - конечно, пусть и велико, а интеллектуальное? Оно не имеет предела. В этом и состоит трагичность существования разума в конечном во времени физическом теле.

Евгений Беляков: Боль - символ и знак смерти. Смерть вряд ли бывает безболезненной, хотя и утверждают, что существует блаженство смерти при ее наступлении, последняя вспышка сознания, блаженные предсмертные видения, экстаз, напоминающий любовный оргазм в объятиях смерти... Смерть биологически необходима, как и рождение: это необходимая на сегодняшний день часть "генного клиренса", очищения генотипа и генофонда человечества. Если бы люди не умирали, человечество мгновенно по историческим меркам увеличилось бы и задохнулось на этой маленькой планете. Если бы люди не рождались, то затормозился бы "клиренс" (очищение) генов. Если же затормозилась скорость мутаций, генофонд потерял бы способность адаптироваться к изменяющимся условиям, да и Эволюции как таковой не могло бы происходить. Смерть ужасна, но она и необходима (в нашем и в ближайшем будущем).

Евгений Беляков: Необходимость смерти индивида (в том числе читающего эти строки) носит не только биологический (материальный) характер, но эта необходимость носит также НРАВСТВЕННЫЙ характер. Это есть наиболее важное утверждение, которое я тут собираюсь развить. Говорят, что долгожительство - это нечто очень хорошее, чуть ли не нравственно близкое к благу. К тому же долгожители - ведь очень высоконравственные, трудолюбивые и оптимистичные люди. К ним как-то не клеится мысль об аморальности долгожительства. Между тем, если взвесить на весах Горя и Радости эту проблему и искать этически оптимальную продолжительность жизни, то она вряд ли будет значительно превышать среднюю. Любое этическое правило, будучи "общей максимой", как выражался Кант, то есть правилом, общим для всех, должно приносить БЛАГО. Но долгожительство (как уже выше было отмечено), если оно станет всеобщим, немедленно приведет к полному нарушению биологических основ эволюции. И пока мы не можем заменить биологическую эволюцию "ноосферной", направляемой разумом, в результате мы не получим никакого блага, а лишь, скорее всего, просто гибель человечества в конвульсиях мутаций (которым подвергнутся все долгоживущие организмы).


Евгений Беляков: Поэтому стремление человека превысить среднюю продолжительность жизни (порядка 60-70 лет), как следует из вышесказанного, носит глубоко эгоистический характер, и, как и многие эгоистичные стремления, основано на инстинкте самосохранения. Любые инстинкты носят избыточный характер. Например, стремление к отдыху приводит к лени, изнеженности, аутичности, пищевой инстинкт приводит к ожирению, сексуальный порождает массу трагедий, что уж говорить об инстинкте самосохранения. Тут и патологическая трусость, и в инверсированном виде - жестокость, компоненты властолюбия, жадность, на основе которой стоит вся экономика и многое другое. То есть, будучи изначально рациональными, все инстинкты в их избыточном проявлении становятся этическим "злом". Так же и в случае долгожительства. Только (как и в ряде других случаев) зло долгожительства покрывается сверкающим покрывалом чуть ли не светлого будущего человечества.

Евгений Беляков: Наоборот, в ближайшем будущем это "покрывало" будет, имхо, сдернуто, так как будут неизбежно найдены способы продления жизни. Эти биотехнологии будут очень сложными и, неизбежно, дорогими. Только очень богатые люди смогут ими воспользоваться. Они-то и станут настоящими долгожителями, доживающими до 150 и больше лет. И вот тогда общество разделится на джи и кжи, долгоживущих и короткоживущих. И этическая правда будет на стороне кжи. ========== Я хочу закончить рассмотрением вопроса о Т-факторе, проще сказать, о факторе старения. (Напомню, так я называю Танатос Фрейда, "инстинкт смерти" Мечникова и НУВЭРС Никитина - т.к. все это считаю одним и тем же). Я уже отмечал, что старение (Т-фактор), начинающееся уже в детстве, захватывает не только тело, но и психику человека. В целом оно приводит к резкому сужению и канализации интересов, то есть к изменению мотивационной сферы. Это - одна из важнейших сторон проявлений Т-фактора на протяжении человеческой жизни. Короче - Т-фактор есть проявление старости, физической и духовной. Хотел бы (на фоне предыдущих размышлений) сказать также о некоем ПОЗИТИВНОМ аспекте Т-фактора. Раньше я рассматривал его как нечто глубоко негативное. Сейчас - как в высшей степени позитивный момент. В начале жизни мы, в основном, получаем. Мы получили саму жизнь, получили мир, со всеми его красотами, мир, который нам благоприятствует (еще бы: поколения людей "удабривали" почву, в которой нам предстоит жить!). В конце жизни мы в основном отдаем. И в конце концов - отдаем все. в том числе и жизнь. Циолковский на основе таких рассуждений делал вывод, что в момент смерти баланс Горя и Радости устанавливается на нуле. То есть никто не в выигрыше, но никто и не в проигрыше. Но я думаю, что это не так. Человек, проживший достаточно длинную жизнь получает в конечном итоге БОЛЬШЕ, чем в конце отдает. Дело в том, что получает он НЕОБХОДИМОЕ, а отдает НЕНУЖНОЕ. А ненужным многое в его жизни (даже если он этого и не осознает) как и делает Т-фактор. Вот в чем его благо! В конечном итоге в конце жизни человек, С ЕГО ПОМОЩЬЮ, сосредточивается на главном, все же остальное - обесценивается. В идеале это "главное" вырождается в точку. Человек заканчивает все свои дела. И теперь он, равнодушный ко всему, может спокойно и радостно уходить. Итак. В конце, когда надо все отдавать, то, что отдается ТЕРЯЕТ СВОЮ ЦЕННОСТЬ. Отдавать такое легко, и общий баланс в жизни идет в сторону преобладания Радости. Хитра природа человека.

Евгений Беляков: Могут возразить: в жизни отдавать как раз просто и приятно, трудно принимать. Но это - просто путаница. Конечно, "отдавать" понимается не в смысле кому-то, а - терять. Терять близких, идеалы, здоровье, возможность отдавать (!), кроме того - немногие любимые вещи тоже надо будет отдать, наконец, саму жизнь (только люди с очень сильно развитым, если так можно выразиться, Т-фактором не любят жизнь). Сначала кажется: вот горе-то, должны мы отдать все свое накопленное добро. Но, в конце концов, получается более радостная картина: жизнь - это Радость, радости больше, чем горя. Удается обмануть природный "механизм"... Радость побеждает: пока по очкам... Просто за эту победу Эволюция заплатила многими поколениями (ушедшими с минусом в балансе). Поймите, я не говорю отнюдь, что все устроено плохо. Нет,наоборот. Все со временем устроилось совсем неплохо. Очень даже симпатично, с некоторыми, правда, коренными минусами, но... лучше, чем ничего. Вектор Эволюции направлен к выходу из инферно. Однако нам, людям, всего и всегда не хватает.

Евгений Беляков: Т-фактор - своего рода ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ СМЕРТЬ СРЕДСТВО. И жизнь - тоже... поскольку в ней всегда есть место смерти. Он приходит неслышно. Он почти невидимка. Холодок щекочет темя, И нельзя признаться вдруг,- И меня срезает время, Как скосило твой каблук. Жизнь себя перемогает, Понемногу тает звук, Всё чего-то не хватает, Что-то вспомнить недосуг. А ведь раньше лучше было, И, пожалуй, не сравнишь, Как ты прежде шелестила, Кровь, как нынче шелестишь. Видно, даром не проходит Шевеленье этих губ, И вершина колобродит, Обреченная на сруб.

Евгений Беляков: УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО. Человек концентрируется на нескольких главных проблемах, делах, которые еще имеет смысл делать, чтобы успеть закончить. Его мотивационная сфера сужается. С постепенным ослаблением сексуального чувства ухадят в прошлое страсти, влюбленности, просто элементарное тяготение к противоположному полу. Сужается круг ценимых друзей. Потихоньку тает круг... И вот уже почти что и нечего "отдавать"... в смысле - терять... Факт будущей смерти не осознается большинством. Если вы узнаете, что у вас рак и через год умрете - какое это ужасное переживание. Не случайно врачи держат в секрете этот диагноз. С другой стороны, а что меняется-то? Десять лет жизни или год? Знать дату своей смерти, имхо, - было бы неплохо, если, конечно, человек сможет мужественно смотреть в лицо смерти. Именно это качество - основа ценностей, о которых я и говорю. Можно сколько угодно "жрать", а потом - хлоп. И не понятно, зачем человек жил? Вопрос к читающим: хотели бы вы знать дату своей смерти? Мой ответ: да, поскольку я правильнее распланировал бы оставшиеся дела. Чем больше живешь, кстати, тем меньше остается. Само сознание этого полезно). Как бы в выпрямленном виде жизнь приобретает более точную границу. Дела сами собой укладываются, если только не закрываться и не фантазировать. Если еще понимать долг каждого - не быть долгожителем, не задерживаться у картины... (Когда "Джоконду" привозили в Мск, мы, зрители, пытались подольше посмотреть на нее, а милиция торопила зевак:"Проходите, проходите").

Евгений Беляков: Смерть, - действительно существенный момент. Некоторые придумывают реинкарнацию или ад и рай, жизнь после жизни... Все это разные варианты одного и того же переживания своей собственной способности к самообману. )) Имхо. Если знаком смерти является физическая боль, то какова же боль смерти. Мы об этом ничего не знаем, и само это незнание - тоже боль, боль страха, ужаса грядущего небытия, неизбежная бездна пустоты... Богу (если признать, что он существует, а я склоняюсь, что все, что мы с ним связываем - просто игра случайностей) все это недоступно. Вспомним, например, что за век до Христа 5 тысяч рабов было повешено на тех же крестах вдоль Аппиевой дороги (соратники Спартака), и ни один из них не вернулся назад из-за черты. Смерть каждого из них была гораздо страшнее условной смерти Христа, но мы не поклоняемся ни одному из этих 5 тысяч. И где мне смерть пошлет судьбина, В бою ли, в странствии ль, в волнах?

Евгений Беляков: Интересные строки Б.Л.Пастернака, корреспондирующие с "Эллинским секретом" А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии. Двигаться вперед в этом направлении нельзя без некоторого подъема. Для этих открытий требуется духовное оборудование. Данные для него содержатся в Евангелии. Вот они. Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющий сердце человека и требующий выхода и расточения, и затем это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы. Имейте в виду, что это до сих пор чрезвычайно ново. Истории в этом смысле не было у древних. Там было сангвиническое свинство жестоких, оспою изрытых Калигул, не подозревавших, как бездарен каждый поработитель. Там была хвастливая мертвая вечность бронзовых памятников и мраморных колонн. Века и поколения только после Христа вздохнули свободно.Только после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти, сам посвященный этой теме.

Евгений Беляков: Это напоминает также "Общее дело" Федорова. А вот еще из "Доктора Живаго". ...смерть. сознание, вера в Воскресение. Воскресение. В той грубейшей форме, как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, добру и смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой жадной животной толчее. Но все время одна и та же необъятно тождественная жизнь наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и превращениях. Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили. Будет ли вам больно, ощущает ли ткань свой распад? То есть, другими словами, что будет с вашим сознанием? Но что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть — верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения — верное расстройство его иннервации. Сознание яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться. Сознание это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь и случится катастрофа. Итак, что будет с вашим сознанием? Вашим. Вашим. А что вы такое? В этом вся загвоздка. Разберемся. Чем вы себя помните, какую часть сознавали из своего состава? Свои почки, печень, сосуды? Нет, сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. А теперь повнимательнее. Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего. Наконец, последнее. Не о чем беспокоиться. Смерти нет.

Евгений Беляков: Тем не менее, увы, она есть... Но когда она наступает в весьма пожилом возрасте, Т-фактор делает ее "безболезненной". Однажды Мечников разговаривал со столетней старухой в одной больнице Парижа. Она умирала, но не боялась смерти. "Если бы ты прожил столько, сколько прожила я, - сказала она знаменитому естествоиспытателю, - жизнь так наскучила бы тебе, что ты тоже хотел бы умереть". И последнее. http://www.newsru.com/world/06jul2011/degrey.html Доктор Обри де Грей (Aubrey De Grey), биомедицинский геронтолог и ведущий ученый посвященного долголетию фонда, считает, что человечество раскроет секрет долголетия совсем скоро. Это убеждение и временные расчеты позволяют ему заявлять, что уже родился тот человек, 150-летие которого увидит мир. Тот же ученый считает, что через 20 лет родится тот человек, который проживет 1000 лет. Другие учные считают выкладки де Грея псевдонаучными. Лично мне они, конечно, кажутся гипотетическими (особенно про 1000 лет), но в целом - читайте статью, и там видно, что это не просто фантазии, что УЖЕ интересно. Так вот. Вывод. Если "вечная молодость" будет достигнута, лет через 30 это неизбежно должно, по-моему, привести к чудовищному кризису. То есть, как я полагаю, это может даже стать спусковым крючком ГК (наряду с эколгией). Я имею в виду не демографический рост, а усиление напряжения между стратами общества: более богатые, способные обеспечить себе длительную жизнь будут как бы "зачумленными". Выше я уже развил мысли об этической неприемлемости безграничного продления жизни. Очевидно, эта этическая неприемлемость будет простираться до того момента, когда общество сможет обеспечить бесконечную жизнь ВСЕМ ВМЕСТЕ. До этого длительная жизнь человека (скажем после 80-90 лет), имхо, не должна считаться чем-то особенно ценным. В недалеком будущем общество будет, имхо, очень негативно относиться к старикам.



полная версия страницы