Форум » Цели форума, вехи его предыстории » Диалог с Феликсом Шведовским » Ответить

Диалог с Феликсом Шведовским

Евгений Беляков: Помещаю небольшую мою переписку с буддийским монахом Феликсом Шведовским. 14.01.11 Евгений: Феликс, приветствую! У меня возникла такая странная мысль: между сопротивлением насилием и ненасилием может быть не "граница", а некое творческое решение. Попытка найти выход вне ответного насилия или ненасилия. я обозначил это "аристос" - наилучшее. В быту часто бывает достаточно удачно сострить ;) в остальном - нужно проявить возможно больше креативности... ну конечно - это выходит за рамки канонов и стандартов, но мы живем в веке перемен, и это, мне кажется - вариант практики ненасилия. 14.01.11 Феликс: Добрый день, Евгений! Рад встрече. Вы в Крыму или в Москве? На Рождество мы с братом ездили в Туапсе - тоже Черное море, только Россия - и как раз обсуждали эту проблему. Удивительно, что Вы о том же. Мы пришли к выводу, что насилие неизбежно даже в ненасилии. Ведь Бодхисаттва Никогда Не Презирающий, хотя и не отвечал насилием на то, что его избивали и оскорбляли, однако насиловал их своим смирением и своей верой в то, что они содержат в себе "природу будды", раздражал их своими предсказаниями - причем не отступал от того, чтобы их раздражать, несмотря ни на что, то есть буквально применял к ним насилие своими словами: "Я не могу смотреть на вас с презрением, потому что вы все станете буддами" :) Резюме таково. Хотя мы не можем избежать насилия и даже убийства (ведь мы ежемгновенно убиваем всяких бактерий и жучков, вдыхая воздух и ступая на землю), но можно изменить их соотношение и пропорцию. Вот в этом балансе насилия и ненасилия и заключается то самое искусство, творчество, или креативность, о которой Вы говорите. Так что я с Вами полностью согласен :) И еще тут очень важно то, что говорил Толстой: ненасилие - это не рецепт точного исполнения, как в медицине, где нужно употреблять лекарство только после еды и только 2 раза в день, но наивысшая планка и наивысший идеал, подобный тому, как мы целимся выше по течению, когда хотим переплыть реку точно напротив. Был бы рад с Вами увидеться :) 14.01.11 Евгений: Феликс, дорогой, я в Крыму. И буду тут, как и в прошлом году, всю зиму. Нет, я не думаю, что ненасилие Бодхисаттвы Никогда Не Презирающего содержало насилие, а если и содержало, то эту крупицу можно игнорировать. Но это всего лишь мое мнение... Насилие человека, защищающего, например, женщину от грабежа, тоже не имеет, по сути, ничего неправильного, наоборот в этом и подобных случаях "ненасилие" может оказаться чем-то сродни с соучастием или трусостью. Также только мое мнение. Но я имел в виду креативное решение конфликта, когда он снимается посредством как бы выхода за его пределы. Нужно придумать пример, а его не находится... ;). Ну вот: пример с детьми. Ссорятся два ребенка. Я могу их разнять и наказать (так обычно и делают), чтобы они не сцепились снова. А могу вбежать в комнату и крикнуть: "Ой, смотрите, я нашел наш старый мяч, кто будет со мной в футбол?" Ну или что-то в этом роде. Один из таких простых "приемов", требующих любви и выдумки... Феликс, такой вопрос: могу я познакомить с этой небольшой дискуссией и вашим следующим ответом людей на форуме "Мир Ефремова"? 15.01.11 Феликс: Конечно, Евгений, можете познакомить! А пример с детьми очень похож на сравнение из 3-й главы Лотосовой сутры - о горящем доме. Правда, там дети не ссорились друг с другом, но огонь, охватывающий дом, вполне можно сравнить с огнем вражды. И там их отец точно так же не стал их увещевать, а просто отвлек от игр внутри огня игрой более привлекательной, которая снаружи, то есть теми самыми тремя повозками. 16.01.11 Евгений: Спасибо! Это моя любимая история... === Добавлю, в истории с горящим домом ОТЕЦ ПОСТУПИЛ КРЕАТИВНО, то есть в согласии с АРИСТОСОМ, как он выше был объяснен (не "аристоном", так!). Историю с горящим домом я рассказывал уже (и, возможно, не раз): дети не хотели открывать двери горящего дома изнутри (заигрались), отец выманил их обещанием подарить игрушечные колесницы, но подарил - настоящие. Каждый момент этой истории имеет огромный веер смыслов и в целом - это целая философия...

Ответов - 2

Евгений Беляков: 16.01.11 Евгений: Феликс! Мне все это трудно сразу объяснить. Попробую так. С 2003 года я пытаюсь донести до людей некую простую истину, известную, понятную многим ученым, которые этим занимаются. А именно, что мы приближаемся к ГК, то есть к Глобальному Кризису. По всем расчетам его наиболе серьезный "провал" должен наступить к 30-35 году, но уже сейчас все мы знаем, что всю Землю уже лихорадит. Суть такого рода предвидений состоит в том, что эта лихорадка НЕ ПРОЙДЕТ в два-три года. А только усилится и весьма значительно. Более того, настолько значительно, что это способно будет отбросить цивилизацию на очень дикие ступени ее развития. Многие это пнимают, и для многих это совершенно бесспорно. Но дело в том, что говорят: цивилизация на Земле должна выйти из ГК, изменившись. И после того, как они это скажут - все, все успокоились.Как будто ничего и нет. Да - изменимся и все будет хорошо. Несчастье нынешнего поколения людей в том, что по-настоящему никто не хочет и не умеет меняться, хотя многие и признают, что меняться придется. Но признание это АБСТРАКТНО. Помнишь, как мы стояли в пикете, и люди шли и шли... И многие знали, что мы правы, и даже говорили это нам. Но никто не вставал с нами рядом. А теперь все еще хуже. и теперь мы должны не просто стоять и пассивно демонстрировать свою, отличающуюся от всех позицию. Мы просто обязаны, если мы всех их любим и хотим нести им любовь - ОБЪЯСНИТЬ ИМ, КАК ЭТИМ МАЛЫМ ДЕТЯМ, что надо выходить из этого горящего дома, да, теми словами, которые они поймут, на уровне тех игрушек, в которые ОНИ играют - как надо действовать, чтобы ИЗМЕНИТЬСЯ (а я еще даже и не уверен, что познал "настоящие колесницы", точнее уверен, что НЕ познал, но стремлюсь к этому и, думаю, быстро иду, быстрыми шагами). У меня небольшой форум, и мне хотелось бы попытаться сначала на нем объяснить людям, и открыть для себя, и потренироваться в движении по самосовершенствованию в в открытии в себе "источников любви и доброты", а потом - двигаться дальше и расширять будущую "школу добра и любви"... И буддизм и ты - все это же колоссально БЛИЗКО!!! И в этом новом сражении мы могли бы быть рядом и вновь! К тому же, я уверен, мои мысли не являются бесполезными даже для самого ортодоксального буддиста. Все так называемые религиозные форумы, которые я видел, полны постоянных трений, и хочется прийти и сказать: "Вы же носители любви, други мои, помиритесь же сначала между собой, полюбите хоть себя,как же иначе?" Я тоже постоянно спорил и ссорился, но со временем прихожу к тому, что споры отнюдь не всегда приносят развитие и движение, часто они просто бесполезны. 7 лет прошло бессмысленной, бесполезной толкотни между левыми, правыми, коммунистами, националистами...... столько времени потеряно! Так вот, Феликс, но выяснилось, что даже маленький мой форум я не умею и не могу "перевернуть" и увлечь этими идеями, хотя там хорошие люди, и всех там я по-настоящему люблю. Мне нехватает знаний, умений. То, к чему я стремлюсь, НЕ буддийская община, я хочу предупредить заранее, но это была бы община людей, стремящихся дарить окружающим счастье, любовь, заботу. И она бы, по моей мысли могла бы стать НАЧАЛОМ НОВОЙ НООСФЕРНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ, нового стиля или образа жизни, который как раз и был бы ОТВЕТОМ РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ГК. Вот почему я и обратился к тебе за помощью, как к знающему и сильному в делах добра - за помощью и за предложением сотрудничать. В следующем письме я изложу свои взгляды на религию и на буддизм, который я считаю самым высоким учением, достигнутым на протяжении истории человечества (наряду с христианством, которое в изначальном варианте ничуть ему не противоречит, но было извращено многочисленными ангажированными толкователями).

Евгений Беляков: 16.01.11 Евгений: Попробую наиболее кратко объяснить "мою религию". Прежде всего, я - ученый. Наблюдение, эксперимент, гипотеза, эмпирическое обощение, теория, математическая модель... Я в это верю. Верю. что наука, которая нас завела в эти дебри, только и сможет вытащить оттуда. НО. Какая наука? В этом-то вся загвоздка. Я верю также в то, что человек имеет неизвестный ему самому огромный потенциал. Что он может совершенствоваться. И теперь даже в большей мере, чем раньше. Причем на основе НАУЧНОЙ психологии (экспериментальной). Все это вместе называется сциентизм. Но такая вера - это вера в возможность совершенствования, которое приведет к тому, что человек станет богом, или Буддой, по пути пройдя все фазы совершенствования. То есть я верю, что ГК может быть преодолен. И от нас требуется приложить усилия, чтобы это было так (иначе нас отбросит назад на много эпох, и потребуется новое восхождение даже к той точке, где мы теперь). Я верю в то, что в глубине человека неосвоенные залежи добра, любви, стремления к познанию и красоте. Что человек становится вдвое богаче, если он дарит любовь и принимает ее (и это как бы ее суть - быть подаренной). Но нужно пробиться к этим залежам, пробудить их, в окружающих, а сначала - в себе. И в этом залог нашей будущей победы в борьбе с ГК. И поэтому радость и добро всегда помогут в нашем пути. Этот путь можно назвать путем к Будде или к Христу - в конце концов, это не важно, но в настоящее время ИМЕННО БУДДИЗМ смог создать философию, созвучную моим устремлениям. Другие религии дают свои практики, свои ритуалы, мистерии, мифы и пр., но их философия сформулирована не верно, людьми, которые были ангажированны, чтобы создать идеологии, оправдывающие преступления власть имущих. Исторически создалось так, что из ныне существующих религий только буддизм смог сохранить истинное человеколюбие и методы пробуждения любви (и именно Махаяна, что и привело к нашей встрече в свое время: сходное имеет тенденцию сближаться). НО. Я считаю, что исторический буддизм, созданный много веков назад, должен модифицироваться в аспекте именно знаний: возникла психология, которую теперь нельзя игнорировать. Некоторые теоретические представления должны, как я думаю, получить иное толкование. Например, реинкарнация, как я считаю, основана на двух сравнительно разнородных рядах событий: на генной (или фетальной) памяти и на явлении, которое можно назвать переходом от одного человека к другим "духовных личностных имплантов". Это плохо изученное явление, как так называемая "телепатия", которая, на самом деле, есть СИМпатия или состояние синтонности... И я бы хотел использовать все эти знания, чтобы усилить в человечестве (или хотя бы в его части) пробуждение Любви и всего того прекрасного, что пока спит. И хотел бы начать эту важную работу, которую, увы, по-моему, мало кто делает (опять-таки кроме буддистов)... Я рассматриваю свою теорию как ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВАРИАНТОВ БУДДИЗМА. "Современных" - значит созданных для нашего современника (то есть это те колесницы, которые предназначены именно нам в наше время). Поэтому для меня ноосферный проект (т.е. проект по созданию Ноосферы на нашей планете, - я думаю, я не скажу ничего нового, если обращу внимание, что, по Вернадскому, Ноосфера на Земле еще не создана), совпадает с той идеологией, которую я считаю родственной буддизму (или его вариантом). Я НЕ ВИЖУ ДРУГИХ ПУТЕЙ К НООСФЕРЕ, И НЕ ПОНИМАЮ, КАК МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ ГК БЕЗ ПРОБУЖДЕНИЯ ДОБРОТЫ. Пожалуй это главное. Может быть, все сказанное можно назвать "ноосферный буддизм". Но пока, в силу моего невежества, он существует всего лишь как проект. Проект, над которым я буду работать оставшийся отрезок жизни. Такова моя вера, если я понятно изложил ее... :)



полная версия страницы