Форум » Цели форума, вехи его предыстории » №3"Большие события на фоне маленьких" (Цикл "О новом и старом") » Ответить

№3"Большие события на фоне маленьких" (Цикл "О новом и старом")

Евгений Беляков: Это - третья статья вслед за "Новыми" движениями", "Новыми революциями" (обе имеются в этом разделе форума). В ней рассматриваются исторические циклы и обосновывается неизбежность эпох "больших событий" в 11-14 годах и приблизительно в 25-45 годах. БОЛЬШИЕ СОБЫТИЯ НА ФОНЕ МАЛЕНЬКИХ Поколения у нас обычно считаются по 10 лет. Очень много говорилось и писалось о «шестидесятниках». Но, как это ни странно, не было сказано главного (как это мне видится). «Семидесятники» же вообще оказались вне любого внимания, неким слепым пятном истории. А это было время как раз моего формирования. Это – мое поколение, кому же как ни мне это изучить? Но – еще раз. Десять лет – это не догма. Точные даты начала «времени» не совпадают с круглыми цифрами (нулями) в конце календарных дат. Так «время шестидесятых» началось 20-м съездом партии и даже раньше, возможно; то есть где-то в 55-56 году. Закончилось ровно через 10 лет в 66 году. Не в 64, а чуть позже, потому что у нас всегда был (и, наверно, есть) эффект «запаздывания». И именно в 66-м году я перешел в 6-й класс. И начал философствовать. Поскольку я был своего рода философским чудо-мальчиком, именно отсюда я отсчитываю свою сознательную жизнь. Тут и начало всего моего поколения, поколения 70-х. Черная дыра историографии 20-го века. «70-е годы», то есть в период от 66 по 85-й годы, целых 20 лет длилось «десятилетие»!! Уникальный случай в истории человечества! [more] ******* Но начать мне придется не с 66-го года, года, когда было разогнано коммунарское движение, а гораздо раньше. Потому что все здесь держалось на причинно-следственных рядах, уходивших в далекое (но не слишком) прошлое: а именно к 17-му году. Следовательно, невозможно ничего понять в том, что с нами произошло в семидесятые, если не вернуться в десятые и двадцатые. Итак, я беру в руки книжку Роя Медведева «1917. Русская революция: победа и поражение большевиков». Вот что он пишет (передаю своими словами). У Ленина и большевиков были совершенно «неадекватные» представления о том, что именно делать после захвата власти. Теория Маркса была посвящена прежде всего доказательству «теоремы» о крушении капитализма. В начале 20-го века марксисты во главе с Лениным в эту теорию истово верили. Но она не давала никаких отчетливых рецептов, кроме указания, что, скорее всего, должны исчезнуть товарно-денежные отношения. Маркс был слишком привержен принципам эмпирического анализа. Он считал, что нельзя делать прогнозы. Ленин говорил, что только сам народ может в самой практике жизни найти нужные формы социализма. Что мыслитель не должен выводить их «из головы», иначе он превратится в утописта. Ну а когда «народ» высказался за сохранение товарно-денежных отношений, пришлось применить заградотряды и комбеды. Сначала народ поддержал Ленина. Но сложности возникли быстро. Главным звеном противоречий был вопрос о товарно-денежных отношениях. Сохранять их или запрещать? На первом этапе революции о тотальных насильственных действиях и речи не шло. Но вот когда большевики, следуя своим первоначальным установкам, перешли к уничтожению и запрету товарных отношений, народ ответил «мешочничеством», то есть самостийным развитием торговли хлебом. И тогда началась гражданская война. В этот момент большевики и народ оказались врагами. Ленин и его соратники решили во что бы то ни стало насильственно приучить народ к отсутствию товарно-денежных отношений. Это было уже что-то почище интеллектуального социального конструирования. Потом Ленин вынужден был перейти к НЭПу. Фактически он признал СВОИ ошибки. И принял программу, более характерную для меньшевиков и эсеров. Раздумывая сейчас над проблемой, какую «модель», рыночную или «не рыночную» нужно было принимать, нужно ответить ясно и безусловно: именно рыночную. Хотя бы на первое время. Дальше там можно думать, но это сразу бы сберегло множество жизней. Безумный радикализм Ленина привел его к ошибочным решениям (причем на этот раз ошибки Ленин признал сам), результатом которых стало разрушение страны, смерть огромного числа людей, голод. Да, собственно, и сама смерть Ленина (связанная с покушением 18 года) – тоже результат этих ошибок. ЭТА ошибка была страшной и стоила очень много страданий и горестей. Ленин пришел к власти на плечах радикально настроенных военных и рабочих. Но сам Ленин был настроен еще радикальнее в плане внедрения антирыночной программы. За Лениным не было большинства. Его поддерживали военные и часть пролетариата и городских жителей. Много если 30% населения. И поэтому война с собственным народом при проведении радикальных экономических преобразований была неизбежна. Но при мудрой и спокойной политике, при внедрении НЭПа с самого начала гражданской войны могло не быть! В дальнейшем именно на этой почве происходили основные баталии в нашей экономике. Да вот и теперь на форуме Noosfera Konkordo – это один из существенных пунктов обсуждения, хотя кровь и не струится. С моей точки зрения «узел» проблемы завязан так. Рынок, конечно, вещь весьма эффективная для развития производства. Главным его недостатком ДЛЯ НАС, в начале 21-го века, является то, что он ориентирован на потребление. Рынок рождает высокое потребление и соответствующего ему человека. Человечество не может позволить себе сейчас бездарно «проесть», «прокутить» последние ресурсы биосферы. Рассуждая «от противного» легко понять: какая бы модель будущего не была выбрана человечеством, в ней неизбежно жизнь человека в материальном отношении будет гораздо аскетичнее, чем сейчас. и никакого «американского» или «европейского» образа жизни не возможно!!! Ну, или человечество погибает. Ленин на горьких и преступных уроках доказал сам себе простую истину: люди не готовы жить как стоики и аскеты (каким был он сам). Материальное начало занимает в жизни нашего «среднего» современника гораздо большее место, нежели духовное развитие. Значит, должен был сказать себе Ленин, нужно «временно отпустить вожжи», изменить всю свою точку зрения на социализм (что он и сделал) и приложить особое усилие для воспитания будущих поколений как не потребителей. И этот «ленинский завет» в наше время имеет даже гораздо больше силы, чем это было раньше. Но только вот сейчас мы уже не успеваем воспитать новое поколение. Будущее приходит быстрее, чем бы нам хотелось. Похоже, крупные катастрофические события назревают: и дай нам, судьба, возможность воздействовать на ситуацию так, чтобы уменьшить страдания и гибель. Из этого исходя, оцениваю роль Ленина. Когда от «ошибки» одного человека гибнут миллионы, это трудно назвать преступлением. Преступление – это когда убит один, ну два человека. Но в XX веке мы встречаемся с особым видом преступлений. Это преступления Гитлера, Сталина, Ленина, идеи, воплощенные в жизнь, повлекшие колоссальные человеческие трагедии. Это ошибки крупных политиков. К этому же разряду преступлений я отношу также и развязывание чеченской войны Ельциным и Путиным (то есть в настоящий момент нами правит преступник такого типа). Эти преступления принято называть «преступлениями против человечества» или «против человечности». Ленин среди большевистских лидеров был, вероятно, наиболее талантливым и способным к творческим решениям, наиболее сильным «энергетически», способным переубедить всю партию. Он был действительно КРУПНОЙ ФИГУРОЙ. Он в действительности глубоко почувствовал, что необходимо сделать упор на воспитание человека. Его выступление на IV съезде ВЛКСМ – чрезвычайно сильное и бьющее в самую суть проблемы (как и статья о субботниках). Но у Ленина есть и «оборотная сторона». Помня о величайшей трагедии, которая происходилп в России (и продолжилась при Сталине, «закрывшем НЭП»), и в которой виновен Ленин, трудно воспринимать образовательные инициативы Ленина правильно. Но, между тем, это было верное решение, принятое, правда, под давлением обстоятельств, но - принятое. Поэтому я не могу не отметить определенной амбивалентности в моих оценках Ленина. ****** В последнее время участились попытки открыть ритм истории, чтобы предсказать будущее. Многие астрологи пытаются приложить к этому «календарь Калачакры», то есть восточный календарь с циклами 4, 12 и 60 (12´5) лет. Четырехлетний цикл, ведущий свое происхождение еще от древнегреческих Олимпиад, скорее всего, в действительности ДЕЙСТВУЕТ. Четырехлетний цикл имеет очень серьезное обоснование у такого видного современного психолога как Демоз. (Ллойд Демоз, «Психоистория», 2000). Это цикл, выявленный на материале американской прессы методом контент-анализа. Конечно, его можно объяснить ритмом избирательной процедуры, однако, более вероятно как раз обратное действие самого психологического ритма на период переизбрания президентов (этот период был бы скорректирован, если бы систематически не попадал в резонанс с социально-психическим ритмом). Цикл в 12 и в 60 лет – это, скорее всего, псевдоциклы, не существующие в «природе», взятые из головы. Точнее, когда-то древние составители календарей ориентировались на движение Юпитера по небу (звездный период обращения Юпитерв – 11.86 лет). Калачакра – ведь это юпитерианский календарь. Реальные исторические события следуют своим каким-то иным ходом. И, между прочим, возможно, и ритмическим, о чем мы очень скоро будем говорить. Исторические события группируются вокруг каких-то дат. То они происходят с большой частотой, то течение исторической реки становится плавным. И эти пучности действительно происходят с определенным ритмом. Я проделал следующую созидательную работу: подсчитал, сколько событий происходило в каждом году XX столетия (до 85 года), согласно знаменитой энциклопедии «Хроника человечества» Бодо Харенберга. Получилась красноречивая кривая, но, чтобы общая закономерность выглядела более выпукло, я объединю события по двухлетиям (что несколько сгладит случайные флуктуации). Что же мы видим? Два отчетливых «пика», приходящихся на Первую и Вторую мировые войны. Выясняется, что, с точки зрения исторической хронологии, весь «блок» событий, как то русская революция, военные действия на полях Первой мировой, гражданская война в России – нужно рассматривать как «Большие События 1914-1919 годов». Далее нужно выделить пик «Большие События 1939-1945 гг.». Что дальше? До 60-го года – спокойствие. Затем «несостоявшийся ядерный конфликт», Карибский кризис 1962 г. Этот момент можно считать «центром» следующего периода «Больших Событий 60-63 годов». Если взглянуть на график, то этот «холмик» кажется маленьким в сравнении с двумя предыдущими. Однако нужно иметь в виду, что общее число событий постепенно нарастает (по принципу «исторической Лупы»), поэтому график нужно немножко наклонить, градусов на 5 по часовой стрелке. И тогда этот «подъем» станет более явным. Я считаю период 60-63 гг. РАВНОЦЕННЫМ по уровню подъема человеческой энергии эпохам предыдущих Больших Событий. Было бы неверно считать эту эпоху менее значительной. Давайте вспомним, что происходило в эти годы. Во-первых, это распад коллониальной системы. Карта Мира кроилась ничуть не в меньшей степени, чем это было в эпохи войн и революций. Кипр, Конго, Гана, Кувейт, Алжир, Ямайка, Уганда. Возникла Сирия, Малайзия, Руанда, Бурунди… КУБА. Провалилась агрессия США на Кубу (Плайя-Хирон). В СССР впервые приезжает Кастро. Мы узнаем о Че Геваре. И все это в те же три года. Во-вторых, полет Гагарина. Человечество вышло в Космос. Началась гонка в Космосе: Титов, Быковский, Терешкова… Американцы запускают Гленна. В-третьих, Хрущев встречается с Кеннеди. Возникает проблеск надежды на урегулирование ядерной проблемы. В 63-м году подписывается Договор о запрещении испытаний ядерного оружия. (И тут же конфликт с Китаем, у которого еще нет такого оружия). Второй Ватиканский Собор………. Коммунарское движение……… И в то же время – Новочеркасский расстрел. Карибский кризис, когда мы ушли с Кубы, а Америка из Турции не ушла. Это время постройки Берлинской Стены. Смерть в конце периода Иоанна XXIII, убийство Джона Кеннеди и старение Хрущева, через год его снимут с поста Генсека. И – последнее по списку, но не по значению – принятие Программы КПСС. Об этом еще пойдет речь ниже. То есть целый ряд исключительных, значительнейших событий… И все вместились в три года. Конечно, это период «Больших Событий». Следующий такой же начнется в 85-м. Итак. По 20-му веку можно предположить цикл с периодом где-то порядка 20-25 лет. Каждый «взлет энергии» (период Больших Событий) начинался либо в России, либо с непосредственным ее участием, а в дальнейшем принимал общепланетный характер. Каждый период оставил после себя удивительные воспоминания. Когда Большие События уходят в прошлое, они оставляют какую-то звучащую струну в сердце человека. Проходят годы, но эта струна все еще звучит… Звучит струна Революции, ее надежд (в общем-то не оправдавшихся…) Звучит струна Великой Войны (звон побед, которые исчезли как дым…) Звучит струна Начала Шестидесятых (но как надрывно!…) Звучит струна Перестройки (хотя «мы» проиграли «битву» за социализм с «человеческим лицом»…). Даже теперь форум «Советия» стремится воскресить ценности Больших Событий 60-63 годов, не понимая, что ничто в мире не повторяется. Интеллектуалы-скептики словно клопы присосались к каждому их этих периодов, пытаясь доказать, что ничего божественного не было, что вера наша мало на чем стоит, что великие памятники пустотелы, а мифы лживы. (И я – один из таких клопов). И все это, то, во что мы верим или не верим, но хотели бы верить, да не можем, - из прошлого. Но будущее постепенно оборачивает к нам свое неизвестное никому лицо. И мы пытаемся понять, что же нас ждет. Следующий «подъем» произойдет где-то в 2010-2015 гг. (точнее 2008 – 2017). Это не астрологические прогнозы. Это – эмпирическое обобщение. Оно включает также и возможность такого периода, в котором, – хотя он будет чрезвычайно напряженным и наполненным, - не будет острых мировых столкновений, он напоминал бы спортивное соревнование между мировыми державами, в котором побеждает добрая воля и разум. Остается только горячо на это надеяться… Есть все основания предположить, что будущий период Больших Событий коренным образом «перепашет» всю планету, так что к концу их нас будет что назывется не узнать. (Пусть нас не узнают, это хорошо, потому что для этого нужно еще, чтобы мы остались в живых, мы или хотя бы уж наши дети). [/more]

Ответов - 16, стр: 1 2 All

Сергей Л.: Я думаю, они не понимают именно по той причине, что это время не смогло реализоваться, его интенции не успели, как это говорится, принять необратимый характер, а было "срезано на взлёте". Наверное, "стрела Аримана" действует не только персонально, но и масштабно, как "оружие массового поражения", разя подчас и целые эпохи, которые так и остаются нереализованными. У Ефремова пример подобного - город "Уранополис" в "Таис". П.А. Сорокин тоже недаром писал, что самые совершенные в человеческой истории культуры - "интегрального", или "идеалистического", типа, только "изредка появляются" и расцветают "на короткое время". Мы-то успели "попробовать вкус" этого времени, и не просто попробовать, а пережить его как своего рода религиозное откровение, которое определяет человеческую жизнь навсегда. Но это значит, что "просто" мы оказались более чувствительны, более настроены на соответствующий лад. (Почему, например, и за Христом одни - те же рыбаки и пастухи - шли, бросая на фиг всё, а другие только, пожав плечами, возвращались к прерванным занятиям? Психологически, мне кажется, механизм очень сходен, хотя в религии всё более "концентрировано".) "Учительскую газету" я очень хорошо помню, хотя тогда читал её несистематично. Некоторые материалы нахожу и перечитываю до сих пор. Да, это был символ.



полная версия страницы