Форум » Материалы к философии Ефремова » Иван Ефремов - кто он? » Ответить

Иван Ефремов - кто он?

Евгений Беляков: Главное у ИАЕ Этот мой текст впервые появился на форуме МЕ. Эти тезисы - о том, что я БЕРУ у Ефремова. Что считаю главным. Вся проблематика "живых мертвецов", "третьего закона Ньютона" в этике, "Серых Ангелов", адресных убийц - все это я рассматриваю И как ефремовское, И как не ефремовское... НЕ СУЩНОСТНОЕ, НЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ. А выделяю - сущностную сердцевину. И вот, что получилось. [more] 1. ИНФЕРНАЛЬНОСТЬ Биосфера инфернальна, а мироздание - непознанное, колоссальное по размерам, во многом ужасное и бесчеловечное... Вселенная не "создана" для человека, она есть была и будет великим Неизведанным, по отношению к которому человеческая мысль - чайка, летящая в грозовой ночи. Инферно порождает круги бытия, общество, человек же - в двойных кругах инферно. Смерть бесчеловечна, есть противоречие бессмертной сущности Разуразума, сознания и потребности эволюции в "клиренсе" генов, мутациях и адаптации к меняющимся условиям бытия. Смерть должна быть побеждена. Но жизнь без смысла, заключающегося в служении лучшему, что есть в человечестке, бессмысленна. Только осмысленную жизнь имеет смысл продлить за видовые пределы. 2. РАЗУМ, НАУКА Человек с его Разумом противостоит инферно, постоянно веками терпя поражение за поражением. Но в Разуме (в науке) ИАЕ видит надежду на победу над инферноальностью. Разум и наука, а не чудо - вот источник развития и только разум способен в конечном итоге победить инфернальность, разорвать ее круги в биосфере и обществе, создать ноосферу, победить смерть. Наиболее совершенные творения Эволюции находятся под особым "вниманием" фактора зла: Стрелы Аримана и требуют особой охраны от так называемых случайностей жизни. Впервые будет поставлен щит для этих стрел. 3. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА Разум - часть природы человека, самого сложного, что есть в мире. Человеческий фактор приводит человечество к планетарному кризису, Порогу Роба. Разум путается в своих основах, как малый ребенок в пеленках царапает себе лицо. В первобытной своей свободе он не может собой управлять сам. Разум в одиночку не может ничего победить. Требуется Вторая Великая Революция, революция образования, психологии, чтобы "искусственным путем" воспитать человечество, способное преодолеть кризис. В тисках работы и тренировки модифицируется личность. В обычной жизни это - переход на , новый "энергетический уровень", к новому открытому общению, глубокому личному взаимопониманию. В будущем обществе будут учитываться и суммироваться все проявления Радости и Горя, и только увеличение Радости и уменьшение Горя даст право на про осуществление тех или иных проектов. 4. САМОВОСПИТАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Воспитание (в основном - само-) выявит огромный потенциал человека, его скрытые возможности, в том числе - парапсихологические. Ведь мы не пользуемся и половиной наших возможностей. Удастся воскресить генную память человечества, вспомнить многое, забытое, казалось бы, навсегда. Новый уровень взаимопонимания между людьми, уровень занания, культуры, владения собой, своими мотивами раскроет сблизит людей, прекратив вечную борьбу человека с человеком. Именно научное понимание природы и психологии человека только и может дать основу всему этому. Будет задействован и опыт психофизических систем Востока: йога, тантра и т.д., пропущенный через научное истолкование и модификацию ("Мост Ашвинов"). Возникнет новая агни-йога - Путь служения человечеству как представителю Великого Кольца космических цивилизаций. Велика будет роль Женщины в этом историческом процессе (как ни в одном другом ранее за всю обозримую историю, кроме неолита). 5. КОСМИЗМ. И после того, как все это произойдет, человечество чистым и совершенным устремится в Космос, на поиски собратьев по Разуму, бесконечно увеличив могущество Разума.[/more] Таковы, как я их воспринимаю, основные положения философии Ивана Ефремова. В общем, это ИТОГИ моего многолетнего изучения творчества выдающегося мыслителя-фантаста.

Ответов - 3

Евгений Беляков: Вот еще одна моя попытка вычленить главное у ИАЕ. Мое понимание Ефремова следующее. Он - продукт своей эпохи, коммунист, марксист-ленинец, но он развил марксизм-ленинизм в сторону ноосферного понимания Вернадского. В каком-то отношении он находится где-то МЕЖДУ Марксом-Лениным и Вернадским. Он диалектик и материалист. Но, к тому же, космист, считающий, что в будущем человечество посвятит себя Космосу. Он признает, что материальный фактор играет важную роль, но он также признает и силу суъективного фактора, сознания, роль личности в истории. И где-то у него побеждает материя, где-то идеи. То есть он уже не просто материалист. Ефремов - коммунист, но (опять это "но"), признавая важнейшую роль "субъективного фактора", он считает, что необходимо преобразовать ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПСИХИКУ, ЕГО ТЕЛО. Наподобие древних греков, Ефремов стремится начать с физического воспитания человека, без чего не мыслит никакого воспитания его души, ума, и - далее - никакого коммунизма. Он сторонник повышения активности. Он за "клещи работы и тренировки" как стиль жизни. Он признает огромные завалы резервных способностей у любого человека. Часто в своих рассказах он показывает, как такие возможности проявляются в экстремальных ситуациях, например, когда человек совершает доблестный, опасный поступок. И тогда резервные возможности неожиданно помогают ему выжить и добиться поразительного успеха. И вот вера в этот потенциал человека и знание о нем (а это потенциал не только физических и психо-физических способностей, но и душевных сил) - то, что меня всегда больше всего в Ефремове привлекало. Ефремов считает, что коммунизм возможен, то есть он верит в коммунизм. Но эта возможность обусловлена именно РЕАЛИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАНИЕМ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. Без этого ни в какой коммунизм Ефремов не верит. Это - главный пункт его веры. В результате он как бы перестает быть правоверным коммунисто-марксистом: обобществление средств производства и распределения, установление материального равенства и пр. - все это не является ДОСТАТОЧНЫМ для построения лучшего совершенного общества. Более того - это не является даже и НЕОБХОДИМЫМ. В этом Ефремовы выходит за рамки коммунизма. Если внимательно вчитаться, ГЛАВНЫМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ пунктом "коммунистической" революции Ефремов считает именно СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: для изучения человека, его психики, психо-соматических взаимосвязей, его индивидуального развития, для создания системы воспитания нового, "высокого" человека с новой моралью и новыми возможностями. И тут он оказывается НЕ ЛЕНИНЦЕМ, НЕ СТАНДАРТНЫМ КОММУНИСТОМ, для которого главное - отобрать собственность и организовыать плановое хозяйство, а что это будет на самом деле означать, и куда все это "приплывет" - не столь уж и важно, т.к. есть вера в "магию" всеобщего отсутствия собственности на средства производства. Ефремов при этом - что особенно привлекательно - остается ученым, естествоиспытателем. Однако "залет" в субъективный идеализм не дается даром: в поздних произведениях возникает идея чуть ли не исключительной роли личности в истории и - соответственно - индивидуального террора (антигуманные мысли о "живых мертвецах" и т.п., все, что я считаю "темной стороной"). Можно считать, мне кажется, что Ефремов не удержался на "лезвии бритвы", о котором сам же так красиво писал. Вот так я вижу путь и мировоззрение выдающегося философа, ученого, художника.

Евгений Беляков: Не был ли Иван Ефремов экстремистом в смысле современного законодательства? Безусловно, был, и по многим пунктам. Если проводить строгую экспертизу - его романы "Лезвие бритвы", "Час Быка" и "Таис Афинская" должны быть запрещены по следующим основаниям. 1. Национализм. В "Лезвии бритвы" говорится о качествах целых народов, в ЧБ - даже о целых планетах, о социумах, которые могут быть "мертвыми", в то время как его высказывания о русских ВСЕГДА в высшей степени позитивны. Иногда негативными характеристиками наделяются некие неназываемые народы, но намеки хорошо видны... 2. Наркотики. В "Лезвии бритвы" описаны эксперименты с ЛСД, что может побудить молодых читателей повторить их. ЛСД - один из сильнейших наркотиков. 3. Пропаганда "свободного образа жизни" на грани пропаганды проституции - роман "Таис Афинская". К тому же - с элементами порнографии. 4. Оскорбление религии. "Лезвие бритвы" и "Час Быка" - много фрагментов. 5. Пропаганда терроризма ("адресного") - "Час Быка" ("Серые Ангелы") и "Таис Афинская" - "живые мертвецы" и "очищение хрустаьной реки жизни". В общем - достаточно, чтобы роман был изъят из продажи и библиотек. Между тем - о, счастливое исключение!!! Почему?! Почему при всех его "грехах" автор воспринимается как нечто светлое и прекрасное? Также если учесть, что эстетика ИАЕ весьма не традиционна: современную живопись (например, великого Пикассо) ИАЕ отвергает и низвергает, что говорит о не слишком высоком художественном его вкусе.

Евгений Беляков: Вероятно, ГЛАВНОЕ все-таки 1) великая вера в возможности развития человека, 2) в науку... Вера, за которую прощают ВСЕ.




полная версия страницы