Форум » Хабитат » Почему нудизм » Ответить

Почему нудизм

Евгений Беляков: ПОЧЕМУ НУДИЗМ Любое табу, в том числе на обнаженность, – тяжкая ноша. Мы вынуждены тащить на себе ярмо обязательной одежды с самого раннего детства, и даже хоронят нас в одежде, хотя приходим мы в этот мир иначе. Уплачивая цену, не лишним будет спросить: за что мы платим? Так ли уж необходимо закрывать сокровенные кусочки своего тела тряпочками для сохранения культуры, тем более что именно в искусстве эти запреты отменяются? [more] 1. Обязательность ношения одежды считается функциональной: ее относят к естественным сексуальным ограничениям. Прямолинейно понимая Фрейда, мы готовы смириться с такого рода табу ради «спасения культуры». Ведь она, согласно концепциям психоанализа, - результат трансформации либидонозной энергии, сублимации, которая только и возможна, если этой энергии ставятся ограничения. Но эта точка зрения вызывает серьезные возражения. Какую культуру создали в Европе столетия бытования тех сексуальных норм, которые она защищает? Можно ли сравнить уровень современной примитивной масс-культуры с уровнем Древней Греции или Индии периода храмов Кхаджурахо и «Кама-сутры»? С другой стороны, настолько ли конденсирует либидонозную энергию обязательность ношения одежды? Опыт практического нудизма показывает обратное: уровень сексуальности в общинах нудистов во всяком случае не выше, чем при других (обычных) типах общежития. Более того, как ни странно, но опыт показывает, что отношения между мужчинами и женщинами среди нудистов искреннее и «выше», менее «физиологичны». Это может показаться парадоксальным или ошибочным, но странным образом соответствует факту взлета духовной культуры в Греции и Индии параллельно (пусть частичному) отказу от обязательности ношения одежды. И в этой статье я предлагаю объяснение этому «парадоксу». 2. В свое время Фрейд предлагал следующую схему возникновения познавательной мотивации, того высокого научного любопытства, который создает интеллектуальную часть человеческой культуры: источником его Фрейд считал детское сексуальное любопытство, подогреваемое дискриминацией (разделением) девочек и мальчиков и, соответственно, их групповыми тайнами и соперничеством. Проблема формирования тяги к познанию, однако, вряд ли может считаться решенной. Познание – одна из фундаментальных потребностей человека и, одновременно, базовый ингредиент любой человеческой культуры, почему, собственно, и назван был человек разумным (homo sapiens). Некоторые исследователи отмечали также, что, в отличие от животных, человек гораздо более сексуален и заслуживал бы, наверно, альтернативного наименования «человек сексуальный». Если поставить проблему так: что первично – разум или секс, то Фрейд (во всяком случае ранний или, точнее, не поздний), безусловно, выбрал бы второе. Однако со временем сам Фрейд делал попытки смягчить присущий ранней аналитической психологии пансексуализм, хотя разум («нус»? «ноос»?) как изначальная мотивация так и не нашел в его поздних работах подходящего места. Вероятно, это объясняется тем, что ставка на «разум» в первой половине ХХ века рассматривалась как что-то идеалистическое. Если же попытаться пройти этот путь до конца, то, вероятно, возникнет следующая схема. «Изначально существующая», первичная познавательная мотивация направляется на исследование сексуальной сферы, и, так как одежда препятствует такого рода познанию, познавательный интерес присоединяется к сексуальной мотивации, многократно ее усиливая. Чем и объясняется повышение роли сексуальности в культурах, где установилось табу на обнаженность; а мы обобщаем это, утверждая, что человек «вообще необыкновенно сексуален». На самом же деле человек сверхсексуален только в таких культурах… 3. Могут сказать, однако, что при этом фрейдовская схема тоже может «работать»: «жгучая тайна» сексуальности, в свою очередь, усиливает познавательные наклонности. Действительно, ведь именно такие культуры как наша как раз и добились выдающихся успехов в познании. Причем в истоках европейской культуры лежит Шумер с его мистическим стриптизом Инанны и Библия, где познание изначально связывается с осознанием греховности наготы Адама и Евы. В Ветхом Завете вообще немало внимания уделено запретам на обнажение (это добрый кусок «закона», от которого Иисус в дальнейшем запретил убавлять даже черточки и точки). Причем началось все с того, что Бог заменил полупрозрачную одежду из листьев на прочную, кожаную. И был поставлен Ангел с двуострым огненным мечом... чтобы, очевидно, по дороге тз Рая Адам с Евой не забыли, что раздеваться ни в коем случае нельзя. :-) Адам познал Еву, то есть увидел ее обнаженной: даже само это слово свидетельствует о почти сознательном создании древними жрецами механизма усиления сексуальной мотивации интеллектом. Почему не предположить, что интеллект также усиливается за счет (усиленной им же!) сексуальности? Это означало бы, что всеобщий нудизм, где в нудистских общинах присутствуют мальчики и девочки в пубертатном периоде, действительно стал бы концом интеллектуальной цивилизации. Но так ли все это? 4. Во-первых, наше общество в значительной степени элитарно, причем ителлектуальная элита составляет незначительное меньшинство. Но ведь запрет на обнажение действителен для всех. Почему же тогда познавательная мотивация не есть всеобщее качество? Какими дополнительными свойствами в детстве должны обладать ее носители в зрелом возрасте? Совершенно очевидно, что эти качества не имеют никакого отношения к запрету на ношение одежды. И еще. Практика показывает, что если даже в какой-то период жизни человека «жгучая тайна» и оказывает какое-то влияние на формирование мотивационной сферы, то в дальнейшем фиксация на сексуальности, наоборот, тормозит интеллектуальное развитие. Между тем запрет на обнажение, как следует из уже сказанного выше, не только не снимает этой фиксации, но он-то как раз ее и создает. Мальчик или девочка в нудистской общине как раз гораздо меньше интересуется «вопросами пола», так как они для него (или для нее) давно пройдены или во всяком случае – существенная часть их. Ведь сексуальная «проблема» больше не подпитывается «тайной», раз никакой тайны тела существа противоположного пола давно уже нет. Интеллектуальные интересы подростка не уводятся в болото в пустых и примитивных «исследований» устройства и физиологических отправлений противоположного пола, их вектор перенаправляется на максимально быстрое включение в русло настоящего познания мира (т.е. на учебу) и на более высокие аспекты тех же человеческих отношений. Кроме того, стоит упомянуть о слабо изученной проблеме сексуального удовлетворения. Восточные трактаты в один голос твердят, что оно вовсе не всегда требует генитального контакта. Простой телесный и визуальный контакт, приводит к тем же результатам, разве что, возможно, чуть медленней. Существует даже легенда о специальных «магических» сексуальных танцах, которыми в древности в Индии лечили безответную любовь. И там тоже было одно лишь созерцание. Этот аспект особенно важен для мальчиков-подростков, страдающих от избытка сексуальной энергии, которая, как им кажется, их «порабощает». Наконец, нудизм все-таки оставляет «тайну пола», переводя ее из «тайны наготы» в «тайну устройства души» - а это познание действительно бесконечно. Свобода ведь не может быть бесконечной. Всегда остаются некие границы. Например, те же древние греки, классического периода, допускавшие полное обнажение мужчин на палестре, завязывали специальным шнурочком крайнюю плоть: своего рода аналог одежды, от которой остался только шнурочек. Нудизм - не более чем отказ всего от одного сексуального табу, не более. А познание бесконечно, так что всегда найдет себе границы… 5. Те, кто упрекает нудистов в «развязывании инстинктов», мыслят слишком прямолинейно, тем самым - неадекватно. На самом деле вся современная масс-культура занимается ни чем иным как развязыванием инстинктов, в том числе сексуальных. Она и не может иначе. На этом она и построена. В центре этой псевдокультуры – деньги, прибыль, продажа. Инстинкт должен быть развязан, так как это основа маркетинга, принцип продажи. В современном обществе одежда нужна не для того, чтобы заглушать сексуальные потребности, а чтобы послужить атрибутом неполного стриптиза, прилагаемого практически к каждой рекламе, будь то реклама автомобиля или зубной пасты, не имеющих в большинстве случаев никакого отношения к сексу. Из автомобиля выглядывает полураздетая красотка: одно связано с другим исключительно тем, что в автомобиле может сидеть кто угодно. В сознании же «будущего клиента» закладывается образ сексуальной поездки, и о каких уж тут сдерживающих факторах оставшейся на красотке одежды можно говорить! Вообще процесс обнажения вызывает гораздо больше сексуальных чувств, чем полная обнаженность. Ну если это не так, почему со времен Инанны, шумерской предшественницы всех современных «девушек» и «моделей», существует стриптиз? И разве современная реклама не есть (во всяком случае в 90%) просто стоп-кадры стриптиза? Девушка расстегивает джинсы – кому не надоел этот «убийственный» мотив? Так кто же «развязывает инстинкты»? Нудизм, уничтожающий стриптиз за ненадобностью, или реклама, ставшая сутью и главным действующим механизмом массовой культуры, основанная на стриптизе? А ведь последний невозможен без запрета на обнаженность: нечего было бы преодолевать! 6. Нудизм противоречит масс-культуре. Нудизм – это явление другого мира и другого порядка вещей. Мира без стриптиза, без рекламы, без популярных мелодий, без потребительства, без поклонения деньгам, собственности – единственному богу нынешнего капиталистического общества. Нудизм разрушает психологический базис этого мира: вот настоящая причина, по которой столпы общества и средства массовой информации всегда будут бороться против нудизма «за высокую нравственность населения», представляющую ни что иное как ханжество, в то время как на практике из среднего члена общества сознательно формируется сексуальный полуманьяк, каким и должен быть истинный покупатель. Нудизм в рамках современного мира может быть лишь уделом экстремалов и маргиналов, не укладывающихся в прокрустово ложе стандартного потребителя с машиной, коттеджем, квартирой, любовницей или с розовыми мечтами обо всем этом. Косвенным подтверждением сказанного служит тот весьма интересный факт, что традиционные черноморские нудистские пляжи в Коктебеле и окрестностях перестают быть нудистскими. Их заполнили массы «приличных людей» с машинами, женами и магнитофонами, потеснив любителей дикого отдыха. Лишь те места, куда еще не может проехать автомобиль, остались несчастным натуристам, но таких мест очень и очень мало. И в этой «схватке» масс-культуры и человеческой природы остается лишь утешать себя сравнениями: масс-культура и все связанные с ней табу существует всего лишь 3-4 тысячелетия тогда как сущность человека формировалась миллионы лет. Больше того, потребительское общество вряд ли сможет существовать долго. Достаточно авторитетные прогнозы утверждают: либо человечество погибнет или будет отброшено на примитивные стадии исторического развития, либо уже в этом веке с масс-культурой будет покончено. И тогда уже, наверно, ничто не помешает людям освободиться от ненужных и вредных табу. [/more]

Ответов - 12

Евгений Беляков: Пример нашей дикости. Член сборной России по кайтбордингу был тяжело ранен в живот прямо во время спортивных сборов на юге России, пишет LifeNews. Иван Доронин объяснил, что в него стреляли из ружья из-за конфликта с его друзьями-нудистами: «Им не понравилось, что мы голые!» Несмотря на то что администрация курорта Анапа утверждает, что сборы не были с ними никаким образом согласованы, ребята каждый день приходили на пляж тренироваться: "Пришел снова на пляж утром, смотрю - происходят какие-то разборки между нашими соседями и какими-то приезжими, - вспоминает Игорь, - им не понравилось, что ребята отправились купаться голышом". При этом, по словам Игоря, возмущенные мужчины были вооружены пистолетом и ружьем. Внезапно они начали бить ребят: "Мы попытались им объяснить, что специально купаемся на таком отдаленном участке пляжа, чтобы никого не смущать, - продолжает Игорь. - Однако они ничего и не хотели слушать. Вдруг тот, что стоял с ружьем, выстрелил в сторону, даже не целясь". Часть заряда угодила в землю, однако несколько дробинок попали молодому спортсмену в живот. Игоря почти без сознания отвезли в больницу Анапы. После тяжелой операции Игорь очнулся уже в больничной палате. "Спортсмен находится в городской больнице, 14 июля он перенес операцию, сейчас его состояние удовлетворительное, он идет на поправку", - рассказал РИА "Новости" представитель мэрии курорта. По словам спортсмена, принять участие в ближайших соревнованиях он, конечно, вряд ли сможет, но обязательно приедет поболеть. "Возбуждено уголовое дело по статье "Причинение вреда здоровью". Опрошены свидетели, установлены марки и номера 2-ух авто жителей Старополья", - комментирует представитель ГУВД Краснодарского края. http://www.regions.ru/news/2364745/

Евгений Беляков: Еще один взгляд: http://lifestyle.ru.msn.com/leisure/gallery.aspx?cp-documentid=148732088&page=20 Не лишенный здорового критицизма.

Феликс Шведовский: Удивительное дело, Евгений! В теме диалога со мной нет кнопочки Re:, а здесь есть. Вот я и напишу свой ответ здесь, чтобы зарегистрироваться. Я потрясен глубиной твоего анализа нудизма. Особенно мне понравилось про элемент табу у греков на палестрах Тема эта, как ни странно, все время оказывается возле меня и внутренне близка мне, хотя я и не считаю для себя необходимым ее открыто обсуждать, за исключением, может быть, только как части художественных текстов. Все-таки я не разобрался с Миром Ефремова. Ты совсем ушел оттуда, вплоть до того, что не имеешь доступа как участник, или же только как администратор? Ну вот и все, не люблю писать длинных текстов. Для регистрации здесь в качестве Землянина, думаю, этого достаточно.


Евгений Беляков: Феликс Шведовский пишет: Ты совсем ушел оттуда, вплоть до того, что не имеешь доступа как участник, или же только как администратор? Ну вот и все, не люблю писать длинных текстов. Для регистрации здесь в качестве Землянина, думаю, этого достаточно. Допуская оффтоп, отвечаю: да, совсем. Бедного папочку Карло свергли злые Буратины.

Евгений Беляков: Ну а теперь - к теме! http://www.ria.ru/society/20110726/407474564.html Высокопоставленные прсоны предлагают приравнять ношение шортов и коротких юбок к мелкому хулиганству. Даже в жару. Статья 20.1. Мелкое хулиганство [Кодекс РФ об административных правонарушениях][Глава 20][Статья 20.1] 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Не слабо! Очевидно, так мы боремся с коррупцией.

Афанасий Р.: Не знаю. Вы утверждаете, что нагота менее сексуальна, чем современная одежда. Но так ли это? Например, подростки в период гиперсексуальности сами страдают от излишнего возбуждения. Вы же - что? - предлагаете их совершенно "сексуализировать"? И что тогда останется от культуры? Кто будет заниматься алгеброй, историей, биологией? Уверены ли вы, что "половая распущенность" приведет к взлету науки и искусства? Я - нет. Да и в той же Древней Греции никакой свободы обнажения тела не было. Даже на Олимпийские игры женщин не пускали и в палестры, где мужчины занимались обнаженными. Были строгие запреты. Да, стояли мраморные статуи - ну и что? Это же не живые люди.

Лара Литвинова: Нудистский пляж рядом с Орджоникидзе. Что, извините, тут сексуального? Современные горожане во всем уже видят секс. Палочку покажи - скажут:"Фаллический символ". http://ordjon.com/index.php?page=nud_b

Евгений Беляков: http://novosti-n.mk.ua/ukraine/read/46748.html Нормальные люди. Надо ввести в практику психиатрии термин "нудофобия" (как обратная сторона "эксгибиционизма"). Ищи во всем середину, метрон - аристон)).

Евгений Беляков: http://www.night-snow.ru/ Это сайт о нудизме. Много интересного. Например, о лагере хиппи на Гаваях. http://www.night-snow.ru/naturism/istoria-naturisma/350-zateryannyj-raj-lager-khippi-na-gavajyakh

Евгений Беляков: Попробуем через много лет (через 8 лет) после написания первоначальной статьи взглянуть на вещи "со стороны". Откуда берется платье (не как защита от внешней среды)? Женщина становится собственностью. Это 3-е тысячелетие до нашей эры, 5 тысяч лет примерно назад. Собственник не хочет, чтобы товар кто-то увидел до того момента, как он его купит. Фактически, свадьба была актом купли-продажи. Выплачивался даже калым. (При этом современная проституция - просто "сдача женщины в аренду", то есть брак в те времена при полигамии не слишком-то отличался от проституции). Невеста должна была быть девственной и навсегда одетой. Более того, одежда даже закрывала лицо. Все то же реплицируется в современном мусульманском браке. Смотрим дальше. Постепенно, на протяжении тысячелетий женщина обретает свободу, но закон запрещает ей снять одежду полностью. Поэтому женская одежда приобретает особый характер. Она становится красивой, цветной, эротичной, богатой. Скрывает телесные недостатки... Женская одежда имеет особые функции. Она одновременно скрывает и открывает, притягивает и останавливает. Делает женщину таинственной и многообещающей, но и, одновременно, опасной, т.к. это "да" и "нет" одновременно. Мужчина в Индии и Греции мог быть совершенно обнаженным, но это не касалось первоначально женщины. Только в 4 веке до н.э. появились первые скульптуры, изображавшие обнаженных богинь. Со временем табу на обнаженность перенеслось и на мужчин, поскольку поменялась семантика брака, возникла моногамия, моогамный брак. Мужчина и женщина наинают считать себя своего рода "взаимной собственностью". И, естественно, покуда с этим будут связаны любые структуры собственности, все останется по-прежнему. Нудизм связан с отказом от моногамии и от брака в современном смысле слова. То есть от идеи наследства в семье. Моногамия же в значительной степени соответствует биологии (этологии) человека. Соответственно, именно в коммунистических проектах (в утопическом коммунизме) стоит ожидать отказ от табу на обнаженность. Так оно и есть.

Евгений Беляков: Например, в классической "Утопии" Мора мужчина и женщина, вступающие в брак первоначально в присутствии сватов осматривают друг друга в обнаженном виде

Евгений Беляков: http://lifeglobe.net/entry/7377 Ну - движение к обнажению есть))). Если так пойдет, в ХХII веке будет тотальный нудизм. Надеюсь, при этом люди будут заботиться о внешнем виде своего прекрасного тела...



полная версия страницы