Форум » А-Я » Таис Афинская (реальность) » Ответить

Таис Афинская (реальность)

Евгений Беляков: Та́ис (греч. Θαΐς, англ. Thais, Tais) — известная афинская гетера, пользовавшаяся благосклонностью Александра Македонского, впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы. По мнению античных источников (Плутарх, Диодор Сицилийский, Квинт Курций Руф), Таис инициировала поджог дворца Ксеркса в завоёванном Александром Персеполисе (330 год до н. э.). По мнению Плутарха, целью Таис была месть Персии за сожжение Ксерксом Афин летом 480 года до н. э. Кв. Курций Руф утверждал, что Таис и Александр сожгли дворец, «будучи во хмелю». В дореволюционных изданиях фигурирует в написании Фаида. Википедия+кадры из фильма "Откровение Ивана Ефремова"

Ответов - 1

Евгений Беляков: Картина Дж. Рейнольдса, изображающая артистку в ролиТаис Афинской (увы, в одеяниях почти 18 века), о которой идет речь в предисловии И.А.Ефремова к роману "Таис Афинская". Было бы интересно узнать, что за пьеса, кто автор и т.д. В предисловии к роману Иван Ефремов пишет о своей героине как о реальном историческом персонаже: «нет оснований сомневаться в правдивости Плутарха, Арриана, Диодора и других древних авторов, сообщающих о ней». Что же сообщают о Таис древние авторы? Труды историков, современников Александра, до нас не дошли, и основную информацию о нем мы получаем из трудов историков римского времени (Арриана, Плутарха, Квинта Курция Руфа и Диодора Сицилийского). По мнению большинства исследователей, наиболее серьезным источником является труд Арриана «Поход Александра». Арриан сообщает, что Александр сжег царский дворец в Персеполе для того, чтобы отомстить персам за то, что во время вторжения в Элладу они разрушили Афины и сожгли множество греческих храмов. Арриан, однако, не одобряет этого поступка Александра, считая его бессмысленным. Никаких красочных описаний пожара у него нет, как нет и упоминания о греческой гетере. Более красочное описание этого события приведено у Диодора Сицилийского. Во время пира Александра в царском дворце в Персеполе, "одна из присутствовавших женщин, по имени Таис, уроженка Аттики, сказала, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, самым прекрасным будет сожжение царского дворца: пусть он отправится веселой компанией вместе с ними, и женские руки заставят в один миг исчезнуть знаменитое сооружение персов". Пирующие воодушевилась этой идеей. "Тут же набрали множество светильников, прихватили женщин, игравших и певших на пиру, и царь (Александр) выступил в этом шествии под звуки песен, флейт и свирелей. Зачинщицей всего была гетера Таис. Она после царя первая метнула во дворец зажженный факел; то же самое сделали и другие, а скоро дворец и все вокруг было охвачено огромным пламенем". (Следует отметить, что по сложившейся традиции в русских переводах имя Таис (Thaïs) ранее писалось как Фаида. Я везде исправил его на Таис, чтобы избежать разночтений). А вот что пишет Плутарх в жизнеописании Александра: «Однажды, перед тем как снова пуститься в погоню за Дарием, Александр пировал и веселился с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македоняне, узнавшие о происшедшем. Они надеялись, что, раз Александр хочет поджечь и уничтожить царский дворец, значит, он помышляет о возвращении на родину и не намеревается жить среди варваров. Так рассказывают об этом некоторые, другие же утверждают, будто поджог дворца был здраво обдуман заранее. Но все сходятся в одном: Александр вскоре одумался и приказал потушить огонь». Квинт Курций Руф в «Истории Александра Македонского» пишет о Таис как о распутнице: «В то время как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать, а недавно побежденные и покоренные им с пренебрежением относились к его новой власти, он (Александр) еще засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей: этого, мол, ожидают все, чьи города разрушили варвары. К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином; царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: “Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не запалить город?” Все разгорячились от вина и бросились хмельные поджигать город, ранее пощаженный вооруженными врагами. Царь первым поджег дворец, за ним гости, слуги, наложницы. Обширный дворец был построен из кедра, он быстро загорелся, и широко распространился пожар. Когда это увидели в лагере, расположенном недалеко от города, воины, думая, что загорелось случайно, побежали, чтобы оказать помощь. Но подойдя к порогу дворца, видят, что сам царь все еще поддает огня. Вылив воду, которую принесли с собой, они и сами стали бросать в огонь горючий материал». Этим исчерпываются сведения исторических источников о гетере Таис, спутнице Александра, инициировавшей поджог Персеполя (330 г. до н.э.). Правда, гетера с таким именем известна и по другим источникам, однако, нет веских доказательств, что речь идет об одном и том же лице. Согласно позднейшему преданию, гетера Таис была возлюбленной комедиографа Менандра. Афинская гетера Таис - героиня комедий «Таис» Менандра и «Евнух» Теренция. Комедия Менандра до нас не дошла, а у Теренция гетера представлена благородной и великодушной. Вот и все, что нам известно о Таис из Истории. Остальное – плод художественного творчества Ивана Ефремова. Но «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». http://sarmata.livejournal.com/65924.html



полная версия страницы