Форум » А-Я » Хитон, гиматий, пеплос » Ответить

Хитон, гиматий, пеплос

Евгений Беляков: [quote]Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов (в классическую эпоху хитоны с рукавами носили только актёры). Мужской хитон делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и скалывали на плечах пряжками. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Хитон всегда подпоясывался, как правило, с напуском. Его длина зависела от возраста и социального положения человека. Чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны. Воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер. Во время работы надевали особый вид хитона — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.[/quote] [quote]Гима́тий (греч. ἱμάτιον ткань; накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона. В классическую эпоху гиматий представлял собой отрез шерстяной ткани, достигавший 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры. Наиболее распространённый способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. Оставшуюся ткань пропускали под правой рукой, прикрывая тело спереди, а затем закидывали конец через левое плечо назад. Ещё более сложный способ драпировки гиматия назывался «ораторским»; при этом под плащом были спрятаны обе руки. По традиции, гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек. Его никогда ничем не скрепляли, а чтобы он не соскальзывал при движениях, в его край зашивали небольшие свинцовые грузики. О человеке, который слишком бурно жестикулировал во время выступления на агоре или в суде, с насмешкой говорили, что он «подпоясывает свой гиматий». Лишь в эпоху поздней античности гиматий у шеи иногда застегивали фибулой. Гиматий являлся древнегреческой одеждой, использовавшейся на востоке и во времена Византийской империи. Часто встречается на изображениях православных святых.[/quote] Википедия

Ответов - 2

Евгений Беляков: ХИТОН

Евгений Беляков: ПЕПЛОС У Гомера слово пеплос обозначает собой длинную, достигавшую земли одежду, надевавшуюся прямо на тело и оставлявшую один бок открытым. Руки также оставались открытыми, откуда обычный эпитет гречанок — белорукие (греч. λευκώλενοι). Ткань пеплоса была обыкновенно цветная: упоминаются шафрановый, ярко-красный и смешанные цвета (греч. ποικίλος πέπλος, «пёстрый пеплос»); нередко пеплос украшался вышивками. Необходимой принадлежностью пеплоса был пояс (греч. ζώνη). Снятый пеплос служил подстилкой на сиденьях и на колесницах; в пурпурный пеплос была завернута золотая урна с прахом Гектора. В послегомеровскую эпоху пеплос продолжал существовать, но украшался с восточной роскошью, против которой иногда раздавались протесты со стороны законодателей. Радикальная перемена моды произошла, по Геродоту, в середине VI века до н. э., когда вошли в употребление ионийские фасоны. Показание Геродота подтверждается данными керамики: на вазах с черными фигурами (архаический стиль) пеплос — обычная одежда, на вазах из переходной эпохи (середина VI века до н. э.); архаическая одежда встречается в соединении с ионийской, на вазах с красными фигурами архаический пеплос уже не попадается. В новую эпоху (с V века до н. э.) слово пеплос утратило свое первоначальное значение и стало употребляться в неопределенном значении одежды вообще; лишь в смысле одежды героев, богов и певцов на сцене, а также богини Афины сохранилось архаическое значение слова. Пеплос богини Афины ежегодно в торжественной процессии провозился по всему городу в храм богини во время Панафиней; подобно парусу, он прикреплялся к мачтам священного корабля и выставлялся напоказ всему народу. Над его изготовлением трудились под руководством жриц богини особые ткачихи, в течение целого года украшая одежду узорным рисунком, изображавшим битву богов с гигантами, в которой участвовала сама богиня. У римлян пеплосу соответствовала палла.



полная версия страницы