Форум » А-Я » Генная память (лекция 5.2.2012) » Ответить

Генная память (лекция 5.2.2012)

Евгений Беляков: План лекции. 1. Вступительные слова. 2. Иван Ефремов. Постановка вопроса. Вопрос к слушателям… 3. Генетическая память в поэзии Сер. Века. 4. Биология. Натурфилософия. 5. Мировоззренческие выводы. 1. Я сегодня выступаю с необычной темой. Скорее мировоззренческой, философской и даже натурфилософской. Литературоведение будет лишь частью рассмотренных вопросов. Но при этом мне хотелось бы сказать несколько слов о том, о чем здесь я предполагаю НЕ говорить. Я не буду здесь обсуждать вещи, которые стали особенно популярны в последнее время, связанные с оккультной тематикой и с парапсихологией. Хотя генетическая память, которую мы здесь будем обсуждать, некоторые были бы рады записать в один ряд с переселением душ, спиритизмом и прочим из этой серии. Я бы хотел оставаться на почве науки. [more]Поэтому часть вопросов, которые так и не стали научными, я просто отметаю. Хотя некоторые исследователи связывают их с генной памятью. Я здесь не буду говорить, например: 1) о биополе, 2)о биосубстанции, 3) о морфогенетическом поле Шелдрейка, 4)о митогенетических лучах Гурвича, 5) я не считаю доказанным реинкарнацию, «переселение душ», но об этом придется сказать все-таки несколько слов, 6) ничего о телепатии, 7) ничего о парапсихологии, 8) ничего не скажу о выходе из тела и полетах во сне и наяву, 9) ничего не скажу о летающих тарелках и т.д. Я думаю, вся эта область оккультных тем и недоказанных явлений – это своего рода литературный жанр. И я прошу на меня не обижаться, что все эти весьма и весьма занимательные темы будут оставлены за границами нашего рассмотрения. Хочется остаться на научных рельсах. Хотя конечно, то, о чем здесь будет говориться – это не теория, а всего лишь ГИПОТЕЗА. Причем – касающаяся очень важных и сложных мировоззренческих вопросов. 2. Начну с того, что я уже несколько лет занимаюсь изучением литературного творчества выдающегося советского фантаста Ивана Антоновича Ефремова. (Кстати, Ефремов, как это мне как раз и удалось выяснить, в те годы, когда поэзия Серебряного Века была под запретом, был ее знатоком и почитателем. И в своих научно-фантастических романах все время цитировал Волошина, Гумилева, не называя их фамилий, иначе романы не были бы опубликованы. Вот эту «подпольную» кухню мне удалось расшифровать, наверно, впервые). Как раз в связи с этим интересом или настроем, видимо, у Ивана Антоновича появилась и мысль о генетической памяти человечества. Впервые гипотеза генетической памяти как памяти поколений появляется у Ефремова в небольшом рассказе "Эллинский секрет" 1942-1943г., за год до открытия (1944г.) того факта, что ДНК - вещество, которое содержит всю наследственную информацию во всех живых организмах, и за 20 лет до открытия в 1953г. структуры ДНК. Рассказ не был напечатан в издававшемся в те годы сборнике рассказов Ивана Антоновича. Вероятно, дело в том, что гипотеза генетической памяти затрагивала многие мировоззренческие и философские вопросы, которые боялись тогда поднимать. Такое было тогда время. ЭЛЛИНСКИЙ СЕКРЕТ. Рассказ был написал во время войны. У профессора Файнциммера появился необычный пациент. Молодой лейтинант, вышедши только что из госпиталя с травмой руки. У него галлюцинации. До войны он скуптор. Его любимая девушка - Ирина. Он решил создать статую любимой девушки, но собирался сделать ее из слоновой кости. Но началась война и замысел молодого скульптора не был воплощен. После ранения оказалось, что он не может работать левой рукой, то есть мечта создать статую повисла в воздухе. И вот тут, на фоне этой неудачи его и стали посещать странные видения. Оказалось, что это проявления памяти предков, древних греков. В время одной из таких галлюцинаций скульптор вошел в мастерскую своих предков, которые тоже были скульпторами и увидел рецепт создания жидкой слоновой кости. Он смог его переписать и вместе с профессором они его расшифровали, перевели с греческого. И скульптор смог создать статую, изображающую его девушку... Хэппи энд. Я несколько раз встречался с похожими случаями. Один случай произошел с моей подругой Зиной Химельбрандт. Ее муж - художник-кузнец. Его предки - тоже кузнецы, происходят они из Италии. Так вот один из секретов ковки, бывший семейной тайной, был утрачен. Был прочно забыт всеми членами семейного клана. С пятнадцатого века его никто из них не знал. Но потом, уже в начале двадцатого века один из членов семьи увидел текст заветного рецепта во сне. Второй случай произошел с женщиной, которая не хотела бы называть своего имени: в интернете она Эва Кун. Она переводчица, полиглотка. Вот ее рассказ. "Когда я изучаю очередной иностранный язык, я начинаю мучиться оттого, что не умею СВОБОДНО на нем говорить. Но вот часто во сне я беседую с носителями этих языков и без проблем общаюсь. Я свободно говорю на немецком, английском, китайском! (Хотя нужно отметить, посторонних языков во сне не было, только те, которые я изучаю). Я просыпалась в какой-то эйфории! Я думала в первые мгновения пробуждения: оказывается, это так легко! А потом... тык-мык... и снова все забываю! Но самый интересный случай произошел со мной лет десять назад. Я тогда интенсивно изучала конфуцианство и читала в оригинале (на древнекитайском) знаменитый "Луньюй" Конфуция (эдакая китайская библия). И мне не давалась одна фраза! Я ее и так и эдак пыталась перевести! Все не то! И вот ночью во сне ко мне... приходит Конфуций и начинает мне объяснять... нет, не основы своего учения, а ГРАММАТИКУ древнекитайского языка. И все на примере этой фразы. Я проснулась и сразу ее записала. Представляете? Такое удивительное ощущение! Нужно подчеркнуть, что такие сны для меня нетипичны. Кстати, я говорила с Конфуцием на древнекитайском языке! Оба случая произошли с людьми, которым я доверяю в достаточно высокой степени. И таких случаев я могу привести еще несколько (я специально расспрашивал разных людей). Может быть, кто-то из сидящих тут смог бы что-нибудь вспомнить из своей жизни или из жизни близких ему людей? Так действительно ли она существует, эта генная память поколений? В романе «Лезвие бритвы» Ефремов рассказал всю известную ему предысторию проблемы. Наш знаменитый этнограф и писатель Тан-Богораз еще раз в 1923 году в книге «Эйнштейн и религия» пророчески заявил, что сновидения о прошлом могут относиться даже к палеолиту, потому что в их возникновении участвуют древние структуры мозга, сохранившие отпечатки прошлых времен. Есть основание думать, что здесь мы имеем дело с очень редким случаем проявления подсознательной памяти, «мемори оф дженерейшиз», как назвал ее один английский психолог, или «наследственной информации», как скажут в терминах кибернетики современные ученые. Это память гигантского, невообразимого объема закодирована организмом для работы в области подсознательного. Лишь в особых случаях и, вероятно, только у человека она может прорваться в сознание с возможностью раскодирования ее в мыслеобразах… В очень древние времена египтяне, а позднее индийцы уже знали о сложном устройстве и глубине человеческой психики, чему мы, европейцы, до сей поры не можем научиться, даже в двадцатом веке… Египтяне считали, что душа человека состоит из семи различной сложности отделов. Из них назову Ка, или душу тела – его рефлексологию, Ба – душу дыхания или инстинктов, Кхабу, или тень тела, Акху – сумму чувств в восприятии разума и, наконец, то, что имеет для нас сейчас наибольший интерес, – Себ, пятая душа, наследственная, переходящая из тела в тело. Выражаясь современным языком, вместилище памяти поколений. Семерное же деление психики принимали в древности индийцы. У них четвертая душа, или Кама-рупа, тоже несла в себе память прошлого, но только в виде инстинктов, а не сознания, как пятая душа египтян… Шаг ближе к пониманию психических сил человека сделал Юнг. Его «коллективное подсознательное» гораздо шире охватывает явления, чем фрейдовское подсознание, и приближается уже к современному понятию ноосферы. Юнговское подсознательное объемлет и то, что у других авторов называется сверхсознанием и состоит из равного соотношения темных и добрых сил, говоря образно – ангелов и дьяволов… Наследственная память человеческого организма – результат жизненного опыта неисчислимых поколений, от наших предков – древних рыб до человека, от палеозойской эры до наших дней. Эта инстинктивная память клеток и организма в целом есть тот автопилот, который автоматически ведет нас через все проявления жизни, борясь с болезнями, заставляя действовать сложнейшие автоматические системы нервной, химической, электрической и невесть еще какой регулировки. Чем больше мы узнаем биологию человека, тем более сложные системы мы в нем открываем. Все они ведут к главной цели – независимости организма от непосредственного воздействия окружающего, следовательно, к устойчивости и независимости мышления путем создания постоянства условий внутри тела человека, так называемого гомеостазиса. Кроме того, для успешного выживания нужен опыт верного выбора. Это подсознательно ведет человека к чувству красоты, ощущению вредности места или пищи – всему тому, что в наиболее ярких проявлениях раньше приписывалось божественному наитию. Накопление индивидуального опыта в подсознательном часто ведет ученых к внезапным, интуитивным открытиям, на деле же это результат очень длительного, но подсознательного выбора фактов и решений. Иногда какие-то ощущения из накопленной памяти прошлого опыта поколений ведут к возникновению галлюцинаций, хотя, как правило, галлюцинации возникают при болезненном расщеплении нормальной мозговой деятельности. Но я имею в виду лишь инвертные, обратимые галлюцинации, возбужденные в сознании какими-то выскочившими из необозримого фонда памяти частицами. Они ведут нас к головокружительной возможности – заглянуть через самого человека в бездну миллионов прошедших веков его истории, пробуждая в его сознании закодированный памятный фонд. Первая по времени научная постановка проблемы генной памяти в начале нашего века принадлежит писателю Андрею Белому. Он формулировал возможность «палеонтологической психологии» и говорил об отношении к слоям подсознания, вписанным в нашу психологическую структуру как к ископаемым пластам в геологии. Беседовавший с писателем геолог Алексей Петрович Павлов принял эту возможность и внес свои коррективы. Он также может считаться пособником первых шагов на пути к пониманию огромной и сложной памяти поколений. Наша задача не только расщепить сознание и подсознание, но вскрыть подсознательную память и, отразив ее в сознании, получить расшифровку. Вдумываясь в проблему, чувствуешь, насколько она близка к оккультным идеям, воскрешающим теорию реинкарнации: переселение душ. Можно, конечно, поработать с большим количеством «данных», приводящихся в околонаучной оккультной литературе. Но это занятие сомнительное. Все эти сведения уже сильно скомпрометированы. Там всегда было много недостоверного, хотя и отвергать все скопом не стоит. Во всяком случае – почва качается. 3. А вот что если исследовать произведения литературы, поэзию? Но и другие искусства, например, кино? Например, фильм Андрея Тарковского «Зеркало» напрямую затрагивает эту тематику. В фильме этом есть такое место, где говорится о бессмертии, идут какие-то старые кинокадры, солдаты бредут по воде, тащат пушки, лафеты, и звучат стихи Арсения Тарковского. Вот они: Жизнь, жизнь I Предчувствиям не верю, и примеìт Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда Я не бегу. На свете смерти нет: Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет, Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете. Мы все уже на берегу морском, И я из тех, кто выбирает сети, Когда идёт бессмертье косяком. II Живите в доме — и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нём. Вот почему со мною ваши дети И жёны ваши за одним столом, — А стол один и прадеду и внуку: Грядущее свершается сейчас, И если я приподымаю руку, Все пять лучей останутся у вас. Я каждый день минувшего, как крепью, Ключицами своими подпирал, Измерил время землемерной цепью И сквозь него прошёл, как сквозь Урал. III Я век себе по росту подбирал. Мы шли на юг, держали пыль над степью; Бурьян чадил; кузнечик баловаìл, Подковы трогал уìсом, и пророчил, И гибелью грозил мне, как монах. Судьбу свою к седлу я приторочил; Я и сейчас в грядущих временах, Как мальчик, привстаю на стременах. Мне моего бессмертия довольно, Чтоб кровь моя из века в век текла. За верный угол ровного тепла Я жизнью заплатил бы своевольно, Когда б её летучая игла Меня, как нить, по свету не вела. <1965> Я перелистал весь томик – очень похоже, что поэт Арсений Тарковский переживал некие состояния, которые можно связать с генной памятью. В плане исследования генной памяти особенно яркие примеры таких переживаний, отраженные в стихах, мы находим в поэзии Серебряно века. Тут существовала целая поэтическая тема, которую в литературоведении называют "ПРАПАМЯТЬ" - такое стихотворение написал Николай Гумилев. Вот оно: Н.Гумилев Прапамять И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда. Бушует пламя, трубят трубы, И кони рыжие летят, Потом волнующие губы О счастье, кажется, твердят. И вот опять восторг и горе, Опять, как прежде, как всегда, Седою гривой машет море, Встают пустыни, города. Когда же, наконец, восставши От сна, я буду снова я, — Простой индиец, задремавший В священный вечер у ручья? А вот - другое стихотворение Гумилева: («Стокгольм») Стоял на горе я, как будто народу О чем-то хотел проповедывать я, И видел прозрачную тихую воду, Окрестные роши, леса и поля. «О, Боже, — вскричал я в тревоге, — что если Страна эта — истинно родина мне? Не здесь ли любил я и умер не здесь ли, В зеленой и солнечной этой стране?» И понял, что я заблудился навеки В глухих переходах пространств и времен. А где-то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен. И еще одно стихотворение, посвященное таким же состояниям и переживаниям. Гумилев Сонет Я верно болен: на сердце туман, Мне скучно все, и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган. Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый, Свирепый гунн… я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян. Молчу, томлюсь, и отступают стены — Вот океан весь в клочьях белой пены, Закатным солнцем залитый гранит, И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами, Мы дрались там… Ах, да! я был убит. Волошин в этом плане требует особых исследований. Я приведу здесь всего два небольших отрывка. …Так, высвобождаясь От власти малого, беспамятного «я», Увидишь ты, что все явленья —Знаки, По которым ты вспоминаешь самого себя, И волокно за волокном сбираешь Ткань духа своего, разодранного миром. И еще: Весь трепет жизни всех веков и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. Александр Блок. Из цикла «итальянских стихов». Слабеет жизни гул упорный. Уходит вспять прилив забот. И некий ветр сквозь бархат черный О жизни будущей поет. Очнусь ли я в другой отчизне, Не в этой сумрачной стране? И памятью об этой жизни Вздохну ль когда-нибудь во сне? Кто даст мне жизнь? Потомок дожа, Купец, рыбак, иль иерей В грядущем мраке делит ложе С грядущей матерью моей? Быть может, венецейской девы Канцоной нежной слух пленя, Отец грядущий сквозь напевы Уже предчувствует меня? И неужель в грядущем веке Младенцу мне - велит судьба Впервые дрогнувшие веки Открыть у львиного столба? Мать, что' поют глухие струны? Уж ты мечтаешь, может быть, Меня от ветра, от лагуны Священной шалью оградить? Нет! Всё, что есть, что было, - живо! Мечты, виденья, думы - прочь! Волна возвратного прилива Бросает в бархатную ночь! 26 августа 1909 Блок свои «генетические» воспоминания о прошлом переносит в будущее (не зная, куда их деть). Это некое видение: мраморные львы, звуки канцоны, любовная связь «веницейской девы», рождение ребенка, открывающего глаза у «львиного столба»… Обратимся теперь к поэзии Анны Ахматовой. Вот стихотворение, написанное ею в эвакуации. Анна Ахматова «Это рысьи глаза твои, Азия...» Это рысьи глаза твои, Азия, Что-то высмотрели во мне, Что-то выдразнили подспудное И рожденное тишиной, И томительное, и трудное, Как полдневный термезский зной. Словно вся прапамять в сознание Раскаленной лавой текла, Словно я свои же рыдания Из чужих ладоней пила. 1945 Возможно, следующее стихотворение Анны Андреевны - самое красивое во всей русской поэзии. Оно, к сожалению, мало известно, как вообще ее творчество, которое замалчивали в СССР, но так по-настоящему и не раскрыли и не узнали люди по сей день. ИЗ НАБРОСКОВ К ТРАГЕДИИ "ПРОЛОГ, ИЛИ СОН ВО СНЕ" А. Ахматова. Говорит он: Оттого, что я делил с тобою Первозданный мрак, Чьей бы ты ни сделалась женою, Продолжался я теперь не скрою) Наш преступный брак. Мы его скрывали друг от друга, От людей, от бога, от конца, Помня место дантовского круга, Словно лавр победного венца. Видел новобрачною во храме, Видел и живою на костре, Видел и побитою камнями, И игрушкой в демонской игре. Отовсюду мне в глаза глядела, Отовсюду ты меня звала. Душу мне и это тело Ты, как богу жертву, отдала. Ты одна была моей судьбою, Был я для тебя на все готов. Боже! Что мы делали с тобою Там, совсем в последнем слое снов, Кажется я был твоим убийцей Или ты? Не помню ничего... Римлянином, скифом, византийцем Был свидетелем я срама твоего. И ты знаешь, я на все согласен: Прокляну, забуду, дам врагу. Будет светел мрак и грех прекрасен, Одного я только не могу - То, чего произнести не в силах, А не то что вынести, скорбя,- Лучше б мне искать тебя в могилах, Чем чтоб вовсе не было тебя. Но маячит истина простая: Умер я, а ты не родилась... Грешная, преступная, святая - Но она должна быть - наша связь. . 4. Теперь немного теории. Несколько лет тому назад мы с женой и детьми жили в предгорье Кавказа, в казацкой станице на речке Тегинь (туда забросила судьба). Я бродил по берегам этой живописной речки и отходил от станицы километров на 10 вверх по течению. Иногда приходилось идти по воде, иногда по берегу вилась едва видная тропинка… Где-то там, вдали, мне говорили, есть таинственное Черное Озеро, есть также удивительно красивый источник Тегиня. (Кстати, Тегинь, по-моему, по-тюркски означает “принц”, “сын хана”, что-то в этом роде). До этих мест я не дошел, но обнаружил на берегу странные, необыкновенные вещи - АММОНИТЫ. Спиралевидные окаменелости. Это остатки древних животных, место обитания которых - морское дно. Аммониты были огромные, до метра в диаметре. Значит когда-то очень давно, на месте этих возвышенностей было - МОРЕ?! Я собрал целую коллекцию. Я не уверен, что собранные мной аммониты имеют большую научную ценность. Некоторые из них я привез в Москву, но никто ими не заинтересовался из знакомых биологов (хотя, правду сказать, мои “камни” я так и не собрался показать профильным спецам в МГУ). Но они имеют глубоко символическую ценность: ведь СПИРАЛИ - ЭТО СИМВОЛ ВСЕЛЕННОЙ, ОНИ ИЗОМОРФНЫ ГАЛАКТИКАМ и т.д. Этот «закон» (точнее – сумма наблюдений) был известен еще в древности. Он содержится в документе, который называется «Изумрудная скрижаль». Звучит он там так: «Что вверху, то и внизу». То есть речь идет о структурных аналогиях в разных СЛОЯХ реальности. Кроме того, они иллюстрирует еще и другой закон диалектики: СЛОИ ЭВОЛЮЦИИ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ. Истрия геологических периодов как бы написана буквами останков биологических организмов. Организм погибает и становится “законсервированным фактом” в биосфере. Он является как бы словом или буквой или иероглифом в этом слое, который соответствует времени, когда он погиб. И мы находим древние существа. И по останкам, по окаменелостям этих древних существ, будь то аммониты или какие-то другие древние существа, жившие много тысячелетий назад, мы можем диагностировать тот слой, который в данный момент раскопан. И вот именно это есть своего рода память слоя, память сферы. Земля - это некий камень, некий кристалл, где записана история Земли. Кора Земли напоминает пластинку или компакт-диск, на котором записана история планеты. И история геосферы записана буквами биосферы. Аналогично (применим “закон изоморфизма слоев”!) - история ноосферы (точнее - психосфры) должна быть записана буквами биосферы. Биосфера же состоит из ЖИВЫХ организмов. И это значит, что живые эти организмы должны иметь ВКРАПЛЕНИЯ психик уже погибших организмов. Такие “вкрапления” должны передаваться от одного поколения к другому, и значит - храниться в генах. Это и есть генная память. Но это означает, что приобретенные в течение жизни качества каким-то образом записываются в генотип, в гены. Этого не может быть, скажет биолог. Это - ламаркизм. Но как опровергается ламаркизм? Мышке отрезают хвостик и смотрят, передадутся ли приобретенные свойства по наследству. Ламаркизм - передача по наследству приобретенных свойств. Хвостик у мышонков отрастает. Ламаркизм опровергнут. Генная память - приобретенное свойство. Я ЗАПОМИНАЮ что-то в моей собственной, личной истории, это нечто вроде отрезанного хвостика. Но все-таки такого рода опровержение - слишком ГРУБОЕ для генной памяти. Гены для хвоста могут оставаться, а память все-таки может передаваться. Об этом (о нарушении так называемого “соматического барьера”, то есть о возможности записи в генах приобретенной в ходе онтогенеза информации) книга Э.Стилла и др. “Что если Ламарк прав?” В настоящее время в биологии нет представиления о том, как из памяти человека, которая, вероятно, связана с головным мозгом, генная память может быть передана клеткам "зародышевой линии", в результате мейотического деления которых возникают половые клетки. Известны, например, ретровирусы, которые могут встраиваться вДНК. Есть также механизмы обратной записи из РНК в ДНК, которые участвуют в ремонте клеток и генов клетки. Но они могут оказаться многофункциональны. То есть то, что биологи называют соматическим барьером, который не дает возможности переписывать приобретенную информацию в течение жизни в ДНК, в хромосомы – этот барьер теоретически проходим, и памятная информация в принципе могла бы попасть в гены, но не известно, как это происходит на самом деле. Вероятнее всего здесь каким-то образом задействованы клетки крови, которые могут нести транспортные функции, но и вообще функции носителей генной памяти. Поэтому, возможно, даже и оправдаются народные представления, что кровь в каком-то смысле есть носительница наследственности. Говорят же: "У него голубая кровь". Также из сказанного следует, что, вероятно, здесь мы встречаемся, скорее всего, с тончайшими и великолепно выстроенными молекулярными механизмами, которые очень легко разрушить грубым медикаментозным вмешательством. Можно себе представить, что какие-нибудь химические вещества, которые употребляются, скажем, для лечения СПИДа, будут разрушать этот механизм и уничтожат всю ту огромную информацию, которую биосфера копила в наших генах миллионы лет. Не случайно, эта проблематика вообще возникает в эпоху, когда в литературе появляется роман Айтматова "И дольше века длится день", повствующий о манкуртах, биороботах, потерявших память: в легенде один из них даже убивает свою мать, не узнав ее. 5. Если генная память существует, то все мы ВЕЧНЫ и представляем собой ОДНО ЕДИНОЕ СУЩЕСТВО с именем Космический Человек. Ведь целостность личности образует память - следовательно, “генная память” - это и есть желанное бессмертие человека! Соединение наших генов в будущем - разве не означает оно гораздо более глубокое родство людей, чем это обычно считается? Если верна гипотеза, которой посвящен роман Ефремова “Лезвие бритвы”, это будет означать, что самые заветные наши мечты - сбываются. Целостность сознания связана с его непрерывностью во времени. Тем не менее, когда мы засыпаем, мы перестаем осознавать себя. Когда мы утром открываем глаза, некоторое время мы еще не понимаем, где мы, когда мы, кто мы. Постепенно непрерывность переживаний восстанавливается, и происходит это тогда, когда мы начинаем ВСПОМИНАТЬ, сопоставляя открывшуюся нашим глазам реальность (например, комната, окно, шкаф…) и те воспоминания, которые эти образы в нас возбуждают. Итак, если когда-нибудь у моего потомка в результате неизвестно каких воздействий (гипноз? особые вещества? техника концентрации на внутреннем мире, родственная йоговской?) пробудятся слои генной памяти, по какой-то причине (которую еще предстоит исследовать) заторможенной у обычного человека, то тогда этот мой потомок будет воспринимать СЕБЯ КАК МЕНЯ или МЕНЯ КАК СЕБЯ. Аналогично тому, как я ощущаю единство себя сегодняшнего с собой вчерашним (то есть до перерыва, вызванного состоянием сна). Следовательно, "генное бессмертие" не лишит нас боли, ужаса смерти, когда бунтуют, наверно, все инстинкты и пр. Но знать, что какой-то потомок вспомнит, что когда-то был мной, то есть что восстановится НЕПРЕРЫВНОСТЬ моей личности - это все равно, что знать, что когда-нибудь проснешься, что смерть со всей ее болью - все-таки всего лишь подобие сна. Вот что способно придать спокойствие и мужество. Но так как гены постоянно перемешиваются, человек, пробудивший свою генную память, одновременно отождествит себя с огромным количеством людей и существ, своих непосредственных предков, со всей своей филой (эволюционной ветвью). Точнее сказать: со всем своим огромным родословным древом, коренящимся в животном и даже растительном мире. То есть в некотором вполне конкретном смысле он ощутит себя Единым Субъектом, если только мощь ощущений окажется для него посильной. И не в том ли миссия этноса, чтобы нести в будущее психологический опыт этнического коллектива? Что означает: ценность любого этноса гораздо выше, чем можно было бы себе представить. Она - в его уникальности, поддерживающей разнообразие генной информации человечества. В том этническом генном “музее”, который этнос должен в свое время передать этносу-потомку… Но столь же ценным является тогда и разнообразие личностей! Если генотип одного человека, отличается от генотипа другого человека, скажем, на 1-2%, то, учитывая, что людей на планете миллиарды, общая память, общий генофонд человечества колоссально велик. Если бы все люди были бы похожи один на другого (например, возникли бы как клоны из пробирки ученого), то генофонд не смог бы выполнить своей задачи по сохранению генной памяти. Каждый человек, сам того не подозревая, вероятно, выполняет важнейшую задачу, порученную ему природой - он несет свою долю генной памяти. И это возможно лишь потому, что он отличается от других людей. Генная память - материальна. А следовательно - конечна. Можно предположить, что одна из функций эмоционального аппарата человека - отбор впечатлений для записи в генах. Вероятно, записываются наиболее редкие события, сопровождающиеся сильной эмоциональной реакцией: самое красивое, самое ужасное, самое опасное и вызвавшее самое сильное потрясение. Вероятно генная память - некое подобие Музея Человечества, где восоздаются высшие достижения мысли и духа, высшие переживания, главные уроки жизни, лучшие рукописи, которые поистине не горят. На жизненную рутину там места не хватит… Как тут не вспомнить о многоруком и многоглазом Пуруше индийской философии! Как ни вспомнить индийскую адвайту! Старинная мудрость “делай другим то, что (в данной ситуации) сам хотел бы получить от них” (“Золотое правило нравственности”) оказывается, скорее, теоремой: я и есть этот “другой”, все мы - один и тот же Сверхсубъект. Ведь истинность гипотезы генной памяти означала бы реальное бессмертие каждого человека: хотя нам всем предстоит пройти боль и страх физической смерти, но мы возродимся в наших потомках, в их (нашей) памяти. Эта гипотеза ничуть не противоречит материализму. Вот теперь я перехожу на "скользкую почву", и меня могут обвинить в религиозном загибе. Сейчас я попробую дать интерпретацию некоторым христианским (вообще религиозным) понятиям. И первое такое понятие - ВОСКРЕСЕНИЕ. (Не слабо - да?) Н.Ф..Федоров прославился своей теорией научного воскрешения отцов. Но если мы И ТАК не умираем, то есть если останки нашей истории жизни сохраняются в заторможенном виде в психике наших потомков, то вопрос можно сформулировать так. ЧЕМ ЖЕ СТАНОВИТСЯ ПРИ ЭТОМ "НАУЧНОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ ОТЦОВ"? С точки зрения гипотезы генной памяти, воскрешение отцов - это АКТ ВСЕОБЩЕГО ВСПОМИНАНИЯ отцов и матерей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек и т.д. Тогда религия, если она готовит человека к Воскресению, подготавливает его к воспоминанию предков. Видимо не сразу человек может это осуществить, и, наверняка, не в этом поколении генная память может быть "приподнята" из глубин подсознания как из океана... Из ОКЕАНА? Из ПОТОПА? Понятно теперь, что такое долгая ЖИЗНЬ библейских патриархов: это несколько поколений живущий один и тот же человек в ряду своих потомков, не забывающий своей жизни... А потом наступает потоп, то есть событие вовсе не физическое (это только метафора), но нечто, происходящее внутри человека, меняющее устройство его психики: его ВОСПОМИНАНИЯ уходят на дно психики, в подсознание! Очевидно, также меняется физиология мозга, возникают новые связи и типы нервных контактов... Почему? Зачем? Наверно, чтобы повысить устойчивость мозга, ведь жизнь с таким количеством воспоминаний практически невозможна - старое "забивает" новое. В "Евангелии от Иоанна" Иисус говорит ученикам перед распятием: "Я в вас и вы во Мне". Это означало бы: "Часть моей памяти в вас, часть вашей - во мне". Мы все - единое, бессмертное существо, единые даже с животными и растениями. Единые не в смысле - братья, родственники, а в прямом и четком смысле как Единое Существо, живая Биота. И потому не страшна никакая смерть. ----------------------------------------------------------------------------------------[/more]

Ответов - 1

Евгений Беляков: Механизм генной (генетической) памяти открыт. http://hightech.fm/2016/03/30/epigenetic-memories



полная версия страницы