Форум » Русский Крым » Максимилиан Волошин, Коктебель » Ответить

Максимилиан Волошин, Коктебель

Евгений Беляков: В Коктебеле Волошин создал ЦЕНТР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. У него в гостях побывало (и не только побывало, но и жило, общалось, творило) огромное количество наиболее выдающихся представителей русской культуры того времени. Эти факты мало известны, так как в советское время имя Волошина было под запретом. И оно постепенно стерлось в памяти людей. Я помню, были только выставки акварелей, а стихи никто не знал. Их не издавали. Это побуждает меня попытаться собрать здесь некоторые факты из его жизни. Именно Ефремов пытался хоть как-то, хоть и не называя автора, донести его поэзию людям. Хотя бы в эпиграфах, хотя бы в цитатах в устах воображаемых людей далекого будущего.

Ответов - 29 новых, стр: 1 2 All

Евгений Беляков: Волошин родился в 1877 году. Вот его фотография с матерью, Еленой Оттобальдовной Волошиной в 6 лет. Чем отличался будуший великий русский поэт от других детей? Может быть, сосредоточенностью взгляда? А это - фотография 1892 года, где Волошин - 15-летний лицеист. Через год они с матерью (отец уже умер) переедут в Феодосию.

Евгений Беляков: Вот так выглядела Феодсия на рубеже 19 и 20 го веков. [img]http://f5.s.qip.ru/w5qyEAVK.pnghttp://f5.s.qip.ru/w5qyEAVK.png[/img] А так она выглядит сейчас: Это мой снимок, он отличается от предыдущего тем, что сделан сверху, с холма Митридата, где уже нет Музея древностей, напоминавшего античный храм, он был уничтожен фашистскими бомбардировками во время Великой Отечественной войны. Те же одноэтажные домики, но между ними выросли (наверно, в хрущевское время) пятиэтажки. Когда пытаешься сравнить старое и новое, возникает удивительное чувство "портала времени"... На протяжении этого рассказа мы еще встретимся с этим чувством не раз.

Евгений Беляков: Та, прежняя Феодосия, во многом была городом Айвазовского. Волошин в будущем отрицал влияние Айвазовского на свое художественной творчество. Но это несправедливо: любой, кто знаком с картинами обоих художников может найти сходство и влияние неоспоримо. Семья Айвазовского. А это - одна из картин. Мне кажется, в этой картине имеется некое сходство с акварелями Волошина (по цвету и свету).


Евгений Беляков: А это уже портрет 1903 года. "Уже через год я был исключен из университета за студенческие беспорядки и выслан в Феодосию. Высылки и поездки за границу чередуются и завершаются ссылкой в Ташкент в 1900 году. Перед этим я уже успел побывать в Париже и в Берлине, в Италии и в Греции, путешествуя за гроши пешком, ночуя в ночлежных домах. 1900 год, стык двух столетий, был годом моего духовного рождения...". Но как ни пытается предстать здесь Волошин бомжом и бродягой, в этот период он тесно общается с элитой русского заграничного общества: с Брюсовым, Блоком, Мережковским, Сомовым, Грабарем, Бенуа, Лансере... Проходит школу живописи в парижских мастерских.

Евгений Беляков: Это - портреты нескольких "звезд" тогдашней художественной и литературной тусовки того времени, связанных тогда с Волошиным. Среди них Вячеслав Иванов, сыгравший столь трагическую роль в судьбе Волошина. Оккультизм, мистицизм, буддизм, теософия, антропософия, Рудольф Штейнер и прочие таинственные учения безумно его привлекают. В 1906 году Волошин женится на красавице Маргарите Сабашниковой.

Евгений Беляков:

Евгений Беляков: И вот, я думаю. именно в этот период у Волшина возник проект Дома как общины художников. поэтов, писателей... Но прежде всего - это был, наверно, Дом для Маргариты, для его возлюбленной. Прекрасный камень должен быть в прекрасной оправе. Вот так выглядела его прекрасная МЕЧТА (и ведь он ее воплотил). А вот так выглядел изначально коктебельский дом Волошиных.

Евгений Беляков: Сюда, к матери (к Пра) привозит Максимилиан красавицу Маргариту.

Евгений Беляков: Но, наверно, не складывается личная жизнь Макса и Амори. Все не так просто в этом мире... Через какое-то время Маргарита влюбляется в знаменитого Вячеслава Иванова. Они предлагают "жить втроем" или даже "вчетвером" (Иванов, к тому же. уже женат), по моде того века, но Волошину это было невозможно... Почему-то он оказывается устаревшим, консервативным, не модным. Уезжает снова в Коктебель.

Евгений Беляков: Это был очень сильный удар. Любовь была слишком глубока... Вот что удивительно, Волошину был свойственен дар предвидения. И этот разрыв он предвидел. Еще написал тогда такое стихотворение: Блуждая в юности извилистой дорогой, Я в тёмный Дантов лес вступил в пути своём, И дух мой радостный охвачен был тревогой. С безумной девушкой, глядевшей в водоём, Я встретился в лесу. «Не может быть случайна, — Сказал я, — встреча здесь. Пойдём теперь вдвоём». Но, вещим трепетом объят необычайно, К лесному зеркалу я вместе с ней приник, И некая меж нас в тот миг возникла тайна. И вдруг увидел я со дна встающий лик — Горящий пламенем лик Солнечного Зверя. «Уйдём отсюда прочь!» Она же птичий крик Вдруг издала и, правде снов поверя, Спустилась в зеркало чернеющих пучин… Смертельной горечью была мне та потеря. И в зрящем сумраке остался я один. 16 мая 1907 Москва Солнечным зверем был Вячеслав Иванов.

Евгений Беляков: На фоне трагичности внутренних, душевных событий обостряются способности творчества. В то время Волошин обретает некое духовное равновесие, даже облик его преображается. В нем появляется что-то греческое. Это особенно видно на его портрете тех времен на фоне греческой маски.

Евгений Беляков: И, я думаю, именно сейчас стоит познакомить читателя с художественным творчеством Волошина. Потому что, хотя и принято говорить о Волошине как о выдающемся русском поэте, столь же велик был его дар художника. Я (автор этих строк) открыл некогда для себя метод погружения в прошлое. Я назвал его "Портал времени". Речь идет об окружении себя информацией о времени, куда хочешь совершить "путешествие" (картины, гравюры, фотографии). И надо обязательно быть в том месте. И тога стоит найти ту точку, с которой художник смотрел на пейзаж, изображенный на той или иной картине или акварели, как возникает чудесное чувство деперсонализации, и ты как бы отождествляешься с художником... Я приведу волошинские акварели и свои фотографии... Может быть, сопоставляя то и другое, вы сможете хоть отдаленно пережить "Портал времени", и пусть на секунду и в воображении окажетесь в том времени, когда Волошин жил и творил.

Евгений Беляков:

Евгений Беляков:

wing: Добавить можно? Кара-Даг в облаках Золотые врата Лунное безмолвие Поэт -- отвечатель http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0370.shtml Одним из немногих Волошин не поддался шовинистическому угару, разглядев в схватке европейских держав борьбу "нескольких государственно-промышленных осьминогов". Одним из немногих, еще летом 1917 года, Волошин предвидел, что "русская революция будет очень кровава". В отличие от многих "водителей душ", взывавших к разуму (или инстинктам) масс, Волошин всегда обращался к личности. "Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся",-- писал он в 1925 году. Любая конкретная человеческая душа была ему ближе будущего гипотетического счастья "человечества". В общем, Волошин был одним из тех "безумцев, отшельников, еретиков, мечтателей, бунтарей, скептиков", о которых писал в 1921 году Евгений Замятин. "Мир жив только еретиками, -- возглашал он. -- Еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой... Мы пережили эпоху подавления масс; мы переживаем эпоху подавления личности во имя масс; завтра -- принесет освобождение личности -- во имя человека" {Замятин Е. Завтра//Соч. Т. 4. Мюнхен. 1988. С. 246.}. Ни замалчиванье, ни шельмование (начавшееся еще при его жизни) не смогли до конца опорочить имя Волошина. Думается, причин этому несколько. Во-первых, личность Волошина сама по себе -- яркое и значимое явление в истории русской культуры конца XIX -- начала XX века. Как и его творчество. Во-вторых, существование его дома в Коктебеле, превращенного им в уникальный культурный центр и сохраненного Марией Степановной Волошиной несмотря ни на что. Память о Волошине жила в тысячах коктебельцев -- как волошинского "призыва", так и в более поздних поколениях творческой интеллигенции. И не умирала -- ширилась слава о праведнике, не склонившем головы, показавшем пример неуступчивого духовного одиночества, одном из тех, кто оставался совестью страны... "Я не изгой, а пасынок России. Я в эти дни -- немой ее укор. Я сам избрал пустынный сей затвор Землею добровольного изгнанья, Чтоб в годы лжи, падений и разрух В уединеньи выплавить мой дух И выстрадать великое познанье". "Дом поэта", 1926 Еще в 1926 году первый биограф Максимилиана Волошина, Евгений Ланн, писал: "Когда Волошин в своей статье о Барбэ д'Оревильи называл последнего "подземным классиком" -- едва ли думал он, что этот эпитет обратится на него -- Волошина.



полная версия страницы