Форум » Психология » Принцип Радости (Т.П.Хризман) » Ответить

Принцип Радости (Т.П.Хризман)

Евгений Беляков: ПРИНЦИП РАДОСТИ (Из интервью с Т.П.Хризман) …Закон, который мы обнаружили, изучая мальчиков и девочек - закон позитивного развития человеческого мозга. Закон позитивного предпочтения. Получается, если мы ставим маленького ребёнка в ситуацию выбора позитива-негатива, то чаще всего ребёнок выбирает позитив. Мы исследовали сначала мозг при предъявлении позитивных и негативных слов: «плохо-хорошо», «плачут-смеются», «беда-радость» и так далее. Оказалось, что на негатив активируется слуховые системы прежде всего правого полушария, правый зрительный канал, правая ассоциативная система. Они всю энергию, которую мозг активирует, в себе собирают. Идёт замыкание, по существу, негатива в одних структурах, а все остальные отключаются. Срабатывает закон минимизации отрицательных воздействий. Мозг работает по этому закону. И наши эстетические программы, они как бы усиливают его, делают его работу более детальной, формируют более активным. Когда позитив - реакция мозга меняется. Количество связей, которое формируется в этот момент в коре головного мозга - их, наверно, раз в 100 больше, чем при негативе. Устанавливаются связи правого полушария с левым и левого с правым, очень активизируются межполушарные взаимодействия. Как симметричные, так и асимметричные. Слуховая система срабатывает, лобные структуры, всё левое полушарие (и это всё у детей!) - Это объясняет известное многим родителям: попробуйте повеселить ребёнка - как он откликается, как он всегда готов радоваться в ответ на радость! - Итак, закон позитивных предпочтений. Важно? Бесспорно. Мозг управляет всеми этими позитивными-негативными состояниями. И происходит у мальчиков и девочек всё по-разному. Не линейно. Не однозначно. Да, вариативность, но когда ищешь общий закон, то всегда есть какие-то элементы вариативности - но они уходят на второй план. В 70% случаев срабатывает закономерность. - Я понял это так: радостный индивид в эволюции более предпочтителен. - Совершенно верно, более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивался. Потому что радость - это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивные развитие. Мы рождаемся для позитива. Закон позитивного развития - это вообще закон живых систем. Общество, социум и всё остальное вместе взятое навязывают негатив. Следовательно, нам нужно найти пути развития «радующегося», и значит – активного мозга. Закон развития мозга - это прогрессивная латерализация (усиление асимметрии) функций и она лучше развита у мальчиков. Но Лурия и все великие нейропсихологи и нейрофизиологи считают и считали, что управляет этим процессом развития асимметрии - ассоциативные системы. И Хризман, то есть я, показала, что функциональное развитие неокортекса связано в первую очередь с развитием ассоциативных систем. А поэтому можно было думать: если мы научимся развивать «радостный» мозг (вопреки всем обратным влияниям), то будут затронуты этим развитием и ассоциативные системы… - Но на этом самом уровне ассоциативных механизмов - там же ведь могут существовать такие и механизмы защиты от негатива, которые будут вредны для индивида... - Ну, это уже вторая сторона вопроса. Я думаю, что биологическая система очень разумная, вредных механизмов она не сформирует. Это мы, социум, заставляем её и такие механизмы создать, которые шли бы ей во вред. - Ну вот, например, истероидный ребёнок, то есть который очень хорошо и даже слишком хорошо умеет вытеснять всё неприятное. И - радуется всему, чего на самом деле нет. - Мы говорим о норме. Эстетическое воспитание оказывает корригирующее воздействие и на истероидного ребёнка... Что же мозгу необходимо, чтобы он прогрессивно развивался? Каким образом мозг может защищаться от негатива? Существуют такие механизмы? Конечно. Это не выдумки только науки. Для человеческой жизни необходимо это понимать и знать. Мозг активен только тогда, когда ребёнок понимает смысл. В любой деятельности, пусть в изобразительном искусстве, пусть это речевая деятельность, пусть эмоциональная, один главный фактор - смысл. Бессмысленные воздействия - и мозг не активируется вообще. Существует какой-то смысловой барьер, смысловой «блок» - мозг отключается от информации. Мозг обладает уникальной способностью видеть смысл, а основой любых смыслов являются эмоции, положительные и отрицательные. Следовательно, задача - найти способы, методы, программу формирования смыслов. И тут мы подходим к эстетическому воспитанию. - Действует ли закон минимизации негатива для смысловых образований? - Конечно! На этом-то всё и построено. Смысловые образования на позитивных эмоциях имеют большую динамичность, большую площадь распространения. - Но ведь искусство частенько делает с человеком жестокие вещи, оно не только приятно, не только радостно? - Эмоции - разные. Если мы говорим об обычных эмоциях - это одно, если об интеллектуальных - это другое, а если мы говорим о художественных, эстетических эмоциях, высших формах человеческого эстетического переживания - то это третье. Механизмы, видимо, разные. Это изучено пока недостаточно. - Видимо, в трагическом – тоже есть некая гармония, которую мозг воспринимает как своего рода «позитивный» фактор, только более высокого уровня. Катарсис, глубинное понимание, соединённое с чувством мудрого смирения, - тоже «позитивное», а значит, способствует прогрессу мозга… - Видите, как интегрируется эстетика, психология эмоций, нейрофизиология эмоций, нейрофизиология и нейропсихология мозговой организации смыслообразовательных процессов! Всё вместе дало нам вывод: позитивный смысл определяет позитивное активное отношение к реалиям. Следовательно - нужно научить педагогов формировать позитивные смыслы. А как? Каким образом? По каким законам? Психология смысловыми образованиями занимается, но она не выходит на эстетику, искусство, она замыкается в своих узких проблемах. Притом психология ещё не очень до смысловых образований доросла. Она где-то на пути к ним. Эмоции - хоть и фактор в процессе активации, но чтобы воспринимать целостную картину мира, одних эмоций недостаточно. Нужна интеллектуальная сфера. - То есть каждая эмоция имеет как бы «смысловой осадок»... - Более того, я скажу, смысл любого увиденного, услышанного, сказанного, сделанного - за это отвечает передний отдел мозга, лобные структуры. Это они занимаются смыслообразованием. У лобного больного в первую очередь распадаются смыслы. Он не понимает значений слов, действий, ничего... - И тогда эмоции тоже пропадут, да? - Да, останутся только совсем тупые, биологические эмоции... Всё взаимосвязано. И нам бывает ребёнку, порой, трудно что-то объяснить, а через эмоцию - как бы озарение. Смысл появляется только тогда, когда появляются два процесса. Если хотите, смысл - двуликий Янус. Один процесс - когнитивный, интеллектуальный, другой - эмоциональный. Когда происходит интеграция, возникает смысл, осмысление, понимание. Нет какого-то звена, нет интеграции - нет смысла. И эмоции более высокого уровня, социальные, особенно эстетические, интеллектуальные, которые мы переживаем в музеях, дворцах, парках (я ещё никак не могу до наших дворцов дойти) они, по существу, как бы определяют стратегию мозга в процессах смыслообразования. В процессе развития, говорил Выгодский, интеллект становится более эмоциональным, а эмоции - более умными. Мы формируем маленького ребёнка с трёх до семи. Мы за основу приняли, что музей является школой развития высших чувств. И мы составили новую программу развития. Мы сказали, что все виды человеческой деятельности в детском саду должны иметь эстетическую компоненту. Они должны подчиняться законам прекрасного, законам удивительного, восхищению, удивлению, законам позитивного предпочтения. И далее мы эту программу у себя внедрили. И получили других детей. Ребёнок стал другим! Другой мозг, другая психика. Все виды эстетического воздействия РАЗВИВАЮТ мозг. Развивают и формируют ассоциативные процессы мозга. Формируют ассоциативные поля. Развивает ассоциативный мозг. Мы провели многочисленные ассоциативные эксперименты. Мы задействовали уровень ассоциативного мышления. Просили детей называть позитивные и негативные слова, как они знают, понимают, умеют. Мы взяли тех, кто не занимается искусством, и тех, кто занимается, и результаты сопоставили. И выяснили, что все дети, которые прошли нашу программу, имеют иной уровень развития ассоциативных процессов. Но самое любопытное: у них все виды речевой активации, то есть все простые ассоциации: и сложные, и позитивные, и негативные - везде имеют эмоциональный, эстетический компонент. Ну просто - изменилось их мышление! Мы выдвинули идею «двойного контекста». Первый контекст - сказка; окружённый сказками ребёнок развивается иначе, это уже известно. А во Дворце, в музее появляется второй контекст - самого Дворца. И когда на парадной лестнице Дворца разыгрывается «Золушка», как быстро формируются художественные, эстетические эмоции! Для ребёнка - это не отдельные интеллектуальные занятия по искусству, какая-нибудь экскурсия, это включение в сказочную реальность, это игра с двойным контекстом. Поэтому такой эффект. Следовательно, музейную педагогику мы тоже перестроили. Мы сориентировали её на развитие добрых чувств. Доброта, красота - это главное. И теперь ты говоришь ребёнку: «Какие хорошие слова ты знаешь?» Он отвечает: «Дворец, фонтаны, мама, папа, картина». А мальчики говорят: «Восхитительное, удивительное, чудесное». Такие ассоциации, которые и взрослый человек не может назвать. Значит, мы создали иные функциональные системы, иные семантические поля. А вот ребёнок из другого сада, но такой же возраст. «Ванечка, - говоришь ему, - назови хорошее слово». Он говорит: «Конфеты, мороженное, пирожное, колбаса, сыр». Он все продукты питания назвал хорошими словами. Я от удивления не знала, что сказать. Вот бы нашему правительству знать, какие слова дети считают самыми хорошими. А плохие слова? Дети в нашем саду вообще не употребляют криминала. У них плохие слова: «Толкаться, плеваться, ругаться». А в другом детском саду говорят: «Сжигать, убивать, грабить». Вы представляете - такое говорят дети пяти-шести лет. Как будто с разных планет дети слетелись. Даже не догадывалась раньше, что можно так вот изменить сознание ребёнка. Мы сделали вывод, что все виды эстетического развития в первую очередь нужны мальчикам. Это вывод фундаментальный. Нужно создать мощную защиту развития психики мальчиков, чтобы вообще не было явления психической депривации у ребёнка, у мальчика, который сейчас неправильно развивается и в детском саду, и в школе. И мы впервые заговорили о проблеме социальной депривации, психической депривации, вообще социального инфантилизма и у мальчиков, и у девочек, но прежде всего - у мальчиков. - Это - эмоциональная депривация? - Ну, у социальной депривации много факторов, в том числе - эмоции. Социальная депривация может носить тотальный или частичный характер. Депривация - это любая потеря или лишение. Общество формирует социально инфантильных, депривированных мужчин. И в этом повинна педагогика. И семья. - Я чувствую, что в последнем утверждении есть дискриминация нас, мужчин. - Здравствуйте. Это называется ехали, ехали и приехали. Наоборот!! - Но ведь сказано, что именно мальчики депривированы! - Именно у нас-то о мальчишках заботятся особенно серьёзно. Так устроен мозг, так он развивается, так показывают эксперименты. Мальчиков в современном мире недоучивают, недолюбливают. Не умеют их воспитывать. Законы восприятия, воспроизведения информации, законы эмоционального развития - они разные для особей разного пола, а мы всё делаем одинаково для детей, будто никакой разницы нет. Например, сказка в восприятии мальчиков, четырёхлеток. Они, когда слышат слова волка в «Красной Шапочке», то резко активируются. У девочек активируется мозг и на волка, и на бабушку, и на дедушку, и на всех вообще. И ещё долго будет активация сохраняться, и ещё завтра вспомнит про бабушку. Это - неспецифическая активация, которая очень быстро запускает эмоции, а потом долго «держит». Эта сильная эмоциональная реакция - удел женщин. Поэтому-то у девчонок и нет, как правило, проблем с эмоциональной депривацией.

Ответов - 3

Евгений Беляков: Это интервью с замечательной "психологиней" современности - Тамарой Петровной Хризман. Она - детский нейропсихолог. Этот материал был напечатан в "Учительской газете". Я разговариваю с ней в помещении экспериментального детского сада в Петродворце.

Сергей Л.: Какой прекрасный текст!!!

Евгений Беляков: Она вообще прекрасная. Даже не знаю, жива ли она сейчас. Я общался с ней лет 20 назад... Вот ее книга. http://pedlib.ru/Books/6/0249/6_0249-7.shtml Да и книга феноменальная. Вызвала серьезное потрясение основ, хотя и популярная. Мне она сказала такую фразу: "Главный половой орган - мозг". Вот так).




полная версия страницы