Форум » Манифест NT » Пути совершенствования общества » Ответить

Пути совершенствования общества

Евгений Беляков: Такие пути существуют. И это не "мгновенные" революции, которые за несколько лет трансформируют общество, и в нем наступает пресловутый коммунизм. Таких последствий у революций не бывает. Обычные последствия всех революций: террор, гражданская война, медленный возврат к прежнему под новыми масками. В этой теме я приглашаю поговорить о настоящих, реальных путях преобразования общества (их несколько, я считаю, основных - три).

Ответов - 11

Евгений Беляков: Важно понять: речь должна идти не о структурах общества (они вторичны), а об изменении ЧЕЛОВЕКА. Факт, однако, состоит в том, что наука не умеет изменять людей, тем более не в силах решить проблему массовой трансформации человеческой психики, изначально не приспособленной к доброте и солидарности, творчеству на благо других (далеких) людей. В педагогических институтах не преподают методов борьбы с эгоизмом, да и сами преподаватели и педагоги не умеют (да и не стремятся особо) бороться с этим в самих себе. Коммунисты прошлого трагически ошибались, считая, что если дети будущего общества будут расти в условиях социальной справедливости и равенства возможностей, они автоматически станут хорошими людьми. Автоматически только сорная трава растет. Вне зависимости от окружающей среды. Надеялись на "благую природу человека", увлекались сказками Руссо о "добром дикаре"... Все это оказалось сказками. Перед искренними коммунистами в СССР возникла задача "создания нового человека". И с этой задачей они не справились. Потерпели (пусть и не полную), но неудачу. И через 70 лет социализм, больше тогда похожий на прежний царизм, азиатскую деспотию, еще называемую политаризмом, рассыпался. Что было совершенно закономерно. Между тем среди таких искренних творческих коммунистов все-таки были попытки найти пути решения этой главной проблемы ("переделки" человека). Среди тех, кто имел успех в продумывании таких решений и даже в практике - А.С.Макаренко, И.П.Иванов, И.А.Ефремов. Но идеи этих людей не преподают в курсах педагогики в пединститутах.

Евгений Беляков: ОПИСАНИЕ ПЕРВОГО ПУТИ Самосовершенствование через литературу, фильмы, изобразительное искусство. В искусстве происходит "прорабатывание" основных жизненных тем. В нем читатель или зритель постоянно сопереживает по воле авторов тем или иным героям книг, картин, пьес и т.д. Как бы проживает чужую жизнь, воспринимает чужой опыт. Свой опыт, конечно, учит сильнее, но опыт мирового искусства тоже многое дает. И прежде всего - опыт переживания за другого. А это - свой собственный уже опыт. Происходит сопоставление себя и героя произведения. В жизнь это переносится как опыт сопереживания другим людям. Не существует телепатии, за то существует эмпатия ("вчувствование" в другого человека). Чтение и кино (и живопись) - величайшие УЧИТЕЛЯ эмпатии. В особенности удачно это происходит у женщин (у девочек), ведь женщина "самой природой" предназначена для установления равновесия в семье и в роду. Для этого требуется высокая способность понимания эмоций, а там и мыслей, других людей. Эмоции и мысли улавливаются по практически неуловимым тонким признакам. Внешне иногда выглядит как нечто непонятное, как телепатия. Как угадывание мыслей. Женщины часто очень в высокой степени одарены эмпатией. От многих невозможно ничего утаить. И лучше молчать, чем врать. Хотя и мужчины бывают к этому тоже способны. Эмпатия на высоком уровне приводит к жалости и к сочувствию. Человек становится добрее, не может не думать о других. Вот почему школьный предмет "литература" так важен! Еще сильнее - театр и кино. Кино, я считаю, обязательно должно прийти в школу! И очень тревожно, когда родители замечают, что дети "перестали читать". Это значит - общество становится эгоистичнее, скажу и так: психопатичнее.

Евгений Беляков: Через взаимодействие с людьми, в семье и через дружбу и коллектив. Общение необходимо. Любые навыки, в т.ч. эмпатия, должны постоянно возобновляться, тренироваться. Нужно жить в эмпатии, быть эмпатом. Сначала слабеньким, потом все более и более сильным. Сначала эмпатия дает своего рода власть над людьми. Дает качества лидера. Все крупные фигуры в истории (кроме ученых) были эмпатами. Сначала эмпатия обещает некую власть: если ты понимаешь человека лучше, чем он сам себя, ты можешь им управлять. Это приносит определенный жизненный успех. Но - до поры. При более глубокой эмпатии просыпается жалость. Это сострадание, это боль. Единственное спасение от этой боли - помогать тем, кто рядом страдает. И вот именно через эту помощь окружающим происходит РОСТ ДУШИ человека. И это-то как раз и делает человека счастливым. Потому что он сопереживает не только боли, горю, но и радости. И особенно хороша радость, когда ее приносишь ты. Так происходит этот парадоксальный процесс. Сначала "жизнь" нажимает на кнопки эгоизма, заставляя совершенствовать свою эмпатию, обещая увеличение личной власти, а потом - раз - и эгоизм неожиданно превращается в альтруизм. Но это если происходит переход за определенную черту... А этого чаще всего и не происходит. Фай Родис знала, что руководитель планеты, если он эгоист - может причинить много горя, а альтруист - много всего хорошего. В таких общественных структурах, как у нас, которые из-за своих колоссальных размеров (Россия - самая большая страна в мире) требуют жесточайшей централизованности, влияние первого лица необычайно велико. От его личных качеств зависит очень многое. Поэтому она любой ценой решила лично сблизиться с Чагасом, и перевести его из состояния эгоизма в состояние альтруизма. Она понимала, что лидер такого уровня не может не быть эмпатом на границе превращения в альтруиста. Но без нее он эту границу перейти не смог бы.


Евгений Беляков: Во всех этих процессах роста души человека огромную роль играет любовь (мужчины и женщины) и дружба. Потому что оба этих "чувства" значительно усиливают эмпатию, переводя ее в ее высшую форму - жалость и сострадание. А также - ДЕТИ. Если человек прошел семейную школу по выращиванию детей, лучше трех, четырех, пяти - он уже в значительной степени продвинулся в личном развитии по направлению к альтруизму. Кстати, вот интересно, что у современных европейских политиков, как правило, нет не только детей, но и семьи. Почитайте в интернете! Первый год-полтора, когда в семье растет ребенок, у родителей всегда проблемы со сном (ребенок всегда спит плохо, он еще не привык к нашей планете, ведь он существо космическое. Он спит 2 или 3 часа, потом некоторое время не спит. Хнычет, просит титю. И это надо в себе преодолеть... В следующие годы ребенок учится ходить, его надо водить за ручки, все время в наклоне и так далее и так далее... И при этом ребенка нужно сильно любить и жалеть, другого ничего не остается. Я уже не говорю о первых месяцах совместной жизни в браке мужа и жены. Месяц не медовый, а просто ужасный. Только через годы муж и жена привыкают друг к другу, пройдя через множество ссор. обид и других испытаний. Начинают чувствовать друг друга и жалеть. Два слова еще о дружеских коллективах. Это - огромная ценность. Это - взаимоподдержка, сострадания, помощь в трудных обстоятельствах. Это близость ценностей и интересов...

Евгений Беляков: Все эти "инструменты роста" даны каждому. Бесплатно. Не все берут, но многие. НО. Конечно, наше земное общество, как правило, улучшается со временем, но ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО. Тысячелетия проходят, а изменения сравнительно маленькие. По Ефремову, коммунизм наступает через тысячу лет. Изучением хронологии будущего по Ефремову занимаются многие. Это интересная тема. Однако ее суть упускают. Я сделаю перерыв на несколько дней, может быть, дождусь комментарии. Но я прошу ответить на достаточно важный, как мне кажется, вопрос. ПОЧЕМУ У ЕФРЕМОВА НА ТОРМАНСЕ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПУСТЬ НЕ КОММУНИЗМА, НО НОРМАЛЬНОГО, НЕ ИНФЕРНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ПРОШЛО ВСЕГО 130 ЛЕТ, А НА ЗЕМЛЕ, ОТ НЫНЕШНЕГО "ТОРМАНСА" ДО КОММУНИЗМА, ТОЖЕ НЕ ИНФЕРНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА - ТЫСЯЧА ЛЕТ? Один и тот же Ефремов. Нелогичность? Ляп? Или что-то иное? Я делаю перерыв - подумайте и попробуйте ответить. Комментируйте!

Евгений Беляков: ВТОРОЙ ПУТЬ Комментариев нет. Но - продолжим. Сократить время эволюции общества можно. Я опишу сейчас "второй путь". Как можно трансформировать (в лучшую сторону) человека? Прежде всего такой трансформации должны подвергнуться именно самые "нелюди", то есть психопаты-эгоцентристы. У Ефремова они названы "нелюдями" или "живыми мертвецами". Это люди с неразвитой или деградировавшей эмоциональной сферой. Они не способны на жалость, на сочувствие. Любые высокие эмоции им недоступны. Для многих недоступен даже страх, поэтому они часто вызывают даже восхищение своей храбростью. Фактически это чудовищно жестокие люди. Таких в обычном обществе 1-2 на 1000. Они - искусные манипуляторы, умеют прекрасно притворяться добрыми и гуманными. Но их истинные цели - власть над другими людьми. И власть не для того, чтобы делать людям добро, но чтобы всюду ее демонстрировать методами издевательства и т.д. Часто такие люди обладают умением показаться искренними, "влюбить" в себя. И они часто становятся лидерами, политиками, начальниками. Они характеризуются полным отсутствием жалости к людям и отсутствием совести. И вот - ПОКА ТАКОЕ ЯВЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ, НИКАКОГО КОММУНИЗМА ПОСТРОИТЬ НЕВОЗМОЖНО. И Ефремов понимал, что прежде чем возникнет коммунизм, общество должно "очистить хрустальную реку жизни" от "нелюдей". И это не есть что-то подобное "красному террору", возникшему после революции. Сейчас попытаюсь объяснить. Психопатия - это БОЛЕЗНЬ. У нее есть определенные симптомы, по которым ее можно определить. В настоящее время врачи НЕ МОГУТ, НЕ УМЕЮТ ЛЕЧИТЬ ПСИХОПАТИЮ. Психопатов судят, но психологическая экспертиза не определяет их как больных. Поэтому в большинстве случаев они оказываются в тюрьмах и терроризируют заключенных. Считается: а почему нет? Почему мы должны жалеть заключенных? На самом деле потому, что это во много раз увеличивает меру их наказания, ломает их морально и физически. То есть нарушается справедливость со всеми вытекающими последствиями.

Евгений Беляков: Это значит: необходимо научиться ЛЕЧИТЬ психопатию. Лично я уверен, что психопатия излечима. Слабые формы проходят с годами (если не десятилетиями), с обретением жизненного опыта, на "первом пути", который был выше описан. Однако психопатию не стремятся активно даже изучать. Я думаю, это лоббируется самими психопатами, находящимися у кормила власти. Так как это для них представляет опасность. Есть прекрасная книга - Хаэр "Лишенные совести", в которой проблема рассматривается во всей полноте и конкретике. https://vk.com/wall-95211955_18273

Евгений Беляков: В древнем мире, пишет Ефремов, проблему пытались решить некие тайные организации, которые психопатов попросту убивали. Были ли такие организации или нет - не известно. Но даже если бы они и были, совершенно не понятно, чем они сами отличались бы от этих самых психопатов, с которыми они боролись. Есть этика воина, которому позволено моралью общества убивать врага, то есть нарушать заповедь "Не убий!" Но в невоенное время, в условиях, когда в принципе нет точного диагноза, отвечающего на вопрос, необратимо или нет состояние психопатии, - убийство превращается в убийство потенциального пациента психиатрической клиники, то есть является преступлением. У Ефремова проблема решается просто: создается некий диагностический аппарат, который легко определяет психопата по какой-то зазубрине в энцефалограмме. Это будет через 1000 лет. Может быть такой аппарат и создадут. Но сейчас такого аппарата нет. И любое тайное общество убийц психопатов по лекалам фантастической древности - это есть преступление, это терроризм. Я написал об этом несколько лет назад, но получил "диффузный ответ" с отлучением из числа "ефремовцев" и политием грязи на голову. В дальнейшем я обнаружил интересную деталь у Ефремова, касающуюся этики древних борцов с психопатами, а также будущих борцов, т.к., очевидно, Ефремов не предвидел такого прогресса в медицине, чтобы через 1000 лет научились психопатию лечить. Речь шла о том, что после или в процессе убийства психопата сам убийца должен погибнуть. В этом случае карма земного зла не увеличивается. Вот поэтому-то Ефремов пишет, что Вир Норин, оставшийся на Тормансе после отлета землян, не проживет долго, несколько лет, в лучшем случае, скорее, несколько месяцев, несмотря на всю физическую и психическую закалку. То есть такие люди напоминают японских камикадзе. Таков "второй путь" по Ивану Ефремову. Он предполагает 1) 100%-й диагноз тяжелой, необратимой психопатии, опасных личностных изменений, 2) готовность умереть в результате прямой схватки со злом; обстоятельства должны сложиться так, что психопат сам нападает и возникает бой, в котором погибают оба. Таков "второй путь" очищения "хрустальной реки жизни", то есть совершенствования общества в сторону коммунизма. Этот путь НЕ БЕССПОРНЫЙ. В отличие от Ефремова я не могу этот вариант советовать или пропагандировать. Все это очень сложно. Однако очевидно, что если бы оба условия удалось выполнить, и нашлись бы такие люди, которые решили бы пожертвовать жизнью ради коммунизма, то мир очень быстро избавился бы от психопатов и продвинулся бы к гораздо лучшему состоянию.

Евгений Беляков: И еще один перерыв. Пожалуйста, читайте и комментируйте!

Евгений Беляков: ТРЕТИЙ ПУТЬ Третий путь - Раджа-йога. Ефремов пытался найти какие-то еще пути, видимо, его тоже посещали сомнения в правильности второго пути. Но четкого описания нет. Скорее, намеки, чем идеи. "Живой мертвец", вероятно, может быть излечен работой с памятью. Но это не точно. О йоге говорится еще меньше и туманнее. Лишь в одном письме говорится о роли "агни-йоги" как йоге служения обществу, служения людям. В действительности самадхи сильнейшим образом трансформирует человека, высвобождая некие фундаментальные, глубокие этические "рефлексы". И в этом плане "агни-йога" - это развитие Раджа-йоги после самадхи. В Раджа-йоге имеется 8 стадий-ступеней. Агни-йога в таком случае - следующие ступени. Это означает (при всей туманности в выражении идей Ефремова), что РАДЖА-ЙОГА И АГНИ-ЙОГА В СВОЕМ ЕДИНСТВЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ФУНДАМЕНТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Вот это письмо. Естественно, здесь многое недосказано. === Ефремов. Из письма Россихину: «Если искать путь, то, как Вы очень хорошо сказали в начале письма, он в наше время лежит через общественную йогу («агни-йогу»), йогу служения человеку и обществу, йогу уничтожения страдания и войны со злом и несчастьем (не забывая, что всё в этом мире имеет две стороны). Для всего этого нужно и самоусовершенствование и самоограничение, но в иной мере и иных целях, чем в личной йоге, которой начинают увлекаться многие, мечтая получить особую власть и силу. Если бы они знали, что не получат ничего, кроме ответственности и заботы, самопожертвования и долга, то они даже близко не пытались бы познакомиться с высшей йогой. Если бы они знали, что на самых высших ступенях «посвящения» человек не может жить, не борясь с окружающим страданием, иначе он погибнет… От души желаю Вам и Вашим товарищам твёрдо стать на путь — это самое большое счастье, какое есть на Земле, кроме большой любви…». === Автоматически решается и проблема "живых мертвецов". Они вступают на путь самоизменения, потому что первые ступени йоги обещают здоровье, долголетие, психические способности, которые "живой мертвец" может планировать как средства достижения личного успеха и власти над людьми. Но по мере продвижения по пути низменные мотивы отбрасываются, человек меняется. Окончательное изменение происходит в результате самадхи. И набираясь высокого опыта служения людям в агни-йоге (представляющей сумму советов по действиям и взаимодействию агни-йогов, к которым нужно относиться критически) "путник" становится настоящим коммунистическим человеком.

Евгений Беляков: Такова концепция в кратчайшем изложении. Я бы мог пояснить детали в процессе обсуждения, но никакого обсуждения нет, увы. Что ж. Будем ждать)).



полная версия страницы