Форум » Дети » Кто оборвал бутончики » Ответить

Кто оборвал бутончики

Самоучитель: Евгений Александрович! Выкладываю Вашу статью, если не возражаете) КТО ОБОРВАЛ БУТОНЧИКИ ИЛИ ПРАВО НА ПОНИМАНИЕ Человек - это “чело”, то есть лоб или голова, и “ве” (ведать, поведать и т.д.), - говорящая голова. Ребёнок тем и отличается от любого зверька, что обладает феноменальными способностями к усвоению человеческого языка, человеческой речи. Все удивляются, как быстро он схватывает огромную лексику языка. Как быстро он начинает лопотать, говорить, произносить множество слов. Но тут есть и скрытая сторона, на которую обращают внимание реже, однако не менее важная - а именно способность к пониманию. И действительно, чтобы возник феномен общения , кроме умения самовыразиться в слове, необходимо ещё адекватное восприятие речи другого человека. Речи и всего, что стоит за ней: чувств, эмоций, ситуаций, потребностей, положений. Можно выучить множество слов, усвоить правильное произношение, сотавлять грамматически верные конструкции, но по-настоящему человеческую сторону языка не освоить. Ибо она - как бы за словами и предложениями. И этой-то человеческой способности мы учимся всю сознательную и бессознательную жизнь, по ней мы, видимо, должны измерять наше расстояние от говорящего попугая (тоже - “говорящая голова”) до “человека в высшем смысле слова”. Когда ребёнок познаёт азы речи и азы наук, мы учимся у ребёнка понимать. Однажды мы с женой обнаружили, что в цветочных горшках кто-то (не кто-то, а, разумеется, Петька) оборвал все до одного цветы. “Кто?”- задали мы риторический вопрос. Поскольку оправданий не последовало, виновник был наказан. Петя - наш третий ребёнок. Значит два предыдущих мало чему нас научили. Нужен был пятый, чтобы мы изменились. С Симочкой (пятой) ситуация один к одному повторилась. Однажды утром на прелестной карликовой розочке исчезли все бутоны. Подозрения естественно пали на младшую. Но мы уже были достаточно подготовленными, чтобы хотя бы поинтересоваться:”Зачем?” И действительно, ведь Сима вовсе не варвар, что ей эти цветочки? чем они могли не понравиться? Отвечает:”Я не люблю, когда старые”. И тут жена вспоминает, что в прошлый раз, когда цветы завяли, она вместе с Симой оборвала старые, увядшие уже тоже как бы “бутоны”. Вот оно что - значит Симуха просто перепутала бутончики и отцветшие,как она выразилась “старые”, цветы. Она сделала то, чему её учили, а мы-то собирались наказывать. А почему Петя оборвал цветочки несколько лет назад - это уже навсегда останется тайной. Верно же тоже не от зла... Чтобы понимать ребёнка, нужно усилие. Это усилие требует навыка, развития, как и вообще любое усилие, даже мышечное. Есть люди весьма тренированные “физически”, но к совершению даже самого маленького душевного усилия не способны. Тут они оказываются совершенно детренированы. Так вот именно дети-то и есть для нас та самая наилучшая душевная тренировка, тот самый лучший, потому что самый естественный, веками существовавший и потому оптимальный “тренинг” душевных сил. Многие осознают у себя отсутствие многих духовных, эмоциональных способностей. Отсутствие глубокого, подлинного общения, которое не возможно без умения понимать другого человека. На полках магазинов - множество книг с полезными советами, как научиться общаться, как стать любимым. Но всё ограничивается “приёмами”. Ибо настоящее духовное развитие (почему-то об этом забывают упомянуть) - большой труд. Но в этом нам даны отличные помощники - наши дети. В них мы видим своего рода “модель человека”, самого себя в миниатюре, или, может быть, как в каком-то мультике,в котором мы сами - герои. Решая эти маленькие проблемы этим маленьким человечкам, мы на самом деле решаем свои главные проблемы, те, ради которых мы живём. Ведь что ни говори, но ребёнка понять в десять раз проще, чем взрослого. Но и тут требуется усилие и навык. И когда мы этим умением овладеваем с нашими детьми, мы вдруг неожиданно открываем, что чему-то важному научились и в отношениях друг с другом . Таким образом не только мы нужны детям, но и они (может быть, в ещё большей степени) нужны нам. Они делают нас лучше. Но - и это важно понять - только при одном условии, если мы сознательно стремимся их понимать. В противном случае они не в силах нас ничему научить. И я думаю, мы не должны им мешать воспитывать нас. И в список Прав ребёнка давайте запишем это важнейшее право: право на понимание. Это не толькодля них, это и для нас.

Ответов - 0



полная версия страницы