Форум » Учение Ивана Ефремова » Проблема жертвы » Ответить

Проблема жертвы

Евгений Беляков: Все "библейские" религии (христианство, ислам, иудаизм) связаны с едва ли не центральным эпизодом Библии - история с Авраамом и Исааком. Напомню. Согласно Корану, ангел Джабраил явился к Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. В противоположность исламскому преданию, в Библии Быт. 22:1-19 фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак)[2]. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына — Исхака (Исаака). (Википедия, "Курбан-Байрам"). Если Бог (в одном из пониманий) - единство и сумма Любви (доброты-жалости), Истины (мудрости, понимания мира и жизни) и Красоты (гармонии, меры), то возникают некоторые вопросы. 1) Принесение в жертву сына, то есть убийство сына - самое страшное преступление, на которое способен человек. И если Бог потребовал от Авраама-Ибрахима такую жертву, то почему Авраам-Ибрахим не засомневался, что к нему явился в качестве Ангела не посланец Бога, а "голографический" посланец Сатаны? 2) Почему Бог, чтобы, якобы, испытать веру Авраама-Ибрахима потребовал от него убийства своего сына? Потому что, если каждый человек, как утверждает Иисус есть Бог и Сын Божий (и практически то же самое утверждается в буддизме), то при убийстве Исаака (или Исмаила) фактически это есть убийство сына Божьего, которое совершает Сам Бог руками Авраама (не доводя, правда, дело до конца). Нельзя ли было выбрать какой-нибудь другой вариант проверки? 3) Кому совершается эта жертва? Неужели - Богу? Бог Сам Себе приносит такую жертву? В исламе это связано с благополучным рождением следующего сына. Неужели для этого потребовалось убить старшего?

Ответов - 2

Евгений Беляков: Мы помним, как этот вопрос трактуется в аналитической психологии (у Фрейда). Там вожак первобытного племени является хозяиномгарема из всех женщин племени. Но подростает следующее поколение - СЫНЫ ОТЦА. И они убивают отца и потом чувствуют страх, раскаяние и вину. И тогда они приносят в жертву кого-то из "своих", т.е. СЫНА ради искупления этого ужасного преступления. То есть эти события лежат в подсознании как "энергетическая основа" библейских религий. Здесь все хотя бы логично.

Евгений Беляков: Я эту историю трактую так. Между Авраамом и Исааком произошла ссора (что характерно для отношений отца и сына). Авраам был настолько потрясен, что в гневе решил убить сына. И он это рационализировал как волю Бога. Но в последний момент удержался. То есть эта история - о победе человека над своим гневом. Совсем о другом). Но мальчика - испугал. (В воспитательных целях?)



полная версия страницы