Форум » Учение Ивана Ефремова » Этика героя-воина » Ответить

Этика героя-воина

Евгений Беляков: ИВАН ЕФРЕМОВ ОБ ЭТИКЕ ГЕРОЯ-ВОИНА Евгений Беляков. Доклад на 13 Фестивале фантастики в Феодосии, 22.6.19.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Евгений Беляков: ИВАН ЕФРЕМОВ ОБ ЭТИКЕ ГЕРОЯ-ВОИНА Евгений Беляков. Доклад на 13 Фестивале фантастики в Феодосии, 22.6.19. 1.Фантастика Ивана Ефремова – больше, чем фантастика. Его книги задавали социальную «парадигму», идеалы общественного развития и даже пути к воплощению этих идеалов. Эта новая социальная парадгма была основана на научном изучении человеческой психики, новой педагогике, научном понимании мира и человека. Целью этой новой педагогики было воспитание человека-героя (слово «герой» я употребляю как параллель к понятию «герой» в Древней Греции, где есть боги, обычные люди и герои – потомки богов и людей). «Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне, вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей. Бремя человека свободного и бесстрашного велико и печально. Только если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несет его сам, он становится истинно богоравным, достойным неба и звезд!» 2.Общество будущего как общество героев, одновременно и ученых и мечтателей (как в знаменитой и прекрасной песне Дунавевского), к несчастью, противоречило непосредственной реальности. И н.ф. роман «Час Быка» мог выйти только как роман-загадка, что позволило ему преодолеть цензуру, пусть и на время. Иван Ефремов, в отличие от создателей песни, говорил о «великой и печальной» (и даже трагичной) участи героя. Символ быка издревле был символом жертвы. (К этому вопросу еще вернусь). Читатель 70-х долженбыл продираться сквозь лес не подписанных поэтических цитат, запутанных аллюзий, часть из которых я рассмотрел в своих комментариях к роману (но не все). Не было ответа на вопрос, каким образом удалось за 130 лет тормансианам в одиночку преодолеть инферно и изменить свое общество. Не было ответа, почему психологический климат Торманса столь губительно воздействовал на психику землян, что они могли безболезненно прожить там всего несколько месяцев, хорошо если год (как говорит Фай Родис Виру Норину). Ведь они были тренированными и в высшей степени развитыми психически и физически… 3. Главным вопросом, на который Ефремов не дал прямого ответа было следующее. Фай Родис, землянка, руководитель экспедиции внедряется на Торманс с помощью обмана. И это был не простой обман, а шантаж, то есть подлый обман. И таков был первый контакт землян с Тормансом, то есть тормансиане о Великом Кольце и Земле получали совершенно превратное представление. В дальнейшем, Фай Родис осуществила взрыв 9-ножки, уничтожив не только себя, но и тех тормансиан, коорые пришли ее арестовывать. Также и падение башни (в первом, журнальном варианте - сознательно) привело к гибели тормансианских бандитов. Выходит – при контакте цивилизаций запрета на убийство тормансиан для землян не существовало. Как это соотнести с высокой этикой Великого Кольца и коммунистической Земли? 4. Пытаясь ответить на эти главные вопросы, касающиеся философии Ивана Ефремова, этики, которую он предлагает читателю как этику героя и члена коммунистического общества будущего, давайте сформулируем проблему более четко и во всей ее глубине. Фактически это есть этика борьбы Добра и Зла, Ормузда и Аримана. Какие средства имеет право применять Ормузд (носитель добра) в борьбе с Ариманом (носителем зла)? Противоречие, интеллектуальная коллизия состоит в том, что Зло всегда побеждает Добро, поскольку Добро (как Чеди Даан) отказывается применять методы насилия и обмана. Изачально Чеди должна была погибнуть, ее спасение стало более поздней версией. Если же Добро опустится до применения насилия и обмана, то оно само станет неизбежно рано или поздно Злом. Эта величайшая трудность в понимании этики была знакома уже философам на Востоке. Например, в Японии широко распространена формула «Легко быть богом в мире бога, трудно быть богом в мире дьявола». Прекрасно разбирающиеся в восточной культуре и философии братья Стругацкие взяли часть этой формулы в качестве названия своего романа. То есть они прекрасно понимали суть проблемы. (Но решили ли ее?). Еще раз. Существуют два этических уровня: уровень Земли и уровень Торманса (этика Ормузда и антиэтика Аримана). Каким образом может победить этика Ормузда, если в каждом сражении с Ариманом его побеждает Ариман? 5.Сообщество ефремоведов и последователей Ефремова раскололось на три, прямо сказать, враждующие части. Я, например, на том этапе осмысления, не принял идеи, что при контакте со злом можно применять насилие и обман. Счел это «оборотной стороной медали» и призвал отказаться от идей «очищения хрустальной реки жизни», о «неметорах», «Серых Ангелах», «живых мертвецах» и особенно о «мертвых социумах», которые, по Ефремову, видимо, подлежат тотальному уничтожению. Я заслужил своего рода остракизм, стал персоной «нон грата». Другая часть ефремоведов (с Андреем Козловичем во главе) считали, что добро вправе и даже обязано применять методы Зла. Условно это позиции Чеди Даан и Грифа Рифта. Третья точка зрения – это фанаты с «Ноогена», которые вообще отказались думать и попросту изгнали и меня, и Козловича с «Ноогена» и заклеймили нас как врагов Ефремова. О проявленном тут хамстве я уже распространяться не буду. 6. Прошло время, и вот теперь я утверждаю нечто новое, а именно, что Иван Ефремов в «Часе Быка» дал совершенно определенный ответ на этот невероятной трудности вопрос. Попробуем разобраться. Итак, у нас есть этика героев, исключающая насилие и обман. Такова этика «богов в мире бога». Это прежде всего героизм при освоении космического пространства, исследовании прошлого Земли, прежних эпох, все еще сохраняющих свою сущность Аримана. Но при этом не требуется ни насилия, ни обмана. И есть сфера, где герой всречается с антигероем (добро со злом) в человеческом обличии. Яркий пример – встреча землян и тормансиан. И тут, утверждает Ефремов (пусть и латентно, скрыто, в форме художественных примеров) существует Третья этика, которую можно было бы назвать Этикой Воина. Эта этика состоит в том, что воин-герой диалектически соединяет в своей борбе ОБА УРОВНЯ. Тогда перед ним падают все этические запреты. Он получает право даже на уничтожение людей, точнее, «нелюдей», носителей зла. НО. Одновременно он остается носителем Добра, Армуздом, который сохраняет все осознание происходящего, не теряя полной моральной ответственности. Как в известных строчках Светлова: «Я стреляю, и нет справедливости, справедливее пули моей». Здесь «пуля» - это символ убийства, но в рамках сражения Добра и Зла и убийство становится проявлением гуманизма. Еще пример – одна из самых сильных сцен недавнего сериала «Чернобыль». Там солдаты уничтожают всех животных (собак и кошек) на территории вокруг Чернобольской АЭС. Это надо сделать, потому что животные разбегаются и заражают людей в других городах. И вот молодой парень, солдат, находит собаку, только что родившую щенков. Он не в силах их убить. Это сделает его старший товарищ, но он слышит выстрелы. И вот они идут по дороге, выполнившие свой страшный долг, сделавшие свою противоестественную «работу». И никакого осуждения не рождается в душе зрителя, только благодарность. Я вспоминаю, как еще, будучи молодым парнем, пропагандировал пацифизм. И мы тогда сидели на лестнице, курили, с Юрой Щекочихиным. И он сказал тогда: «Война – это грязная работа, но кто-то должен ее сделать». И Юра тогда был на войне, хотя мы этого и не знали. И как герой был на той скрытой войне убит. Все это – примеры «этики воина». Фай Родис сформулировала ее в дискуссии в Чойо Чагасом: «Руководствуясь достойными намерениями, я смею все». 7. В этом описании «этики воина» у нас пока не хватает одного важного момента. Ефремов дает ясно понять, что приняв на практике эту этику, герой уже не живет долго. Его жизнь резко сократится. В любом случае, он проживет редко более года. Исследователь творчества Ефремова Игорь Французов считает, что Ефремов был знаком с древней индийской энциклопедией Абхидхармакоша, написанной индийским философом Васубандху в 4-5 в.н.э., где говорилось, что в процессе умирания не происходит накопления кармы, так как душа отделяется от тела. Герой-воин бросается в самый центр империи Зла, лишенный страха, зная, что жизнь его все равно скоро оборвется. Поэтому его действия сверхэффективны. «- Если мы вторгаемся в жизнь Торманса, - говорит Фай Родис,- применяя древние методы – столкновение силы с силой, если мы нисходим до уровня их представлений о жизни и мечте…- Родис умолкла. - Тем самым, -продолжает Гриф Рифт,- понимаем и необходимость жертвы. Так?- Так, Рифт.» Такой жертвой становится и сама Фай Родис. И это еще символически подчеркивается тем, что землян 12 плюс Фай Родис, что есть аллюзия на христианство с его Символом Жертвенности. Известно также, что Бык (символ жертвы в Древнем мире) был некогда и символом Христа. Я не хочу сказать, что Ефремов был сторонником религии, но вот эта аллюзия имеется. Как и в эпиграфе ссылка на епископа Иннокентия, главу православной миссии в Китае. Все это дает, как я считаю, совершенно новое понимание этого выдающегося произведения. Возможно, оно даст основу для объединения расколотого на части (в основном, по идейным соображениям) ефремовского движения.

SEN7759: 1. У Вас получается. В будущем обществе есть герои-воины с особой этикой (особым кодексом). Или каждый человек в некоторой ситуации может становиться героем-воином с особой этикой. 2. Ефремовцы очень много поглощены исследованием того, что хотел сказать/выразить или что подразумевал ИАЕ (например, большое количество цитат ИАЕ в нескольких группах vk многократно приводят). Гораздо меньше они пытаются (на основе познанного) создать свою (этическую) систему и начать изменять общество, людей, себя. Это разумеется, имхо, поскольку лишь эпизодически узнаю, могу заблуждаться и сужу со стороны. Конечно, были отдельные попытки. И одна из них --- попытка создания Манифеста (но ведь эти попытки остаются на обочине и не развиваются).

Евгений Беляков: Не развиваются, видимо, потому что движение расколото (и вина на конкретных людях). Первый шаг к объединению - создание ОБЩЕГО САЙТА. Но до тех пор, пока не преодолен идейный конфликт (о котором - в докладе), это вряд ли было возможным. Очень надеюсь, что это теперь удастся. Посмотрим на реакцию людей.


SEN7759: Мне показалось, что причины раскола не сводятся только к трактовкам идей/цитат ИАЕ. Дело ещё в явных и неявных оценках исторических событий прошлого (что и на трактовках в некоторой степени сказывается; кроме того, оценки менялись со временем) и путей развития. Это и признак исторического периода (например, левые/коммунисты также сильно раздроблены; но в этом году наметились интеграционные процессы (по созданию настоящей коммунистической партии, например)).

Евгений Беляков: Это верно, конечно. В основном, речь идет об отношении к эпохе сталинизма. Мне кажется, историки в конечном итоге могут показать в правильном свете историю страны. Это очень важно, и, мне кажется, это возможно. В литературе это уже сделано. Лучшие литераторы ХХ века раскрыли суть своей эпохи. Ахматова, Солженицын, Рыбаков, Пастернак, Платонов, да, Ефремов, Пикуль, Шаламов... Должен произойти разрыв с прошлым и начало "нового коммунистического проекта". Если этого не произойдет, - нет смысла ни в каких новых партиях, объединениях и т.д. Ефремов будет понят (вот как сейчас) искаженно, и никакое объединение псевдоефремовцев не будет иметь смысла. Надо понять основное и главное: а именно, что в центре истории стоит человек, Человеческий Фактор. Это означает, что главный вопрос науки - это МОЗГ. Не далекие планеты, не перспективные социальные и экономические структуры, а именно сама суть человека: разум, эмоции, чувство красоты, память, знания, мораль. Если это не понято, нет никакого смысла объединяться. Если во имя новой социальной структуры (коммунизма) уничтожают людей, - это есть путь к тоталитаризму, диктатуре, развалу всего человечного, высокого, в конечном итоге - страны. Она и развалилась и продолжает разваливаться. Для спасения нужно выработать новое представление о коммунизме как об обществе Человека (каждого Человека), как о ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ, как об обществе, ПОЗНАНИЯ человеком самого себя (по Сократу). Как об обществе, в котором главные бюджетные средства идут на ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА и на ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА (каждого, притом). Трагический опыт СССР должен быть учтен и трансформирован. Если этого не произойдет, грош цена любой коммунистической партии, которая не сумела сделать выводы из своего поражения в ХХ веке. Повторение этого опыта никому не нужно. Более того - преступно. За ХХ век Россия потеряла столько людей, как ни одна страна мира за век на протяжении всей истории. Призывать к повторению ради неосуществимых "идеалов", которые невозможны без создания "нового человека", который не возник и не возникнет "автоматически" - просто безумие и преступление. Единственное, что имело бы смысл - партия спасения человечества, в качестве программы которой был бы "Час Быка".

SEN7759: Если Вы лжеца, предателя и посредственного писателя Солженицына относите к лучшим литераторам ХХ века, то не только коммунисты, социалисты, но и центристы, патриоты сразу определят Вас в лагерь крайне реакционных правых. Про Солженицына и его деяния сейчас известно достаточно и Вы можете узнать о своем кумире правду (если захотите, конечно, побороть предрассудки).

Евгений Беляков: Ахматова, Солженицын, Рыбаков, Пастернак, Платонов, да, Ефремов, Пикуль, Шаламов... Это - высшее и последнее проявление великой русской литературы. Вы их ВСЕХ собираетесь "выбросить в корзину"? Ну-ну... Совершенно понятно, почему "коммунисты", сторонники повторения марксистско-ленинского "социализма" стали кидать свое дерьмо в выдающегося писателя. Это АБСОЛЮТНО ясно. ИХ ложь не выдерживает критики. Это обычные бюрократические дубы эпохи позднего Брежнева. Они не понимают, за что их скинули и что вообще произошло. И они собираются вернуться. Солженицын их обидел сильнее других. Вот они и мстят, они ничего другого не умеют. Как это вышло так, что Вы, умный человек, математик поверили наветам? Свидетелей, что сказанное Солженицыным - правда, слишком много. Назад пути нет. Просто был период, когда архивы КГБ были приоткрыты. Там работали даже иностранные ученые. Потом закрыли. Но если правда, как птица, вылетела из клетки, кто ее поймает? Это уже необратимо. Есть понятие необратимых процессов. Насколько я понимаю, правые в понимании левых - это те. что за частную собственность на средства производства и свободный рынок. И, знаете, мне без разницы, как меня квалифицируют (или классифицируют) левые "но и центристы". Ефремов - не правый и не левый. Это совершенно новая социальная парадигма. Обе главные социальные парадигмы ХХ века потерпели крах. Они постепенно уйдут в прошлое. Ефремовская парадигма - третья по счету, возникла в середине ХХ века на материале подвигов русских людей в великой войне. Ее время еще только начинается. И за ней будущее - такова моя вера. Будущее на многие века. Потому частные "несогласия", "определения" и пр. меня абсолютно не затрагивают. Мало что стоящая локальная эффективность не существенна в масштабе социальных и - говоря языком Вернадского - геохимических процессов на нашей планете.

SEN7759: Типичное передергивание. Написано было лишь о Солженицыне. Даже В. Шаламов, прошедший лагеря, и тот решительно отгораживался от Солженицына, даже не имея намного более полной информации о нем (чем сейчас). Вот его характерное высказывание о Солженицыне: "Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности".

SEN7759: Вот некоторые цитаты из речей и книг Солженицына. 1. Известное интервью испанскому ТВ 20 марта 1976 года, текст которого есть в парижском издании 1989 года: «Профессор Курганов косвенным путём подсчитал, что с 1917 года по 1959 только от внутренней войны советского режима против своего народа, то есть от уничтожения его голодом, коллективизацией, ссылкой крестьян на уничтожение, тюрьмами, лагерями, простыми расстрелами — только от этого у нас погибло, вместе с нашей гражданской войной, 66 миллионов человек… По его подсчётам, мы потеряли во Второй мировой войне от пренебрежительного и неряшливого её ведения 44 миллиона человек! Итак, всего мы потеряли от социалистического строя — 110 миллионов человек!» 2. "Архипелаг Гулаг", том 3, глава 2 "Подождите, гады! Будет на вас Трумен! Бросят вам атомную бомбу на голову!" 3. Ещё несколько со ссылками можно найти здесь http://vault8.pro/razbor-zarubezhnyh-vystuplenij-solzhenicyna-na-predmet-antisovetskih-mifov/ 4. Фильм BBC, The Power of Nightmares: The Rise of the Politics of Fear (2004). В нем фрагмент снятой BBC речи Солженицына. https://youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=VwAri8kyzTA "Но концентрируется мировое зло, ненавистное к человечеству. И оно полно решимости уничтожить ваш строй. Надо ли ждать, что оно ударит ломом в вашу границу и что американская молодёжь должна будет умирать на границах вашего континента?"

Евгений Беляков: 1. Это - ссылка на проф. Курганова. Как бы не получилось больше. У Вадима Эрлихмана, которому я доверяю, получается, что потери народонаселения еще больше. Демография - довольно точная наука. И это не нелюбовь к России,тем более - никакое не предательство. Это, скорее. скорбь по трагедии, к которой привел коммунистический эксперимент в том виде, как он был осуществлен. 2. По поводу этого места в АГ, перечитайте, и поймете фальшь цитаты, которая вырвана из контекста. Это - слова людей, доведенных до отчаяния. 3-4. Я не смотрел фильма, но я видел лживый ролик (видимо, вырванный из этого фильма). Он абсолютно лживый, слов Солженицына там не слышно, но они приводятся в других местах в текстовом варианте, и они означают совсем другое. Все эти попытки ОБОЛГАТЬ КРУПНЕЙШЕГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ только показывают, насколько велика ненависть преступников к тому, кто их разоблачил. Почему же Вы оказались столь доверчивы, и не выслушали ОБЕ СТОРОНЫ? Где элементарный научный критицизм?

Евгений Беляков: Да, прошел по Вашей ссылке: ни одного слова не слышно! Вот это и есть создание лжи. Это я уже видел. Это - мерзко. Неужели Вы не понимаете, что Вам морочат голову те, кто некогда пытал безвинных людей (пытки в те времена были РАЗРЕШЕНЫ ЗАКОНОМ!!!), кто сажал в лагеря безвинных уж точно родственников так называемых "врагов народа", их жен, детей, в специальные детские лагеря. Это НИЧЕМ не отличается от того же Саласпилса и Бухенвальда. Зачем Вы обманываете себя?

Евгений Беляков: SEN7759 пишет: Типичное передергивание. Написано было лишь о Солженицыне. Нет. Вы назвали Солженицына лжецом. Я показываю Вам, что то, о чем он повествует, подтверждается многими выдающимися писателями, его современниками. Какое же это "передергивание"? Где Ваша распрекрасная математическая логика? Боюсь, что это у Вас не собственное мнение, а "партийная дисциплина" в надежде на... на что даже не знаю... на победу опровергнутого историей и самой жизнью марксистско-ленинско-сталинского муравьиного социализма, "первой стадии коммунизма"? На повторение пройденного ужаса? На Ваш будущий возможный карьерный рост? Извините, но я не могу никак иначе объяснить. Эти надежды - ложны. Никакого второго СССР не будет, это абсурдные прекраснодушные мечты, основанные на самообмане. Социализм и коммунизм возможны и, более того, это был бы оптимальный путь, но НЕ СТАЛИНСКО-БРЕЖНЕВСКИЙ вариант, не 37-й год, когда в день по тысяче и больше расстреливали, не Феодосия времени гражданской войны с массовыми расстрелами. Не затхлые 70-е с запретами на информацию.

SEN7759: 1. Вы забыли про http://vault8.pro/razbor-zarubezhnyh-vystuplenij-solzhenicyna-na-predmet-antisovetskih-mifov/ 2. Остальные перечисленные писатели столько лжи, сколько написал и наговорил Солженицын, никогда не писали (а некоторые поверили Солженицыну) и они действительно выдающиеся. Я вовсе не отрицаю культа личности Сталина, но считаю Солженицына лжецом, предателем и посредственным писателем. Я, кстати, беспартийный и никогда в партии не состоял (и мои родители, бабушки и дедушки также беспартийные; поэтому Ваши измышлизмы вас и характеризуют с Вашей логикой). Про карьерный рост просто смешно, поскольку я скорее антикарьерист. 3. Ролик из настоящего фильма BBC, который доступен в интернете целиком! Есть их ролики с чистой речью Солженицына, без комментариев. У меня со слухом все в порядке, в ролике и четкая речь Солженицына, и четкий комментарий на английском. У Солженицына несколько подобных высказываний в интервью. Цитата из АГ согласуется с ними (как бы странно это не выглядело сначала).

SEN7759: Нашел интервью человека, который знал Солженицына лично. Просто интересно было узнать мнение о личности. И вот https://m.youtube.com/watch?v=7PhSpg5k1Jk

Евгений Беляков: Тексты зарубежных выступлений АИС выложены в интернете. Можете привести ссылки? Обвинение в предательстве родины - сильное утверждение. По идее его нужно доказывать. Обвинение во лжи - также. Все, о чем Вы написали - голословно. Доказать, как видно, Вы ничего не можете. Ничего из сказанного АИС не опровергли. Вы присоединились к пропаганде и ко лжи. Объясните, ЗАЧЕМ Вам это?



полная версия страницы