Форум » Учение Ивана Ефремова » Этика героя-воина » Ответить

Этика героя-воина

Евгений Беляков: ИВАН ЕФРЕМОВ ОБ ЭТИКЕ ГЕРОЯ-ВОИНА Евгений Беляков. Доклад на 13 Фестивале фантастики в Феодосии, 22.6.19.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Евгений Беляков: Насчет "человека, который знал Солженицына лично". Так он со многими общался. В том числе со следователями ГПУ, лагерными шестерками и прочей шелупонью. Сразу рев поднялся, "опровергателей" много нашлось. Тем более, он им не ответит. Нечего опасаться. Когда был жив - тоже писали, нормальное явление. Только теперь другое: шавки все начали дружно лаять, много о них рассказал ведь писатель. Ах, Моська, знать она сильна, что лает на слона... Хотя вот Свифт в свое время и доказал, что тыщща Мосек сильнее 1 слона. И был бы он "посредственным писателем", не устраивали бы на него облавы.

SEN7759: https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://insidethecoldwar.org/sites/default/files/documents/Solzhenitsyn%2520Speeches%2520to%2520the%2520AFL-CIO%252C%25201976_0.pdf&ved=2ahUKEwipoM_v_YfjAhUx6KYKHdr8CWwQFjAAegQIBRAB&usg=AOvVaw2mplUtGumefDfDU9uNxvJm http://e-libra.su/read/130802-vystuplenie-po-ispanskomu-televideniyu.html http://vtoraya-literatura.com/pdf/kontinent_008_1976_text.pdf Солженицын А. Публикации. Статьи и речи. Париж, 1989. Эти ссылки дополняют и уточняют разбор http://vault8.pro/razbor-zarubezhnyh-vystuplenij-solzhenicyna-na-predmet-antisovetskih-mifov/ В первом томе Публицистика. Т.1 -1995. (Ссылка на него есть в комментариях к ролику. Можно скачать полностью. Там же есть ссылка на полную версию фильма ВВС. Фильм и фрагмент из него подлинные. Снимали генераторы из ВВС). Стр. 274. "Но концентрируется мировое зло, ненавистное к человечеству. И оно полно решимости уничтожить ваш строй. Надо ли ждать, что оно ударит ломом в вашу границу и что американская молодёжь должна будет умирать на границах вашего континента?" Стр. 447 про 60 млн. погибших. Про 15 млн. погибших во вр кол. на 451 стр. Т.е. его собственные высказывания вполне согласуются и с его же цитатой: "Профессор Курганов косвенным путём подсчитал, что с 1917 года по 1959 только от внутренней войны советского режима против своего народа, то есть от уничтожения его голодом, коллективизацией, ссылкой крестьян на уничтожение, тюрьмами, лагерями, простыми расстрелами — только от этого у нас погибло, вместе с нашей гражданской войной, 66 миллионов человек… По его подсчётам, мы потеряли во Второй мировой войне от пренебрежительного и неряшливого её ведения 44 миллиона человек! Итак, всего мы потеряли от социалистического строя — 110 миллионов человек!»

SEN7759: Следовательно, он лгал неоднократно о 60 млн, 15 млн, 40 тыс расстрелянных в месяц в 1937-38 ггодах и т.д. А уж какие речи толкал за границей... Он неоднократно призывал американцев задуматься о превентивных мерах. Выше приведен лишь один фрагмент. Мои выводы все основаны на первоисточниках. Солженицын - лжец, предатель. К таким же выводам пришли и многие другие люди.


Евгений Беляков: Хорошо. Давайте отложим этот разговор и вернемся к обсуждению темы: этики героя-воина. Я освою Ваши ссылки. Кроме того, мне бы хотелось понизить градус спора, и я хочу заявить, что, несмотря на резкие высказывания, отношусь к Вам с большим уважением.

SEN7759: Спасибо! Я всегда пытаюсь защитить человека, понять его и чту презумпцию невиновности. Название этика героя-воина, мне представляется не очень удачным. Надо делать упор: на особые условия, на мышление, поведение в особых/чрезвычайных условиях; на работу над пробуждением человечности, формированием саногенного мышления в особых условиях; понять меру чрезвычайных мер/действий и последующего развития.

Евгений Беляков: Воин - потому что речь идет о борьбе со злом. Победить зло невозможно, если не встать на его уровень (что, собственно, постоянно и твердит Андрей Козлович). Если же человек встает на уровень зла, то средства грозят превратиться в цель и т.д. Это - очень сложная проблема. Если сохраняется эмпатия, причинять боль невероятно трудно. Если же преодолевать это, то либо теряешь эмпатию, превращаясь в психопата, либо наносишь удар по своей собственной психике. Возникает нечто вроде "раздвоения личности", внутренний диссонанс, и единственный способ - не переживать это, а закончить все это в бескомпромиссной схватке без правил, приводящей к смерти и Ормузда, и Аримана, и носителя добра, и носителя зла. Я понимаю, что нужно, конечно, решить проблему сталинизма и отношения к социализму и к нашей истории. И в той теме, как я уже говорил, необходимо иметь чёткую и адекватную социальную теорию. Исходя из которой (и фактов) осуществлять оценку. Пока у нас нет ни такой адекватной реальности социальной теории, ни методов воспитания и развития эмпатии. В некотором смысле ДЛЯ НАС "третья этическая система" закрыта и невозможна: слишком велика вероятность стать псевдогероем, а это страшнее, чем просто носитель зла, потому что что псевдогерой - носитель псевдодобра, и его сила гораздо выше. Нужно понять: можно ли вытащить из "синтетического уровня" человека, обязательно ли травма внутреннего конфликта приведет к разрушению психики. Я (видимо, в отличие от ИАЕ) надеюсь, что "воскрешение" человека после этих испытаний возможно. ИАЕ пишет, что вернувшиеся участники экспедиции на ТП, прожили мало, быстро умерли...

Евгений Беляков: Говорят же: все, что можно измерить, можно улучшить. Но мы так и не умеем измерять СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ. Не знаем. в каких пропорциях смешивать удовольствие, мотивированность, радость (и что то такое), устремленность, осмысленность жизни и т.д. Если бы знали, если бы проводились на ту тему эксперименты (как? какие?), то было бы легко определить "добро" и "зло". Добро было бы действием, направленным на увеличение счастья, а зло - на уменьшение. Добро увеличивает Общее Количество счастья, а зло - Количество счастья отдельного индивида за счет других. Смерть - абсолютное зло, но смерть одного, приводящее к сохранению жизни многих - не зло. В драме Жизни есть определенные роли, как в театре. Их даже никто не попытался описать. (Наподобие "Морфологии сказки" Проппа).

Евгений Беляков: Все же я считаю, что исцеление воина возможно. Вот небольшой отрывок из моего романа (единственного) "Час Андромеды". Будущее. — Эвда, я просто прогибаюсь от горя и ужаса, от ужасного чувства вины, — сказал И Юнь. — Как видишь, я появилась не случайно. Собери все свое мужество, Юнь. Ты силен и крепок. Ты выдержишь. Я просто не знаю, откуда берутся твои силы. Наверно, их дарит тебе Дар Ветер. Если тебе нужны мои силы — если бы я смогла передать их тебе — вот они все, бери. — Спасибо. Ценно в твоих словах само принятие меня не как преступника, каким я не могу не видеться самому себе. Моя вина неоспорима… Мне нет прощения. — Заслуживаешь, Юнь. Одна эта девочка, Родис, которую ты спас, оправдывает многое… Когда я смотрю на нее, мне кажется, — ей предстоит какой-то великий подвиг. Я уже не говорю о величайшей ценности информации, которую вы привезли к нам. — Красный Луч. Это оружие не должно было применяться. — Не было другого выхода. Если разобрать все, что ты делал, нет ни одной щелочки, дающей какой-то другой вариант. — А дать расстрелять себя? — А наша планета? А мертвые друзья — это не цена? Ты побывал на войне. Ты сражался. Ты защищал Добро. Невозможно победить зло, не опустившись на его уровень. Самая сложная задача: сразу находиться на двух уровнях — Добра и Зла. Быть беспощадным и жалеть тех, кого вынужден уничтожить. Это, наверно, самое трудное, что приходится пережить воину. Не многие смогли сохранить душу. Были и такие, кто покончил с жизнью, но ты не из тех. В твоей душе — двойная сила, и ты — победишь. И еще. Ты должен жить, потому что у Линды — большая новость для тебя. — Неужели? — Да! Но — молчок. Я тебе ничего не говорила. — Ясно… Значит, жизнь продолжается? — Да, Юнь. Жизнь продолжается… Я хочу рассказать тебе одну старую историю. Много столетий назад на Россию, на СССР, напало немецко-фашистское воинство. Война длилась 5 лет. Многие наши солдаты потеряли своих друзей, в тылу у многих погибли близкие. Ненависть возникла в их душах. Они превратились в машины уничтожения, и не было жалости в их сердцах. Но однажды, в бою за столицу Германии Берлин, один солдат увидел в подвале голодную маленькую немецкую девочку. Сначала он хотел убить ее, потому что настолько ненависть переполняла его душу, что он готов был убивать даже детей. Но вот он опустил автомат — оружие для убийства — и всмотрелся в темноту. И увидел личико этой немецкой девочки, которую только что готов был застрелить. У нее были огромные глаза. И она была худая, так как несколько дней питалась кое-как, некому было накормить ее. Слез не было уже в ее глазах. Ей было годика три-четыре, и она ничего не знала о фашизме… И тогда он развернул свой солдатский мешок и накормил ее своей простой солдатской едой. Всюду летали пули, гремели взрывы. Он обнял девочку и прижал ее к сердцу. И эта маленькая девочка, сама того не понимая, исцелила душу солдата. Дети - величайшие доктора. У Линды тоже родится девочка, я это знаю, я чувствую. Ты ей понадобишься, И Юнь. Знаешь, какое главное лекарство для всех, у кого неполадки с психикой? Думаешь, мудрые таблетки? Нет, Юнь. Это — чувство жалости, самое высокое чувство в человеке… Оно исцеляет все болезни, и тела, и духа.

Евгений Беляков: Перечитывая старые материалы на тему "адресного террора" и его приемлемости у Ефремова, все-таки прихожу к выводу, что недостаточно четкое и ясное описание "третьей этики" - это БОЛЬШАЯ ВИНА ЕФРЕМОВА, которая фактически обесценивает во всяком случае "Таис Афинскую". Как я сказал некогда, что эта книга порождена не гением, а болезнью, - так оно и есть. Потому что эту книгу могут несведущие люди понять совершенно не верно. Кроме того, сам факт призыва к сожжению Персеполя и к насилию над его жителями - не объясняется никакой "третьей этикой" (этикой воина) и остается просто призывом к насилию над людьми. И только.

Евгений Беляков: Вот что было написано несколько лет назад в дискуссии с Андреем Козловичем. Прочитал еще раз о пире и мести Таис Персеполису. Вот оно – хваленое «женское начало». Александр должен был остановить вакханалию, но, погруженный в полувлюбленность в Таис, – подчинился дикому порыву… Ревность и мстительноть (в данном случае – второе) – суть низшие начала женской сути. (Ревность, впрочем, охватывает и мужчин, как и женщин, но темнота и сила тупого чувства характерны именно для женщин). Самое «интересное», что, кажется, сам ИАЕ охвачен сочувствием к Таис и Александру. Вероятно, Андрей, Вы ухватываете правду, когда обращаете наше внимание на то, что ИАЕ слишком ценит чувство мести (2-й закон Ньютона и пр.) Есть ДВА самых страшных и вредных чувства (присущих жещинам, как вообще идущим от чувства) – это РЕВНОСТЬ (т.е. зависть) и МЕСТЬ. Я полагаю, эти чувства НАИБОЛЕЕ НИЗКИМИ из эмоций. В их преодолении только я и вижу спасение человечества, улучшение его жизни. Верю и люблю Женщину, вставшую выше зависти (ревности) и мести. Какая-то сторона ИАЕ превозносит месть и мстительность женщины, но есть и другая сторона. И она воплотилась в Родис… Это не то, что можно было бы считать второй стороной противоречия – это то, что НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ.

Евгений Беляков: Здесь многое верно, но Родис тоже не чуждо чувство мести - ведь в сцене ее гибели она ИЗ МЕСТИ убивает два десятка "омоновцев" Торманса... Вспомнился старый анекдот из брежневских времен. Скульптору Неизвестному (фигура в те годы оченно даже известная) заказывают бюст на могиле Брежнева (а в то время Брежнев был еще жив, Неизвестный создал бюст на могиле Хрущева из черного и белого мрамора: как бы позитивная и негативная стороны генсека). Бюст Брежневу с женскими грудями: одна грудь желтая, другая черная. Желтой кормит Азию, черной - Африку. Журналисты спрашивают: "А где же забота о России?" Ответ: "Ну это же бюст". Не поняли? Ну это понимают только те, кто жил в те времена))). Короче - вот так я примерно воспринимаю Ефремова: из черного и белого мрамора.



полная версия страницы