Форум » Биография » Прототип Таис Афинской, Фай Родис и внешность героинь » Ответить

Прототип Таис Афинской, Фай Родис и внешность героинь

Евгений Беляков: Любители Ефремова немало копий поломали, пытаясь решить вопрос о прототипе главных героинь романов Ивана Ефремова "Час Быка" и "Таис Афинская". Казалось бы, оба имени указывают на вторую жену Ивана Антоновича - Таисию Иосифовну Ефремову (Юхневскую). Один из вариантов имени Фай: Тай, Таис, Фаис, учитывая фонетику древнегреческого языка. Можно предположить, что у обеих героинь, являющихся олицетворением женственности, один прототип. И учитывая также посвящение обоих романов Т.И.Ефремовой, можно предположить, что вопрос о прототипе главных героинь решен. Однако, есть основания предполагать иное. Дело в том, что хотя Т.И.Ефремова (Юхневская) в действительности была поздней любовью писателя, не она оказала главное воздействие на его формирование. Собственно говоря, и само-то это формирование происходило задолго до знакомства Ивана Антоновича со своей второй женой. Изучая биографию писателя и ученого, можно обнаружить простую истину: настоящей Музой и сотрудницей Ефремова была его первая жена, Елена Дометьевна Конжукова. Вот что сообщает о ней Википедия. [quote]Конжукова Елена Дометьевна (3 июня 1902 — 1 августа 1961) — советский учёный (зоолог и палеонтолог, кандидат биологических наук), первая жена Ивана Антоновича Ефремова. Родилась в Павлодаре. Окончила естественный разряд физико-математического факультета Крымского университета в Симферополе (1926). В 1932—1961 сотрудник Палеонтологического института АН. Научные интересы — брахиоподы карбона и современные, амфибии и рептилии позднего палеозоя, мезозоя и современные. Вначале занималась изучением современных брахиопод, позднее (вероятно под влиянием мужа) переключилась на изучение древнейших позвоночных, преимущественно лабиринтодонтов. Её основные работы по этой тематике опубликованы в 50-х годах. В 1935 присвоена степень кандидата биологических наук без защиты. Имеет более 20 публикаций, в том числе монография «Основы палеонтологии. Земноводные, пресмыкающиеся и птицы» (в соавт., 1964, М.: Наука). В 1936 году вышла замуж за советского писателя и палеонтолога Ивана Ефремова. От их брака есть сын Аллан Иванович Ефремов. В честь Елены Дометьевны Конжуковой назван описанный ей род конжуковия (Konzhukovia) подсемейства трифозухины (Tryphosuchinae) семейства мелозавры (Melosauridae) (новое название рода введено Ю. М. Губиным в 1991 году).[/quote] Елена Дометьевна - дочь крупного мецената в Павлодаре, Доментия Пантелеевича Конжукова, ученица Вернадского, крупный ученый-палеонтолог. Кроме того, ее родной брат Вадим Конжуков был последователем Кришнамурти в России. http://pvgazeta.info/region/obchestvo/2498-vydayushchyysya-test-yvana-efremova

Ответов - 26, стр: 1 2 All

Евгений Беляков: Философ В.Розин вспоминает: Лично я познакомился с эзотерической литературой в 60—70-х годах в период второй эзотерической волны (первая относится к началу века). В тот период самиздатовским путем распространялись замечательные тексты Кришнамурти, ШриАуробиндо Гхоша, Г. Гурджиева, П. Успенского, Рудольфа Штейнера, Елены Рерих, Карлоса Кастанеды, Даниила Андреева, Д. Судзуки, А. Уотсаидр. В определенных слоях советской интеллигенции и городского населения складывались, действовали (год-два, не больше) и умирали эзотерические кружки, где изучались эти тексты и практиковали эзотерический образ жизни, но чаще, конечно, нечто, его напоминающее, подражание ему. Уже тогда я почувствовал на себе влияние не только эзотерических учений, но и их творцов, «гениев эзотеризма», как я их назвал позднее, в период чтения лекций по эзотерическим учениям (они проходили сначала на квартире моего друга - эзотерика Вадима Конжукова, затем, в эпоху перестройки, при достаточно большом стечении народа в «Театре на досках»). Очевидно, именно посредством связей своей жены Елены Дометьевны Конжуковой Иван Антонович мог познакомиться и с учением Рерихов, а также познакомиться с этой семьей. Воздействие "Агни-йоги" чувствуется и в "Туманности Андромеды", где, разумеется, в измененном виде, приводятся тексты Елены и Николая Константиновича Рерихов. См. статью А.Юферовой "Иван Ефремов и Агни-Йога" http://www.kishinev.net/1079-ivan-efremov-i-agni-joga.html

Евгений Беляков: Вот пересказанное С.Ахметовым со слов Т.И.Ефремовой воспоминание о посещении Иваном Антоновичем Дома Волошина в Крыму: Ефремов вместе с женой Таисией Иосифовной приехал в Коктебель через несколько лет после монгольских экспедиций. Огромный, добродушный, общительный, он сразу всем понравился. Быстро возникли дружеские отношения с Марией Степановной Волошиной, вдовой поэта. Ефремов восторгается ею: "Поразительная женщина! В войну она немцев не испугалась. Все уберегла во время оккупации Крыма — рукописи, картины, книги. Даже огромный гипсовый муляж египетской царевны Таиах спасла, закопала в саду. Ох, не случайно упоминается тут царевна Таиах! Чуть ниже мы вернемся к этой теме. А сейчас отметим, что из этих воспоминаний может сложиться впечатление. что Ефремов приезжает в Крым в первый раз! На самом деле это не просто не так, это, можно сказать,противоположно истине. Ибо именно в Коктебельском заливе в морской воде растворен, по ее завещанию, прах первой жены Ивана Ефремова Елены Конжуковой. Я думаю, можно сравнить смерть Фай Родис, прах которой в романе "Час Быка" развеян в верхних слоях атмосферы планеты Торманс, и похороны жены Ефремова. Нет! Ефремов давно и прекрасно знал Коктебель. Соответственно, не знать истории жизни Максимиллиана Волошина Ефремов также никак не мог. И не мог не сравнивать свою судьбу с судьбой великого поэта и художника. Действительно, у М.А.Волошина также, как и у Ефремова, были две жены.

Евгений Беляков: Первая жена М.А.Волошина - красавица Маргарита Сабашникова. Как и Ефремов с женой, чета Волошиных увлекалась оккультизмом. Они принимали участие даже в создании Гётенаума, дворца оккультизма, который строил Рудольф Штейнер в Швейцарии. Но на этом внешнее сходство заканчивается. Максимиллиан и Маргарита женились в 1906 году, но вскоре наступает разрыв. Маргарита уходит от М.А., тот,безумно опечаленный, уезжает в Коктебель. С собой в свой Коктеельский дом, Волошин увозит слепок царевны Таиах, имеющий огромное сходство с Маргаритой...


Евгений Беляков: У Ефремова же все совсем не так. В самом конце 40-х годов Ивану Антоновичу и Елене Дометьевне пришлось встретиться с тяжелыми болезнями, и тогда в их жизнь вошла молодая медсестра Таисия Юхневская. Считается, что Иван Антонович влюбился в нее "с первого взгляда". Но я позволю себе усомниться в этом. Ьак это или нет, но до самой смерти Елены Дометьевны Таисия помогала ухаживать за ней. Через год после смерти Елены Дометьевны Иван Антонович женился вторично на Таисии Иосифовне. Люди, близкие к семье писателя, говорят, что о связи Ивана Антоновича с Таисией он поставил в известность Елену Дометьевну еще в 1947 году, но сохранял с ней близкие, дружеские отношения. Впрочем, как и Волошин с Сабашниковой... А теперь обратим внимание на сходство имен Таиах, Таис и Фай! Что если Ефремов, опираясь на вышеуказанное сходство своей судьбы и судьбы М.А.Волошина, в своих романах воссоздал отнюдь не образ молодой второй жены, а свою первую любовь и жену, Елену Конжукову, женщину, которая так сильно повлияла на его мировоззрение, на его духовный рост, на все его ценности и идеалы?! А от "непосвященных" (и даже,может быть, от второй жены) скрыл это внешней схожестью имен Таис, Фай и Таисия?

Евгений Беляков: У нас нет хороших портретов Елены Конжуковой, вообще никаких, кроме вышеприведенного. На портрете - молодая женщина, очень красивая, очень волевая. Трудно сопоставить ее образ с портретом царевны Таиах. Но все же можно предположить, что Ефремов, знавший молодую Елену, видел в этой скульптуре некое, пусть мимолетное сходство с ней... И тогда - образы Таис Афинской и Фай Родис, можно предположить, каким-то образом отражают ее прекрасные черты. Недавно была высказана интересная гипотеза: имя Таиах нужно прочесть с конца к началу. Борис Григорьев пишет: «Хайят» в переводе с арабского означает «жизнь»! Ведь вся жизнь Волошина тогда была сосредоточена в Маргарите. Мгновенно прояснилось, почему он назвал её «тайной тайн Египта». Древнеегипетская «Книга Мертвых», доступная лишь посвящённым, — это книга о жизни, победившей смерть. Да и сама жизнь до сих пор это величайшая, никому не подвластная тайна. Теперь понятно, почему она у него «царевна солнца». Жизнь на планете Земля – «дочь», порождение солнечной энергии. В этом контексте обретают более глубокий смысл все остальные упоминания Таиах в лирике поэта. А когда он впервые увидел скульптуру, будучи поражён её необыкновенной красотой, прикоснулся к ней губами, и ему показалось, что она живая. Ещё одно подтверждение этой версии – рисунок Волошина под скульптурой. На нём изображён древнеегипетский корабль и под ним – не логично подразумевающиеся иероглифы, а псевдоарабская надпись, которую изучали востоковеды и не нашли в ней никакого смысла и значения. Это самая настоящая волошинская мистификация в стиле Черубины де Габриак, чья фамилия тоже может являться косвенным ключом к разгадке: последние четыре буквы, прочитанные в обратном порядке, дают «Каир». Тайной же это осталось, скорее всего, потому что он не мог причинить боль Марии Степановне в случае, если бы она узнала, КАКОЕ имя он дал скульптурному портрету своей первой жены. Это был его глубоко интимный и личный секрет, который он никому не мог бы раскрыть просто по этическим соображениям http://www.peoples.ru/art/literature/story/voloshin/forum_taiakh_-_vekovaja_mistifikacija.shtml Также следует отметить, что имена в произведениях И.А.Ефремова часто "шифруются" по принципу чтения справа налево. Так, например, имя Синед Роб или Роб Синед указывает на Дениса (Га)бора, Нобелевского лауреата, изобретателя голографии (которую, кстати, предсказал И.А.Ефремов). А женское начало, которое "обожествляется" в романах Ефремова, это начало Жизни. Не случайно,значит, имя героини Фай РОДИС- то есть "рождающая жизнь"? Да! Теперь все становится на свои места. Косвенным подтверждением может являться и глубокое увлечение Ефремова Древнем Египтом, куда,в частности,он и посылает свою героиню Таис Афинскую...

Евгений Беляков: Кто же она такая, эта удивительная "царевна Таиах"? Замечательный наш египтолог Виктор Солкин посвящает этому вопросу интересную статью, содержание которой здесь пересказывать нет смысла,но вывод следующий: оригинал данного слепка не есть портрет Таиах или Тийи (как думали сначала). Поразительный факт состоит в том, что это был портрет придворной дамы Мутноджемет,и она - младшая сестра Нефертити!!! Так вот откуда ее поразительная красота! Ниже я приведу изображение ОРИГИНАЛА. http://podosokorskiy.livejournal.com/2593059.html Вот она - ТАИС АФИНСКАЯ, и вот она ФАЙ РОДИС, дочь Земли!

Евгений Беляков: Мне кажется, сходство есть! Очерк скул, подбородок, разрез глаз... В "Часе Быка" Ефремов пишет о двух типах женщин: "богини" и "феи": первые требуют подвигов, вторые дарят мягкость и заботу.Если Таисия Иосифовна была для Ефремова, явно, феей, то Елена - безусловно, богиней! И она выполнила свою миссию.

Натали: И еще интересно, ведь первая жена Ефремова была гречанка, предки были обрусевшие греки) "Он (Доментий) родился в 1862 г. во Владикавказе в купеческой семье обрусевшего грека Пантелея Конжукова". http://pavlonews.info/news/categ_2/152541.html

Евгений Беляков: Конечно, все сказанное выше в защиту памяти Елены Конжуковой, не стоит истолковывать как попытку преуменьшить роль Таисии Ефремовой (Юхневской). Ведь именно к ней обращены строки: "Если бы ты только знала, насколько лучше я стал в жизни с тобой, ты бы поняла, что созданием самых лучших своих произведений я обязан только тебе, тому высокому огню души, который ты сумела зажечь и поддерживала его во всех болезнях и невзгодах нашей с тобой жизни...". Однако, помня одно, не стоит забывать другого. Елена была на 5 лет старше Ивана Антоновича. Удивительной красоты (теперь мы знаем - греческой), удивительного таланта женщина (ведь ей было присвоено звание кандидата наук даже без защиты!) была не просто подругой писателя, но во многом его творцом, передавшим ему всю ту глубочайшую, многогранную ноосферную философию, которой она училась у Вернадского. Она передала Ефремову ДУХ Симферопольского университета, любовь к Крыму, к М.Волошину, к почти невероятной красоте крымской природы. Ее дух - в произведениях писателя! Ее и Волошина, и Гумилева, и Рериха, и Вернадского... Дух Древней Греции, Египта, Индии... Только огромные знания, эрудиция, высокая наследственная культура ее семьи, знание языков - только это могло стать основой роста души и ума Ефремову.

Евгений Беляков: Я думаю, эту тему будут читать многие из тех, кто изучает творчество Ефремова. Надеюсь. И поэтому тут хочу сказать еще несколько слов о наследии писателя. ЕГО НЕОБХОДИМО И КАК МОЖНО СКОРЕЕ ОТСКАНИРОВАТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ИНТЕРНЕТ ВСЕ. И я говорюэто уже не первый год. Остались его тетради, записи в большом количестве, вся переписка. Фотографии (наверняка - и фотографии Елены Дометьевны). Таком образом ВСЕ, ЧТО СОХРАНИЛОСЬ, НУЖНО ОПУБЛИКОВАТЬ, не глядя на возможные будущие гонорары и дивиденды!!! Публиковать и то, с чем не согласны мы сейчас. Возможно, в будущем наступит переоценка ценностей. Мы живем в мире, когда планетарные ценности НЕЛЬЗЯ хранить в одном экземпляре. Это нужно не только литературоведению, совсем не только литературоведению. Это нужно всем, в эпоху, когда земля вступает в Глобальный Кризис, и когда уже чувствуется и становится общепризнанным его грозное приближение. Держать все это "под замком" - это уже граничит с преступлением... Так вот: дорогие читатели, если вы близки к семье Ефремовых, передайте Таисии Иосифовне и Алану Ивановичу, что есть некий Евгений Беляков, который их никогда не видел (и вряд ли увидит) и не имеет к ним никаких личных обид и т.д., но который их "реально не понимает". Я бы не говорил ничего этого, если бы ситуация не дошла до абсурда. Несколько лет тому я посетил музей Ефремова в Вырице. И, к своему огромному удивлению, не обнаружил НИ ОДНОЙ фотографии ни Елены Дометьевны Конжуковой, ни даже (в силу симметрии?) Таисии Иосифовны. Изданы биографии Ефремова, но и в них нет таких фотографий. Везде Иван Антонович находится в гордом одиночестве (или, в качестве исключения - в обществе коллег-мужчин). С большим трудом удалось достать единственную карточку Елены Дометьевны на официальном сайте ученых, где ее просто не могло не быть. Эта-то карточка и использована в этой теме. С трудом нашлась и фотка, где Ефремов снят с Таисией Иосифовной. Я ее уже приводил где-то на каком-то сайте, не буду ставить ее сюда. Видимо, просочилась в интернет по недоразумению. Во всех других биографических изданиях обычно приводится подборки фотографий близких писателям людей. Тут - ничего нет. Провал. И это производит очень странное впечатление.

Лара Литвинова: Ничего себе - "сторонник ненасилия"! Так поливать несчастных родственников, которые, скорее всего, и знать не знают ни о какой своей "ноосферной миссии",которую Вы им приписываете

Лара Литвинова: Кстати, вот история захоронения Елены Дометьевны. Рассказывает ее сын, Алан Иванович: - Моя мать, которая, естественно, умерла своей смертью, готовясь к кончине, завещала развеять ее прах со скального массива Карадаг в Крыму. Она увлекалась индийской религией, и мы не считали себя вправе нарушить ее посмертную просьбу. Мы с моим товарищем, студентом, заключили пепел в капсулу, положили ее в небольшой дубовый ящичек, заполненный галькой, и спустили его на дно моря с рыбацкой лодки метрах в ста от берега. Карадаг - это напротив дома Волошина. Как раз если смотреть от Дома Поэта на Карадаг, можно увидеть созданный веками геологических процессов профиль Волошина.

Евгений Беляков: Лара: Ignorantia juris nocet

Евгений Беляков: Мне сообщили, что не "Общину" цитирует с изменениями Ефремов, а "Знаки Агни-йоги". С удовольствием вношу изменения, не являясь поклонником сего обширного учения, можно и ошибиться. Это никак не влияет на аргументацию.

Евгений Беляков: Задача статьи - вытащить на свет Божий талантливого, даже можно сказать выдающегося русского ученого (о патриархальный русский язык!) Елену Дометьевну Конжукову. Когда мы восхищались в детстве "Звездными кораблями" и "палеонтологическими" рассказами Ивана Ефремова, то НУЖНО ПОМНИТЬ о ее роли в творчестве нашего любимого писателя. Она была забыта и вытеснена совершенно НЕСПРАВЕДЛИВО. Так бывает в жизни. Но эти имена нужно доставать из забвения, протирать тряпочкой и ставить на всеобщее обозрение. Особенно,если это ИМЯ ЖЕНЩИНЫ. И работу эту должны выполнять литературоведы и историки. "...Их протирают как стекло. И в этом наше ремесло". (Кушнер).



полная версия страницы